Свободный органум.
серединеXIвека начинает активно развиватьсясвободный органум. Складываются нормы голосоведения, которым должен был следовать автор. Преобладающие интервалы, образующиеся в голосоведении – октава, кварта, квинта. Но возникают также терции, и сексты. Можно говорить и о формировании определенных композиционных закономерностей свободного органума. Наряду с текстовой фразой появляется собственно музыкальная композиционная структура:органальная фраза– построение от одного коньюктного созвучия до ближайшего другого. Причем, органальное членение может не совпадать с текстовым. Подконьюктнымисозвучиями понимаются октава и прима. Заключительное созвучие органальной фразы называется копула (сopula). Предшествующее копуле созвучие именуетсяпенультимой(рaenultima). И это обычнодизьюктноесозвучие - кварта, квинта, терция или секста. Переход от пенультимы к копуле называетсякопуляцией(сopulatio). В средневековых трактатах отдельно разрабатывались нормы копуляции, которая, в сущности, является прообразом каденционного оборота.
К