3. Неолитическая цивилизация
Неолит завершающий этап каменного века и начало истории цивилизации. В эпоху неолита произошел грандиозный переворот, названный английским ученым Гордоном Чайльдомнеолитической революцией. Неолитическая революция это переход от присваивающего хозяйства (охоты, собирательства, рыболовства) к хозяйству производящему (земледелию и скотоводству). Этот период фундаментальных преобразований занял от 2 до 4 тыс. лет и привел к целенаправленному воспроизводству главных продуктов питания на основе развития земледелия и скотоводства. До настоящего времени человечество продолжает жить за счет выделившиеся в неолите в отдельные виды деятельности земледелия и скотоводства. Уже 6-7 тыс. лет назад начали выращивать все те злаки, овощи и фрукты, которые кормят нас и сегодня. В дальнейшем число их увеличилось не намного, но лишь шло их распространение на новые территории. Так, пшеницу, ячмень, просо и чечевицу, освоенные человеком неолита, выращивают ныне в разных районах земного шара. Пшеница была царицей неолита, и хлеб на нашем столе изобретен тогда же. Предполагают, что именно неолитический человек освоил большинство полезных растений. Труд первых земледельцев был весьма тяжелым. Сколько физических усилий требовалось, чтобы вскопать землю простой палкой-копалкой, костяной или роговой мотыгой, чтобы роговым серпом или кремниевым лезвием колосок за колоском срезать жесткие стебли злаков и, наконец, растереть зерна на каменной плите зернотерке. Но труд земледельца возмещался, ибо появился более устойчивый источник обеспечения, нежели собирательство.
Неолит период бури и натиска в доместикации. Все те животные, которых начал одомашнивать неолитический человек корова, бык, овца, коза, свинья, разные породы птиц разводят и сегодня. В наши дни, как 7 тыс. лет назад, эти животные дают человеку мясо, молоко, масло и сыр. Однако, первые земледельцы вначале использовали только мясо, шкуры и шерсть и лишь спустя некоторое время по достоинству оценили и включили в свой рацион питания молоко. Одомашненные лошади и крупный рогатый скот имели еще одно преимущество. Кроме мяса, шерсти, шкуры и молока, они давали человеку свою энергию, став рабочим скотом и транспортным средством. Приручив лошадь, человек получил возможность стремительного преодоления огромных пространств. Без лошади трудно представить процесс развития цивилизации. К концу неолита в доместикации наступило некоторое затишье. Был уже создан своего рода грандиозный золотой фонд домашних животных и началось их распространение по Земле.
Таким образом, в эпоху неолита произошло первое общественное разделение труда земледелие и скотоводство выделились в отдельные виды деятельности. Скотоводство отделилось от земледелия, и появились оседлые земледельческие и кочевые скотоводческие племена. Усилилась неравномерность в историческом развитии, и человечество пошло в цивилизацию разными путями и разными темпами.
В неолите сам процесс перехода к земледелию скотоводству был куда более сложным, чем, к примеру, переход от палеолита к мезолиту. Земледелие и скотоводство, выделившись в отдельные виды деятельности, пока еще не стали ведущими и основными отраслями хозяйства, а носили только подсобный характер. Так, где природные условия не способствовали возникновению и развитию земледелия и скотоводства, неолитический человек вел образ жизни своих предков палеолитических и мезолитических охотников и рыболовов. Высокоорганизованная охота и рыболовство еще долго были основным или даже единственным видом хозяйства. Многие охотники и рыболовы не знали земледелия даже как вспомогательного вида хозяйствования. Если к конценеолита в Месопотамии, Египте, в Индии и Китае преобладало земледелие, то в Европе оно было развито значительно меньше, а в остальных областях земного шара вообще находилось в зачаточном состоянии. На первых порах производящее хозяйство сочеталось с присваивающим. Но каждая последующая эпоха способствовала развитию земледелия, скотоводство и рыболовства, а охоту и собирательство все более и более сводила на нет.
