logo
Древние славяне

Духовенство

Русская православная церковь в поздней Московской Руси пользовалась значительной автономией. В правление Петра I эта автономия уничтожается, церковь подчиняется Священному Синоду, члены которого приносят присягу «стоять на страже государственных интересов». Для надзора над деятельностью Синода учреждается «око государево» — должность синодального обер-прокурора. Синод избирает кандидатов в архиереи, которые утверждаются императором.

Духовенство традиционно разделяется на белое (церковнослужители) и чёрное (монашествующее). Со времени Петра I духовенство рассматривается, как привиллегированное сословие, и освобождается от подушной подати и рекрутской повинности.

Пётр I ведёт наступление на монастыри, стремясь ограничить их численность. С его точки зрения, чрезмерный рост монастырей вредит государству, так как уменьшает его налоговую базу, и уводит потенциальных рекрутов. Также Пётр стремится подчинить государству церковные вотчины. Такая политика начинается ещё в XVII веке, когда церковные владения разрослись, по отзывам некоторых иностранцев, до трети государства; Уложение 1649 года запрещает увеличение церковных вотчин, церковные слободы были отписаны в казну. В дальнейшем Московское государство старается обложить монастырские вотчины сборами, посылает к ним на прокормление инвалидов, солдатских вдов и сирот.

В 1764 Екатерина II переводит большинство уцелевших церковных вотчин в казну, взамен назначая монастырям жалованье. В дальнейшем политика государства по отношению к чёрному духовенству была неоднозначной; в 1734 году «неправильно постриженных» монахов отдали в солдаты, в 1760 году при Елизавете Петровны принятие монашества было разрешено всем.

При Екатерине II учреждаются штаты монастырей, основывать новые монастыри разрешается лишь с согласия верховной власти. При Павле I и Александре I, однако, монастырские штаты увеличиваются, в 1801 монашествующие священнослужители, а с 1810 простые монахи освобождаются от телесных наказаний по светскому суду. По духовному суду это происходит, по приказу Священного Синода, ещё ранее, 17671771. В 1862 эта льгота распространяется также на белое духовенство.

В 17221867 преобладает в духовенстве преобладает наследование. Отношение к выходу из сословия со временем менялось; если Пётр I даже поощрял его, то, например, Александр I поставил в зависимость от решения Синода.

Экономической основой существования духовенства были платы за требы, собираемые с прихода. Начиная с Николая I, назначается казённое жалованье духовенству.

Численность православного духовенства на 1908 год составляла 177 тыс. человек (48 тыс. священников, 59 тыс. прочего белого духовенства, 17 тыс. монашестующих мужского пола, 53 тыс. монашествующих женского пола). Численность духовенства как сословия (включая женщин и детей) составляла в 1897 году 589 тыс. человек[8].

После Февральской революции 1917 года Временное правительство отменяет обер-прокурорский надзор над церковью, что было воспринято современниками, как восстановление церковной автономии. Впервые с 1666 года15 августа 1917 г. в Москве в Кремлевском Успенском соборе открылся Поместный Собор Русской Православной Церкви, собравший 588 делегатов.