logo
istorii_kazahstana

70. Абылай хан как государственный деятель, политик и дипломат.

АБЫЛАЙ ХАН, АБИЛМАНСУР (1711-1781) - государственный деятель, полководец, дипломат. Потомок Жангир хана в пятом поколении. Настоящее имя - Абилмансур. Абылаем был назван по его боевому кличу «Абылай» в честь деда. Абилмансур стал известен в народе в двадцать лет, когда войдя в ополчение, организованное Абильмамбетом (потомком Есим хана и Жангир хана), объединившим все три жуза на борьбу с джунгарами, под воинственный клич «Абылай» он в единоборстве победил джунгарского батыра Шарыша. После одобрения со стороны 90 лучших представителей трех жузов Абилмансур был избран великим ханом. Но хотя Абильмамбет собственноручно передал ханство в руки Абылая, по-настоящему с соблюдением формальной процедуры поднятия на белой кошме он садится на трон в 25 лет. Ситуацию красочно описывал Бухар жырау: «В двадцать лет взвился ты храбрым соколом, высоко и гордо поднялась твоя звезда. Удача, успех сопутствовали твоим деяниям. В 25 лет птица счастья села тебе на голову, посадив тебя на трон». В сражениях 1730-1740 против джунгар Абылай обрел славу батыра. В 1738-1741 годы казахские войска под руководством Абылая нанесли сокрушительные удары джунгарским захватчикам. Абылай был взят в плен джунгарами. В исторических документах говорится, что Толе би и Абилхаир хан направили в Оренбургскую администрацию просьбу помочь освободить Абылая. Это произошло 5 сентября 1743 года. В августе 1740 года вместе с ханом Среднего жуза Абильмамбетом и 120 старшинами Абылай приехал в Оренбург и дал согласие о принятии Российского подданства. Вместе с тем он не прерывал отношений с Цинской империей, умело используя разногласия между Россией и Китайской империей в интересах Казахского ханства. Все свои силы Абылай отдавал восстановлению независимости страны. В 1752 году руководимое им войско (примерно 15-20 тыс. человек), отбило нападение ойратов. В декабре 1753 года, успешно сражаясь с джунгарами, Абылай освободил значительную часть казахских земель, взяв в плен 3000 калмыков. В 1756 году под руководством Абылая казахи дважды воевали против объединенных сил китайцев и калмыков, в одном сражении потерпели поражение (сам Абылай получил ранение), в другом одержали победу. В 1771 году в тяжелых боях с калмыками на побережье реки Мойынты Абылай одержал еще одну победу. Последние 15 лет жизни Абылай вел постоянную борьбу против среднеазиатских ханств. В 1765-1767 годы война Абылая с правителем Коканда Ерденбеком увенчалась взятием городов Туркестан, Сайрам, Шымкент и обязательством Ташкента платить ему дань. Абылай сумел объединить силы Казахского ханства, превратив его в мощное военное государство. В 1771 году по желанию главных султанов, старшин и самого Абильпеиза, влиятельные представители всех трех жузов провозгласили ханом Абылая. Несмотря на то, что Абылая официально признали ханом всего казахского народа, китайский император, Джунгарское ханство, страны Средней Азии и российская императрица Екатерина II, боясь возросшего авторитета Абылая, считались с ним только как с ханом Среднего жуза. Абылай вел свою политику в соответствии с геополитическим положением Казахского государства, находящегося между империями - Россией и Китаем. Абылай известен также как талантливый кюйши, который хорошо знал и любил фольклор казахского народа. Он сочинил кюи «Ақ толқын», «Бұлан жігіт», «Дүние қалды», «Жетім торы», «Қайран елім», «Қара жорға», «Майда жел», «Шаңды жорық» и др. Абылай провел жизнь в походах, скончался на берегу реки Арыс. Похоронен в мавзолее-мечети Ходжа Ахмеда Яссауи. В памяти казахского народа Абылай сохранился как выдающийся государственный деятель, храбрый полководец и дальновидный политик. Образ Абылая нашел отражение в кюях жырау Бухара, Умбетея, Шади торе Жангирулы, в поэмах Копбая Жанатайулы, Мажита Айтбаева, в произведениях И.Есенберлина, А.Кекилбаева, К.Жумадилова и др.