Неолит время новых технологий и материалов. Хотя это и каменный век, но его каменная индустрия достигла совершенства и высокой техники обработки орудий труда. Если палеолит называют эпохой оббитого камня, то в неолите люди научились камень резать, сверлить и полировать. Орудия труда стали не такими грубыми, а в их изготовлении начали использовать новые материалы диорит, яшму, нефрит. Для получения высококачественных сортов камня перешли к его подземной добыче, появились первые кремневые шахты. При помощи новой техники обработки были созданы новые орудия труда, которые человек неолита мог использовать в земледелии: мотыги, песты, ступки, зернотерки, утяжелители для палок-копалок в виде массивных дисков или колец с отверстиями посередине. Характерно появление топоров нового типа, тонких и плоских, имеющих форму трапециевидного клина, т.н. колунов. Их уже можно было использовать для рубки деревьев. Археологи находят многочисленные челны, весла, лыжи и сани, в изготовлении которых топор незаменим.
Все это облегчало и улучшало жизнь неолитического человека. И хотя по физическим данным он не ушел далеко от своих предков, но это был уже человек новой культуры, новых изобретений и открытий. На протяжении сотен тысяч лет всего пять материалов камень, дерево, кость, шкуры животных и глина удовлетворяли человека. Однако, начиная с эпохи неолита, он сам стал создавать необходимые ему материалы. Превращаясь из собирателя и охотника в земледельца и скотовода, он сначала изобрел керамику и текстиль, а в конце неолита сплав металлов.
Появление керамики великое событие в истории человечества и важный шаг его цивилизационного развития. Неолит часто называют керамическим веком. Появившимся не на пустом месте глиняным сосудам неолита предшествовали различные емкости для воды, собранных кореньев, пойманной рыбы и т.д. Ими могли быть тыквы, крупные орехи, плетеные корзины, рога, черепа животных и человека. В эпоху неолита стали изготовлять керамические сосуды для хранения семян, мыса, воды, для приготовления пищи на огне. До появления гончарного круга их делалиспособом налепа, когда из глиняной массы, куда добавляли песок, толченые раковины или рубленую траву, изготовляли жгуты толщиной 3-4 см и накручивали их по спирали, сглаживая и затирая швы рукой или палочкой. Затем их скромно украшали узором в виде линий, штрихов, зигзагов и ямок, после чего обжигали на костре. Обычно этим трудоемким ремеслом занималась женщина, ибо она вела домашнее хозяйство, а появление такой посуды значительно облегчало домашний труд, улучшая приготовление пищи и ее хранение.
К числу важнейших изобретений эпохи неолита следует отнести и появление текстиля. Уже тогда человек проявил желание найти новые способы изготовления одежды. И это, вероятно, была одна из причин и предпосылок изобретения прядения и ткачества. Для изготовления неолитических тканей использовались в основном растительные волокна лен, крапива, но применяли и полоски кожи, волос, древесное волокно, а в конце неолита овечью шерсть. Неолитические ткани богато орнаментировались цветными нитями. Для своей текстильной индустрии человек неолитапридумал различные приспособления: деревянные гребни для чесания волокна, глиняные и деревянные катушки для нитей, веретено, глиняные и каменные пряслица и, значительно позже, прялку.
С появлением прядения и ткачества изменился и внешний вид неолитянина. Грубую одежду из звериных шкур он сменил на более изящную, сшитую из льняных и шерстяных тканей, украшенную тесьмой, кистями и бахромой. Неолитические модницы, как правило, предпочитали ярко окрашенные ткани, преимущественно красного, желтого и синего цвета.
Итак, в эпоху неолита произошло второе общественное разделение труда ремесло стало отделяться от земледелия. Вскоре это выразилось в появлении особых ремесленных поселений городов, что привело к отделению города от деревни.
Неолит возродил и закрепил оседлость, ибо занятие земледелием предполагало оседлый образ жизни. С появлением ремесла улучшились бытовые условия и возникли первые более или менее стационарные поселения, а затем и поселения городского типа. Наряду с землянками и шалашами, свайными постройками и болотными поселками человек неолита начал строить дома из глины, дерева и камня. В таких домах уже был закрытый очаг и первая неолитическая мебель, вокруг дома располагались хозяйственные постройки: амбары, сараи, кладовые. У дома находился огород, который обрабатывали простейшими орудиями. В Малой Азии, Сирии и Палестине появились богатые и развитые поселки, которые иногда окружали стеной. В сфере строительства эпохинеолита распространилось необычное и отчасти загадочное явление мегалиты. Это оригинальные постройки из огромных каменных глыб, среди которых выделяются святилища, родовые усыпальницы. Отдельно стоящие камни воздвигнуты в память о выдающихся членах рода. Назначение многих мегалитических сооружений точно не известно.
