logo
Nobelevskie_laureaty_po_ekonomike

Нобелевская премия по экономике 1976 г.

Американский экономист Милтон Фридмен (Фридман) родился в Бруклине (Нью-Йорк). Он был четвертым ребенком и единст­венным сыном в бедной семье эмигрантов Джено Саул и Сары Этель (урожденной Ландау) Фридмен, выходцев из Восточной Европы (Румыния). Через год после рождения Милтона семья переехала в небольшой городок Рахуэй в 20 милях от Нью-Йорка (штат Нью-Джерси). Когда Милтону исполнилось 15 лет и он учился в последнем классе средней школы, отец умер, и забота по обеспечению семьи легла на плечи матери и старших сестер.

Еще в школе у Ф. проявился глубокий интерес к математике. В 1928 г. он поступил в Рутджерский университет (штат Нью- Джерси) с правом получения стипендии и по его окончании по­лучил степень бакалавра по двум дисциплинам — экономике и математике. Интерес к экономической теории пробудили у него преподаватели университета А.Ф.Бёрнс, будущий директор Фе­деральной резервной системы США, и Г.Джонс, ставший впос­ледствии крупным авторитетом в области теории процентной ставки. По рекомендации Джонса Ф. была предложена стипен­дия от экономического факультета Чикагского университета. Одновременно ему предлагалась стипендия по прикладной мате­матике от Брауновского университета. После серьезных колеба­ний ф. предпочел Чикагский университет и с этого времени це­ликом посвятил себя занятиям в области экономической теории.

Творческий интеллектуальный климат Чикагского универси­тета, где в те годы преподавали Ф.Х.Найт, Дж.Винер, Г.Шульц и Г.Саймонс, оказал большое влияние на формирование Ф. как экономиста и определил в значительной мере область его науч­ных интересов. В Чикагском университете Ф. познакомился с

Роуз Директор, которая спустя 6 лет, в 1938 г., стага его женой и на протяжении более 60 лет являлась партнером Ф. в его профес- сионагьных занятиях, соавтором нескольких работ по полити­ческой экономии.

Получив в 1933 г. степень магистра, Ф. в течение года стажи- ровапся в Колумбийском университете, где под влиянием Г.Хо- теллинга, У.К.Митчелла и Дж.М.Кларка обратился к математи­ческой экономике, а также к институционагьному и эмпиричес­кому подходам, что отличаюсь от чикагской традиции, делавшей акцент на чистой экономической теории. В работах Ф. в дагь- нейшем проявится сочетание различных подходов чикагской и колумбийской школ.

Летом 1935 г. Ф. принял участие в крупномасштабном проек­те эмпирического исследования потребительского бюджета, про­водимого Национальным комитетом по природным ресурсам в Вашингтоне (округ Колумбия). В конце 1937 г. он перешел на ра­боту в Национальное бюро экономических исследований (НБЭИ) в Нью-Йорке, где под руководством другого будушего Нобелевского лауреата, С.Кузнеца, занялся исследованием струк­туры доходов от частной практики. Результаты этой работы во­плотились в их совместном труде «Доходы от независимой част­ной практики» («Income from Independent Professional Practice», 1940). Он лег в основу диссертации, за которую Ф. в 1946 г. был удостоен в Колумбийском университете степени доктора по эко­номике. Публикация этой работы была задержана на 5 лет из-за разногласий, которые вызвал вывод авторов о том, что профес­сия медика имеет монопольный характер и это позволяет подни­мать доходы врачей выше среднего уровня, устанавливаемого конкуренцией. Здесь же содержались первые выводы Ф. по тео­рии «человеческого капитана» и теории распределения дохода. Ф. впервые ввел различие между постоянным и временным дохо­дом, которое составляет один из важных компонентов его теории потребления.

С 1941 по 1943 г. Ф. работал в качестве экономиста в минис­терстве финансов, участвуя в разработке наюговой политики в военное время, а с 1943 по 1945 г. принимал участие в работе ис­следовательской группы по математической статистике в Колум­бийском университете, которая по заказу министерства обороны США собирала статистические данные по широкому кругу про­ектов. Занятия Ф. в годы 2-й мировой войны имели важное зна­чение для его научной работы и в определенной степени способ­ствовав формированию его взглядов на природу и задачи науч­ного исследования. Они даш ему возможность на достаточно высоком уровне принимать участие в выработке экономической