В Крестьянской войне 1773-1775 гг. активное участие принимали казахи Младшего и Среднего жузов. Это явилось первым фактом совместной борьбы казахского и русского народов против самодержавия. Бесчинства карательных отрядов, захват помещиками пастбищ, строительство военно-опорных баз, колонизация казахских земель вызвали народного возмущения. Захват земель Яицким казачьим войском вызвал противодействие казахов. Основной причиной выступлений кочевников явился земельный вопрос. Хан Нуралы в 1742 г. требовал от правительства снять ограничения на выпас скота вдоль Яика. Чиновники пользуясь поддержкой Оренбургской администрации, отказались удовлетворить требование. Лишь в 1756 г., по указанию императрицы Елизаветы Петровны, за участие в подавлении башкирского восстания казахам временно разрешили пасти скот на левом берегу Яика. Взаимоотношения казахских султанов и казачьей верхушки обостряли действия Оренбургского казачьего войска, созданного во второй половине XVIII в. и присвоившего казахские земли. Царское правительство в 1756 г. запретило казахам кочевать на правобережье Урала. В 1771 г. 30 тыс. калмыков пытались откочевать через территорию Казахстана в Джунгарию, но были разбиты казахами. Высвободившиеся земли казахи использовали для выпаса скота, царизм прилагал усилия, чтобы закрепить их за казачеством и помещиками. Колонизаторская политика царизма в земельном вопросе явилась одной из причин участия казахов Среднего жуза в Крестьянской войне 1773-1775 гг. Поддержка восставших такими крупными аристократами как Ералы, Досады. Айшуаком, посещение ставки Е.И.Пугачева представителем хана Нуралы муллой Забиром, стремление использовать восстание в интересах объединения казахских земель - все это имело своей целью ослабить позиции царизма в Казахстане. В ночь с 17 на 18 ноября 1773 г. доверенное лицо хана Нуралы мулла Задир посетил ставку Е.М.Пугачева. Неудачи Пугачева при осаде Яицкой крепости побудили хана Нуралы не торопиться с поддержкой. Пугачев обещал казахам землю и воду, хлеб и соль, реки и луга, старался любой ценой привлечь их на свою сторону. Его обращения дали результаты: вооруженные группы, организованные по родовым признакам, в октябре 1773 г. беспокоили форпосты на р. Яик. Екатерина II направила к хану Нуралы специальную грамоту, в которой требовала не подпускать к себе Е.Пугачева. Казахские жигиты участвовали в осаде Яицкой крепости, были основной силой при взятии Кулагинской крепости. В осаде Оренбурга участвовало 200 казахских сарбазов. в ноябре 1773 г. казахи, пользуясь поддержкой Пугачева, открыто пасли стада на правом берегу Яика. Хан Нуралы стремился использовать восстание для возвращения отобранных земель. Впоследствии Нуралы, оправдываясь перед царским правительством за свои непоследовательные действия, объяснял причины участия своих подданных в войне массовым выходом из его подчинения. После неудачи при осаде Оренбурга основные силы восставших отступили в район Троицкой крепости, приблизившись к пределам Среднего жуза. Известный бий Дауытбай призвал к поддержке восстания. В октябре 1773 г. восставшие казахи атаковали Пресногорьковскую крепость. В дей-ствиях казахских отрядов не было согласованности, их действия сводились к внезапным налетам на пограничные линии. Основные силы повстанцев Среднего жуза в Тургайских степях действовали под предводительством старшин Кудайменды и Тайыра, они избегали прямых столкновений оганичиваясь лишь демонстрацией сил. В восстании активно участвовали роды карауыл, канжыгалы, кыпшак, керей. После подавления восстания на Яике в Казахской Степи оно продолжалось. Одним из руководителей повстанческих отрядов был будущий предводитель восстания в Младшем жузе батыр Сырым Датулы. Крестьянская война завершилась после подавления ее последних очагов войсками генерала А В. Суворова. Массовое участие казахов в Крестьянской войне 1773-1775 гг. было следствием ослабления позиций Нуралы. Вывод: ВосстаниеЕ.Пугачева,оказали значительное влияние на все слои казахского общества. Участие казахов в этих движениях дало толчок к борьбе против колониального гнета империи. В этих стихийных выступлениях просматривалось стремление казахов к освобождению своих земель от колонизаторов, они влились в единое русло национально-освободительного движения казахского народа против царского самодержавия. Вместе с тем выступления казахских шаруа обнажили внутренние социальные противоречия в казахских жузах.