Неолит это пик в развитии матриархата, когда еще больше возросла хозяйственная и общественная роль женщины. Домашнее хозяйство (заготовка пищевых припасов, изготовление сосудов, одежды и т.д.), которым управляла женщина, первый и единственный раз в истории человечества воспринималось людьми, как самая ответственная и жизненно важная сфера. В руках женщин эпохинеолита концентрировалась вся действительная власть: земля, поля, урожай. Начала появляться и первая семья, т.н. матриархальная семья, ибо муж переселялся в дом жены и в ее родовой коллектив. Личного имущества у такой семьи не было. Исключение составляло оружие и только потому, что делалось под руку. Взаимобрачующиеся роды, чтобы не потерять друг друга, старались селиться рядом, но не перемешиваясь. Возникали более крупные, чем род, объединения людей племена.
В ходе неолитической революции появились раннеземледельческие комплексы или раннеземледельческие культуры, которые стали исходным пластом первых цивилизаций. В неолитесложилось несколько центров формирования и развития раннеземледельческих культур. Особую культурную зону образовал иордано-палестинский комплекс.К северу от Мертвого моря, в долине р. Иордан, расположен холм Телль-эс-Султан, представляющий собой руины упоминаемого в Библии города Иерихона. Жители Иерихона вели оседлый образ жизни, обустраивая свое поселение, которое занимало 4 гектара и было окружено стеной из камня. К стене, высота которой составляла 4 м, примыкала круглая каменная башня диаметром 7 м и высотой 8 м, являвшаяся сторожевым постом для контроля за окрестностями (значит, было, что защищать!). Жители города особо преуспели в домостроительстве, которое свидетельствует о довольно высоком по меркамнеолита уровне благосостояния. Дома строили из сырцового кирпича, пол жилых помещений покрывали известковой штукатуркой, окрашенной в красный или кремовый цвет. Красили и стены дома: до метровой высоты шла красная панель, а выше кремовая окраска. Между домами располагались дворики, где обычно готовили пищу. Видимо качество питания жителей Иерихона было достаточно высоким. Они употребляли в пищу пшеницу, получаемую в результате обмена из более северных областей, и мясо, которое давала охота. Иерихонцы одомашнили козу, собаку и кошку.Иерихон вряд ли можно назвать городом в точном смысле этого слова, видимо он был ближе к поселению городского типа.
В особый центр раннеземледельческих культур выделилась Малая Азия. Ее расцвет характеризует поселение Чатал-Хююк, расположенное на 13 гектарах плодородной Конийской долины. Внеолите здесь существовало более 20 оседлых поселений и Чатал-Хююк, вероятно, являлся их столицей, центром этой сельскохозяйственной округи, ее организационным и идеологическим лидером. Это довольно богатое поселение насчитывало от 2 до 6 тыс. человек. Люди жили в добротных домах из сырцового кирпича. Внутри дома из глины делали сиденья типа скамьи. Жители Чатал-Хююка занимались скотоводством и земледелием, культивируя 14 видов растений и выращивая крупный и мелкий рогатый скот. Несколько видов пшеницы, ячмень, горох, фисташковое и миндалевое масло, вино из семян крапивного дерева производили в этом земледельческом центре. О высоком уровне благосостояния его жителей свидетельствует и их интерес к своему внешнему виду. Он не ограничивался обилием внешний украшений (ожерелья, бусы, подвески, браслеты), но дополнялся различными видами древнейшей косметики (румяна, охра, жировые вещества). Богатый мир Чатал-Хююка отражают и его святилища с сюжетной стенной росписью и глиняными рельефами. Отличительная особенность Чатал-Хююка наличие, наряду с глиняной, деревянной посуды.
Третьим центром раннеземледельческих культур была Северная Месопотамия с примыкающими к ней областями Западного Ирана. Население этих районов вело оседлый образ жизни, о чем свидетельствуют прочные долговременные глинобитные дома на каменном фундаменте. Отдельные поселения уже имели солидную первобытную фортификацию с башнями и специально оформленными воротами. Их обитатели выращивали, пшеницу, ячмень, горох и чечевицу, а также разводили овец, коз и домашних свиней. Кроме глиняной посуды они пользовались разнообразными каменными сосудами. Здесь же впервые встречается привычный для нас серп изогнутой формы. Вероятно, в эпоху неолита жизнь в этих района было достаточно благополучна. Свободное время люди коротали за игрой в фишки, которые делались из глины.
