logo
Гаврилова Л

Невменная, буквенная и линейная нотации

ервые памятники с нотированными богослужебными текстами появляются вIXвеке, в каролингскую эпоху. Древнейший памятник дошедшего до нас невменного письма находится в Мюнхене – «Codex9543», записанный между 817-834 гг.

Традиционно слово Neuma переводят с латинского как кивок, знак, ассоциируя значки, появившиеся над латинским текстом рукописей, с движениями руки кантора, управляющего хором. Однако есть и греческое, более раннее значение этого слова: pneuma – дыхание, дуновение, ветер. В этом смысле сам акт передачи тайны интонации понимается таким же ускользающим и неуловимым, как дыхание или дуновение духа, идущее от учителя к ученику. Графическое начертание невмы является всего лишь напоминанием о тайне этой передачи.

Различают два вида невм: простые и сложные. Простыми являются восемь невм, содержащие от одного до трех звуков; сложными – все остальные, содержащие более трех звуков.

Две невмы – punctum(«точка») иvirga(«прут») обозначали один звук. Более низкий звук, чем предыдущий, фиксировался при помощиpunctum, более высокий –virga. Две невмы означали двухзвучные фигуры:podatus(«шаг») – для нотирования восходящего движения,clivis(«сгиб») – для нисходящего. Четыре невмы соответствовали трехзвучным фигурам.Scandicus(«подъем») дает восходящий рисунок,climacus(«приставная лестница») – нисходящий. Невмаtorculus(«изгиб») передает рисунок вверх-вниз,porrectus(«усилие», «растяжение»») – вниз-вверх.

Сложные невмы образуются при помощи комбинации простых невм. Например, virgasubtripunctis– к вирге присоединяются три пунктуса, илиtorculuspraepunctis– фигураtorculusпередpunctum.

Невмы рисовались над текстом и регламентировали только направление движения. Существовали различные диалекты (региональные традиции) в написании невм.

Несовершенство невменной нотации было связано с отсутствием точной звуковысотной фиксации. Она давала представление только об относительной высоте песнопения. Поэтому последующее развитие нотации было связано с добавлением букв и линии.

Буквенная нотацияв эпоху Средневековья применялась в основном в теоретических трактатах, и ее истоки относятся к трудамБоэция. У Боэция диатонический звукоряд обозначался последовательностью греческих либо латинских букв от А до Р. У Хукбальда, Одо уже используются только семь букв (прописные и строчные), то есть появляется идея буквенных повторений при перенесении того же звукоряда на октаву выше:

A B C D E F G H I K L M N O P - Боэций

A B C D E F G a b c d e f g a - Хукбальд, Одо и др.

У Гвидо Аретинского диатонический звукоряд в буквенной записи приобрел следующий вид:

Г A B C D E F G a b# c d e f g aa b# сс dd (ee)

(bh) (bh)

Изобретение и введение линейной нотациипредставляет собой одно из самых фундаментальных событий в истории музыки.

Считается, что первым использовать линии стал Хукбальд (ум. ок. 930). Это зафиксировано в его трактате “Deharmonicainstitutione”. Между линиями он ставил буквыt(tonus- тон) иs(semitonium- полутон). Слоги текста помещались на промежутках линий (в отличие от привычного нам расположения и на линиях, и между линиями):

_______________________ta_____

t____________________li/________

t___Ec________Isra___/__________

s_____\ce_____/____\he__________

t________\vere__________________

Нотация Хукбальда (а также ряда других теоретиков – Германа Контрактуса и Псевдо-Хукбальда15) представляет собой промежуточную стадию перехода от невменной системы к новой нотации, стремящейся точно отобразить интервальные соотношения звуков в мелодии.