logo
Учебник В

2. Ислам основа арабской цивилизации

Символ веры приверженцев ислама шахада (свидетельство) начинается словами: Нет бога, кроме Аллаха, а Мухаммед посланник Аллаха. Мухаммед был бедняком, который в юности пас стада своего более зажиточного родственника. Потом он поступил на службу к богатой вдове Хадидже, вел ее торговые дела, и вскоре женился на ней. И хотя он был младше вдовы на 15 лет, это был удачный брак. Со временем, однако, общая торговая конъюнктура ухудшилась, и ему пришлось свернуть свои торговые дела. Мухаммед посвятил себя духовным поискам и стал одним из ханифов-проповедников. Его учение составило суть ислама новой монотеистической религии, ставшей основой Исламской цивилизации.

Ислам (буквально покорность) вобрал в себя как духовно-религиозную культуру арабов, так и многие постулаты иудаизма и христианства. Однако, это не было эклектическое смешение различных религиозных верований. Это было качественно новое цельное вероучение.

Священной книгой приверженцев ислама мусульман (от муслим преданный) стал Коран (Чтение), который, согласно мусульманскому преданию, был передан Аллахом людям через пророкаМухаммеда. Уже после смерти Мухаммеда Коран был собран в единую книгу и разделен на 114 глав (сур). В основе догматики Корана идея о том, что спасение ждет только тех, кто верит в Аллаха и его посланника Мухаммеда. Мусульмане должны полностью вверить себя воле Аллаха. Отсюда фатализм, предопределенность высшей силой человеческой судьбы.

Ислам возлагал на верующих 5 основных обязанностей (пять столпов веры). Первая вера в единого бога Аллаха и его посланника пророка Мухаммеда. Вторая обязанность ежедневное совершение молитв в соответствии с определенным ритуалом. Третья соблюдение поста, в особенности в месяц рамадан (девятый месяц мусульманского лунного календаря). Четвертая ежегодное отчисление в пользу мусульманской общины заката одной сороковой доли доходов. Пятая обязанность хадж, паломничество в Мекку, священный город мусульман. Постепенно, в ходеарабских завоеваний стало формироваться учение о священной войне за веру (джихад) с неверными и о спасительной силе ее для душ верующих. Учение о Страшном суде, загробном воздаянии за добро и зло, совершенное в земной жизни, об ангелах, дьяволе и аде было сходно с христианским. Сходным с христианским было и учение о братстве всех верующих-мусульман вне зависимости от этнической и социальной принадлежности, богатства или бедности. По отношению к иудеям, христианам и зороастрийцам мусульмане в те времена демонстрировали веротерпимость, при условии, что последние станут подданными мусульманского государства и будут платить установленные для них налоги.

В Мекке торговом городе Мухаммед, проповедующий новую веру, нашел поначалу немного последователей. Новая вера, а особенно выступления Мухаммеда против ростовщичества (против обмеривающих и обвешивающих), за честность в торговле, помощь бедным и сиротам и т.д., были встречены неодобрительно влиятельной частью горожан. Кроме того, новое вероучение подрывало священный смысл Каабы пантеона языческих божеств, который притягивал людей в торговый город. В 622 г. Мухаммед с группой последователей был вынужден переселиться в Ятриб, откуда была родом его мать. Там он основал мусульманскую общину. Жителя этого города старые соперники мекканцев встретили нового пророка куда более благожелательно. Они встали на сторону новой религии, а свой город переименовали в честь Мухаммеда в Медину (город пророка). 622 год стал началом нового летоисчисления по мусульманскому календарю. Именно с Мединыначинается победное шествие ислама по арабскому миру.

Ислам с его верой в единого Бога, идеей братства всех мусульман и постулатом о единстве духовной и светской власти стал той силой, которая смогла объединить Аравию. Сам Мухаммедоказался не только выдающимся духовным вождем, но и талантливым политиком. Мусульманство быстро стало политической силой, а его мусульманская община - ядром объединения Аравии.Мухаммед сумел объединить немало арабских племен, в том числе бедуинов, и в 630 г. торжественно въехал в Мекку. Мекканские правители, видя, что складывающееся политическое объединение в конечном итоге соответствует их интересам, предпочли подчиниться, тем более что Мухаммед, очистив Каабу от изображений языческих божеств, объявил ее священным местом для всех мусульман. Мекка стала религиозным центром мусульманского мира. С рождением и утверждением ислама стала складываться арабская исламская цивилизация.