Особую культурную зону образовал в эпоху неолита раннеземледельческий центр на Балканах. Оседлые земледельцы и скотоводы, позаимствовав ряд сортов пшеницы и ячменя, а также мелкий рогатый скот из Малой Азии, простимулировали распространение земледелия в Европе. Отличительная особенность балканской раннеземледельческой культуры отражена богато орнаментированной керамикой и терракотовой скульптурой. В неолите центры ранних земледельцев и скотоводов появились также на территории Молдавии и юго-западной Украины, наКавказе, в Средней Азии, в горных областях Белуджистана, в долине Ганга, в среднем течении Хуанхэ (т.н. культура яншао). Именно в зоне раннеземледельческих культур формировались первые цивилизации, но они не вырастали здесь автоматически. Не везде развитие раннеземледельческих обществ завершилось быстрым и самостоятельным формированием первыхцивилизаций. Это произошло лишь там, где продуктивность земледелия была особенно значительна, а темпы социального развития высоки.
После перехода от земледелия к скотоводству население земного шара выросло в 15 раз. Такой демографический взрыв соответствует первой в истории человечества демографической революции, которой способствовали высокий жизненный уровень и возросшее благосостояние человека неолита. Он жил в прочном благоустроенном доме, в окружении разнообразных бытовых предметов, которых не знали его предки, ютившиеся в пещерах и шалашах. Человек неолита вел принципиально новый образ жизни, на формировании которого сказались и прочная оседлость, и относительная обеспеченность продуктами питания. Необходимость наладить достойную организацию потребления новых видов питания породила целый ряд бытовых изменений. Сформировалась новая строительная традиция. Своеобразный архитектурный эталон неолита, который получил повсеместное признание. Благоустроенные долговременные жилища, конструкция которых различна в разных экологических зонах, с обмазанными известью, иногда лощеными полами, с окрашенными стенами символ благосостояния эпохи неолита. Другим таким жесимволом стала богато орнаментированная посуда разнообразной формы. Орнамент появился тогда, когда условия жизни позволили неолитическому человеку видеть в окружающих его предметах не только практическое их предназначение, но и образы прекрасного.
Не только трудолюбие, но и понимание прекрасного характерно для человека неолита. Сложные узоры, украшающие глиняные сосуды, делали их произведениями искусства! Через мир богато орнаментированной керамики шло эстетическое воспитание и развитие, формировались новые идеи и образы. Человек неолита украшал свое жилище фигурками людей и животных, сделанных из бивня мамонта, разнообразными статуэтками из глины, дерева и других материалов. Очень широко было распространено украшение одежды, оружия, утвари резьбой, вышивкой и т.д. При этом декоративные традиции охотничьих, земледельческих и скотоводческих племен имели свои особенности, отражавшие их быт и род занятий. В неолите начал стремительно формироваться вещный мир, культура. Вследствие неолитической революции материальная культура вышла на первый план, тогда как духовная превратилась как бы во второстепенный феномен, испытывая серьезное влияние материальных факторов в культуре. И в то же время изобразительное искусство эпохи неолита как бы свидетельствует о некотором регрессе. В отличие от реалистического изобразительного искусства палеолита, оно становится условно-схематичным. Человек неолита как бы разучился рисовать или умышленно не стремится к сходству с оригиналом. Причина такого странного изменения стиля еще не до конца изучена. Некоторые ученые считают, что это может быть связано с развитием абстрактного мышления.
Специфика труда земледельцев и скотоводов способствовала накоплению и первичной систематизации различного рода знаний о живой и неживой природе. Был создан солидный задел для формирования своего рода преднауки. Накапливались знания в области селекции искусственного отбора наиболее полезных животных. Появились первые счетные приспособления связки соломы, кучки камней, шнуры с узелками или нанизанными на них раковинами.
