2.2 Социально-политические и экономические науки в биполярном мире
На развитие социально-политической и экономической мысли во второй половине ХХ столетия повлияли следующие факторы:
противостояние систем капитализма и социализма, которое, в конечном счете, вылилось в ожесточенную идеологическую и пропагандистскую войну, в изнурительную "гонку вооружений";
развертывание с 50-х гг. научно-технической революции, а с середины 70-х –технотронной революции;
крушение колониальной системы развитых капиталистических стран, которое завершилось в 60-е годы ХХ века (для большинства бывших колоний завоевание политической независимости и некоторой свободы выбора экономической системы привело не только к росту национального самосознания, но и к необходимости решать серьезнейшие экономические проблемы, которые были порождены их многовековым колониальным прошлым).
Основные направления в развитии общественных наук и экономической теории
В развитие мировой исторической науки во второй половине ХХ столетия нужно выделить деятельность французской историографической школы "Анналов", ставшей ядром так называемой "новой исторической науки". Отправным тезисом стало положение о том, что история, в отличие от естественнонаучных дисциплин, занята поисками смыслов. Взгляды анналистов приобрели широкую известность уже перед второй мировой войной, но период наивысшего расцвета направления пришелся на 60-е годы. К наиболее значимым современным направлениям исторической науки следует отнести историческую антропологию5, историческую повседневность, историю частной жизни, изучение индивидуального и уникального в истории, персональную историю и др. В 80-е гг. ХХ в. возникла гендерная история ─ специальная историческая дисциплина, предметом изучения которой является историческая ретроспектива изучения гендерных отношений6.
Тенденции развития политической сферы общественной жизни западного общества во второй половине ХХ в. связаны с развитием неолиберальных и неоконсервативных концепций, доктрины демократического социализма.
В эволюции социологического знания во второй половине ХХ столетия очевиден отход от классической социологии, которая не дает ответ на вопрос, каким образом общество, находясь в непрерывном движении, регрессивных и прогрессивных изменениях, может одновременно представлять собой стабильную интегрированную систему, наделенную эффективными механизмами регуляции. Новые теории показывают, что основной вектор изменений в современном обществе – движение от историзма к концу социальности. Важную роль играет социальный институт («агентство»), выполняющий роль посредника (медиатора) в социальных отношениях.
Последнее десятилетие ХХ века характеризуется попытками преодолеть раздробленность социологического знания с помощью интеграции макро- и микросоциологических подходов. Возникли «теория интегрированного подхода к социальному действию с системным поведением» Д. Коулмена, «теория структурации» Э. Гидденса, теория «многомерной социологии» Д. Александера, «теория сетевого общества» М. Кастельса и др.
В экономической теории в 50-60-е гг. ХХ в. господствующей концепцией являлось кейнсианство. Основные положения теории: необходимо государственное вмешательство; государственное регулирование носит кратковременный характер; определяющую роль играет стимулирование совокупного спроса. Д. Кейнс разработал новую теорию регулирования производства и занятости, предложил способы корректировки рыночного механизма с помощью государственного макрорегулирования. Основным инструментом экономической политики он видел финансово-бюджетную политику.
Однако уже во второй половине 60-х гг. и особенно в 70-е годы государственное регулирование экономикой оказалось бессильно в достижении полной занятости и равновесия, в разрешении целого ряда проблем: инфляции, дефицита государственного бюджета, цикличности капиталистического развития и это направление экономической мысли подверглось критике. Центральное место в экономической теории Запада с конца 70-х гг. вновь заняла старая неоклассическая школа, в рамках которой возникли новые направления экономического анализа, такие, как монетаризм7, теория рациональных ожиданий8 и другие.
- Министерство образования и науки Российской Федерации
- Содержание
- Глава 1. Рождение науки и техники §1 Технические достижения древних земледельческих цивилизаций
- § 2. Наука и техника в античном мире
- 1.1 Византия - наследница знаний греко-римского мира
- 1.2 Наука в странах арабского Востока
- 1.3 Зарождение европейской цивилизации и научные знания в средневековой Европе
- 1.4. Технические достижения средневековой Европы
- §2 Наука и техника эпохи Возрождения
- Глава 3. Наука и техника в XVII-XVIII вв. §1 Научная революция в Европе XVII столетия
- §2 Развитие науки и техники в контексте европейского Просвещения
- §3 Технический прогресс в XVII- XVIII вв.
- Глава 4. Возникновение российской науки §1 Научные и технические знания в Киевской Руси (IX-XIII вв.), в период формирования и укрепления Российского государства (хiv-XVI вв.)
- 1.1 Распространение научных и технических знаний в Киевской Руси
- 1.2. Научные и технические знания в период формирования и укрепления Российского государства (XIV-xvIвв.)
- §2 Научные и технические знания в России в XVII
- § 3 Возникновение и развитие российской науки в контексте модернизации и европеизации России в XVIII в.
- 3.1. Возникновение российской науки в контексте петровских преобразований. Итоги развития науки и техники в первой половинеXviiIв.
- 3.2. Российская наука и техника во второй половинеXviiIв.
- 1.1. Промышленный переворот и его последствия
- 1.2. Особенности промышленного переворота в России
- §2. Основные направления мирового научного и технического прогресса вXix─ первой четверти хх вв.
- 2.1XiXвек ─ последний этап классической науки. Формирование современных концепций естествознания в концеXix─ начале хх вв.
- 2.2.Общественные науки в XIX ─ начале хх вв.: основные тенденции развития
- 2.3. Развитие техники
- §3. Россия на пути к индустриальному обществу в XIX- начале хх вв.: развитие науки и техники
- 3.1. Развитие научной мысли вXix─ начале хх вв.
- 3.2.Основные тенденции развития гуманитарных наук в России в XIX- начале хх вв.
- 3.3. Развитие техники
- 1.1.Наука и техника в 20-30-е гг.: тенденции развития, итоги.
- А. Вильсон построил теорию полупроводников, ввел представление о «донорной» и «акцепторной» проводимости;
- Основные положения общественного и экономического знания
- 1.2.Достижения научного и технического прогресса в советском государстве (период нэПа и форсированной индустриализации).
- 1.3.Наука в годы Великой Отечественной войны. Роль техники во Второй Мировой войне
- §2 Ссср и окружающий мир во второй половине хх века: достижения научного и технического прогресса
- 2.1.Научно-техническая революция и её социально-экономические и политические последствия.
- 2.2 Социально-политические и экономические науки в биполярном мире
- 2.3.Нтр в условиях социалистической модели общественного развития
- 2.4.Основные тенденции развития гуманитарных наук в ссср в послевоенный период
- §3. Наука и техника в условиях глобализации. Проблемы научно-технического развития России на рубеже хх-ххi вв.
- 3.1.Новые формы организации современной науки и техники
- 3.2.Глобальные направления развития науки и техники
- 3.3.Современное состояние российской науки и техники.
- §2 Научно-исследовательская работа и подготовка высокопрофессиональных специалистов в взми-мгапи-мгупи во второй половине хх – нач. Ххi вв.
- Рекомендуемая литература
- Приложение Известные физики