По мере накопления знаний человек неолита все меньше отождествлял себя с природой и все больше осознавал свою зависимость от неведомых ему сверхъестественных добрых и злых сил, которые определяли его жизнь. Эпоха неолита сформировала простой и понятный для всех принцип, актуальность которого сохранилась и в начале XXI века: в мире идет извечная борьба доброго и злого начал. Неолитический человек старался умилостивить силы зла и поклонялся добрым силам, как своим защитникам и покровителям. В центре религиозных верований находились силы природы, особенно солнца и земли, дальнейшее развитие получил материнско-родовой культ хозяек и хранительниц домашнего очага. Религиозные верования неолита усложнились, создавая и поддерживая множество норм и табу, складывалась магическая практика, которая всецело являлась монополией жрецов и колдунов. Жрецы окончательно взяли на себя установление связи между человеком и богами, причем в особо отведенных для этого местах. Развитие земледелия, скотоводства, ремесла новый уровень благосостояния и образ жизни привели к изменению человека, раскрыли его способности, которые он уже осознавал как свое личное умение, мастерство, искусность. Уже не требовалось на каждом шагу прибегать к помощи богов. Тем более, что и боги, благодаря усилиям жрецов, не позволяли себе терпеть каждодневные просьбы от человека. Со времен неолита боги отдалились от человека, но и сам человек отдалился от богов.
В неолите жреческая корпорация монополизировала не только сферу религиозных верований. Культовые комплексы становились особыми научными центрами, где проводились регулярные научные наблюдения, медицинские манипуляции, а жрецы стали первой интеллектуальной профессией на Земле.
В конце неолита начался переход от устного способа хранения и передачи информации к письменному. Появилось рисунчатое письмо пиктография. Это пока еще не письмо в полном смысле этого слова, хотя и оно позволяло делать довольно сложные записи. У некоторых племен из счетных шнуров развились своеобразные эквиваленты пиктографии, передававшие мысль формой, цветом и расположением узелков, т.н. узелковое письмо. Настоящее знаковое иероглифическое письмо появилось позже, став сигналом возникновения цивилизации. Стремительно двигаясь в направлении прогрессивного развития, человек неолита уже встал одной ногой на первые ступеньки цивилизации: появились протогорода, т.н. поселки городского типа, монументальное строительство, начала письменности. Следующий, решающий шаг человек сделал уже в бронзовом веке, пройдя кризис и потрясения эпохи энеолита.
- 2. Становление цивилизационных теорий
- 3. Теории эпохи индустриальной цивилизации
- 4. Цивилизационные теории эпохи великого кризиса
- 5. Рубеж тысячелетий: техногенные и информационные концепции цивилизаций
- Раздел I. Глава 2. Предыстория человеческого общества
- 1. Становление человеческого общества
- 2. Мезолит рубеж истории человечества
- 3. Неолитическая цивилизация
- 4. Энеолит эпоха перехода к цивилизации
- Раздел II. Глава 2. Месопотамская цивилизация
- 1. Древнее Двуречье
- 2. Истоки Месопотамской цивилизации
- 3. Шумерская цивилизация
- 4. Старовавилонский период
- 5. Касситский период
- 6. Нововавилонский период
- 7. Месопотамская цивилизация в мировой истории
- Раздел II. Глава 1. Египетская цивилизация
- 1. Природа и население
- 2. Раннеземледельческая культура Египта
- 3. Цивилизация эпохи Раннего царства
- 4. Древнее царство
- 5. Расцвет цивилизации в эпоху Среднего царства
- 6. На пути ко всему новому
- 7. Поздний период Египетской цивилизации
- 8. Египетская цивилизация в мировой истории
- Раздел II. Глава 3. Индийская цивилизация
- 1. Природа и население
- 2. Раннеземледельческая культура Индостана
- 2. Хараппская цивилизация
- 4. Ведийская цивилизация
- 5. Цивилизация между Гангом и Гималаями
- 6. Цивилизация Кушанской и Гуптской империй
- 7. Особенности и достижения Древнеиндийской цивилизации
- 1. Природа и население
- 2. Раннеземледельческие культуры колыбель Китайской цивилизации
- 3. Шанская (иньская) цивилизация
- 4. Цивилизация эпохи Чжоу
- 5. Цивилизация эпохи Восточного Чжоу
- 6. Цивилизация эпохи Цинь
- 7. Цивилизация эпохи династии Хань
- 8. Особенности и достижения Древнекитайской цивилизации
- Раздел III. Глава 1. Финикийская цивилизация вариант ближневосточного развития
- 1. Природа и население
- 2. Расцвет торговли и мореплавания
- 3. Финикийские города-государства
- 4. Финикийцы в составе мировых цивилизаций
- Раздел III. Глава 2. Древняя Сирия первые шаги цивилизации
- 1. Условия становления локальной Сирийской цивилизации
- 2. Двойной опыт объединения
- 3. Сирия зона нестабильности
- Раздел III. Глава 3. Цивилизация Древней Палестины 1. Природа и население
- 2. Между властью фараона и переселением народов моря
- 3. На пути к Израилю
- 4. Особенности и достижения цивилизации Древней Палестины
- Раздел IV. Глава 1. Хеттская цивилизация
- 1. Анатолия центр цивилизационного развития
- 2. От раннеземледельческой культуры к городу-государству
- 3. Этапы истории Хеттской державы
- 4. Война и мир Хатти
- 5. Достижения цивилизации хеттов
- Раздел IV. Глава 2. Ассирийская цивилизация
- 1. Природные условия и население
- 2. Древнейший период истории
- 3. Цивилизация Среднеассирийского периода
- 4. Цивилизация Новоассирийской эпохи
- 5. Ассирийская цивилизация между враждой и миром
- 6. Наследие Ассирийской цивилизации
- Раздел IV. Глава 3. Цивилизация персов
- 1. Древняя Персия страна стран
- 2. Величайшая восточная деспотия
- 3. Авестийская цивилизация
- Раздел V. Глава 2. Древнеримская цивилизация
- 1. Древнеримская цивилизация морская цивилизация
- 2. Цивилизация царского Рима
- 3. Древнеримская цивилизация эпохи Республики
- 4. Военная экспансия и ее результаты
- 5. Древнеримская цивилизация эпохи Империи
- 6. Основные достижения Древнеримской цивилизации
- Раздел VI. Глава 1. Византийская цивилизация
- 1. Византия как цивилизационное пространство
- 2. Взлет и падение Византийской цивилизации
- 3. Византийская модель цивилизационного развития
- 4. Византия империя ромеев
- 5. Роль религии в Византийской цивилизации
- Раздел VI. Глава 2. Арабская исламская цивилизация
- 1. Домусульманская Аравия
- 2. Ислам основа арабской цивилизации
- 3. Арабский халифат
- 4. Арабская культура в развитии мировой цивилизации
- Раздел VI. Глава 3. Западноевропейская средневековая цивилизация
- 1. Новая жизнь имперской идеи
- 2. Торгово-политические полюсы Средневековья
- 3. От лоскутной цивилизации к единому историческому пространству
- 4. Становление института западноевропейской средневековой демократии.
- 5. Иерархичность и корпоративизм западноевропейского общества
- 6. Религия структурообразующий компонент Западноевропейской средневековой цивилизации
- 7. Человек Западноевропейского Средневековья
- 8. Основные достижения Западноевропейской средневековой цивилизации
- Раздел VII. Глава 1. Европейская прединдустриальная цивилизация
- 1. Европейский Запад: зарождение Прединдустриальной цивилизации
- 2. Демографические и этнические процессы в Раннее новое время
- 5. Консолидация единого исторического пространства
- 6. Золотой век европейского абсолютизма
- Раздел VII. Глава 2. Взлет духа и модернизация
- 1. Возрождение новый взгляд на мир и человека
- 2. Реформация время перемен в религиозной жизни
- 3. Просвещение третий духовный переворот
- 4. Первые революции начало общеевропейской модернизации
- 5. Человек эпохи Прединдустриальной цивилизации
- Раздел VIII. Глава 1. Рождение индустриальной цивилизации
- 1. Особенности становления индустриальной цивилизации
- 2. Основные тенденции развития европейских стран в XIX в.
- 3. Духовная культура Европы индустриальной эпохи
- Раздел VIII. Глава 2. Становление индустриального общества Северной Америки
- 1. Создание независимого государства Соединенные Штаты Америки
- 2. Государственное устройство и становление демократии в сша
- 3. Центры цивилизационного развития сша
- 4. Технический прогресс и культура индустриального общества Северной Америки
- Раздел VIII. Глава 3. Индустриальная цивилизация XX века
- 1. Цивилизационные кризисы XX века
- 2. Поиски путей выхода из кризиса
- 3. Особенности кризиса цивилизации второй половины XX века
- 4. Духовный мир человека Индустриальной цивилизации XX века
- 5. Третья научно-техническая революция
- 6. Новое индустриальное общество
- Раздел IX. Глава 1. Постиндустриальная цивилизация
- 1. Начало постиндустриального общества
- 2. Основные тенденции цивилизационного развития
- 3. Центры мирового хозяйства
- 4. Глобальные проблемы современности
- 5. Отличительные черты постиндустриальной цивилизации