logo
MHK-1

§ 1. Ранние периоды культуры Древней Греции

В мировой художественной культуре особе место занимает творчество мастеров Древней Греции и Древнего Рима. В истории цивилизаций этот период получил название античность - от латинского «антикус» («древний»). Впервые этот термин появляется в ХV в. в эпоху Возрождения. В это время, после многих столетий забвения в период средневековья, вновь открытое искусство Греции и Рима привлекло мыслителей и художников Италии своей красотой.

1. Крито-микенская культура

Критское царство было некогда сильной державой с могущественным флотом. Географическое положение острова - между Европой, Северной Африкой и Малой Азией - отводило ему значительную роль в международных отношениях того времени. Жители Крита обрабатывали землю, собирали богатые урожаи. Мягкий климат способствовал земледелию во все времена года. Крит находился на скрещении самых оживленных торговых путей Средиземноморья, и не случайно крупнейшие города Кносс, Фест выросли на побережье. Они были столицами самостоятельных царств, которые поддерживали между собой дружеские отношения.

Во второй половине ХVІІІ в. до н.э. центром критского государства становится город Кносс. Это было время величайшего расцвета культуры. Самый замечательный памятник этого времени - Кносский дворец, с которым связан миф о Минотавре. Главным украшением дворца была живопись. Мастера Коса в совершенстве владели техникой фрески - росписью по сырой штукатурке. Критское царство погибло в конце ХV в. до н.э. Уже до этого на острове случались разного рода катастрофы, и Кносский дворец дважды перестраивался. Но, как полагают ученые, около 1520 г. до н.э. произошло гигантское извержение вулкана на острове Фера, огромная волна опустошила побережье Крита, а поселения островитян превратились в груду развалин. Критская цивилизация не возродилась.

В начале ХХ века Кносский дворец был раскопан археологом Артуром Эвансом.

С угасанием цивилизации Крита средоточием эгейской культуры становятся крепости материковой Греции - Микены, Тиринф, Пилос. Ахейцы, населявшие полуостров Пелопоннес, восприняли критскую культуру и соединили ее со своей. В отличие от критских, микенские дворцы окружали крепостные стены, за кладку получившие название «циклопические» (они были сложены из больших каменных глыб, поэтому микенцы считали, что их возвели циклопы). Города Крита не нуждались в укреплениях, их оберегало море. Ахейцы же строили свои поселения на высоких холмах, которые называли «акрополи», т.е. «верхние города». Такие крепости сохранились в Тиринфе и Микенах. Центральным входом в крепость служили ворота. Знаменитые Львиные ворота в Микенах грандиозны. Они являются единственным образцом монументальной скульптуры в Эгейском искусстве. От ворот дорога поднималась на вершину холма, где находился царский дворец. В центре дворца находился мегарон - парадное помещение для собраний и праздничных пиршеств. Вокруг мегарона располагались жилые комнаты, коридоры, кладовые, ванные. Вблизи дворца находились дома знати, а за пределами крепости, у подножия холма, лежал нижний город, где жили простые люди, купцы, ремесленники.

Дворцы в Микенах также украшались росписями, но они уже менее живописны и более схематичны, чем в Кноссе. Это же относится и к микенской керамике, хотя по качеству и прочности красок она превосходит критскую.

К числу самых известных памятников архитектуры относятся гробницы ахейских царей. Для умерших царей в скалах высекали прямоугольные могилы. В конце ХІХ века немецкий археолог Генрих Шлиман открыл захоронения и назвал их «шахтовыми».

Позднее начинается сооружение купольных гробниц - толосов. Монументальные толосы в Микенах по своей грандиозности не уступают дворцам и крепостным стенам. Наиболее знаменитая из этих гробниц носит условное название «сокровищница Атрея». Так звали мифического царя Микен, отца героев Троянской войны Анамемнона и Минелая. Захоронения отличались необычайной пышностью и богатством. Лица умерших закрывали золотые маски, одежды украшались золотыми пластинами.

В середине ХІІ в. до н.э. микенская цивилизация была сметена нашествием с севера: дорийцы, родственные ахейцам племена, огнем и мечом прошлись по Пелопоннесу. Они разграбили и сожгли богатые ахейские города.

2. Гомеровский период («темные века»)

Дорийцы, вторгшиеся в Грецию, стояли на более низком уровне развития. Но они умели обрабатывать железо, и с ними связано начало «железного века» в Средиземноморье.

Основным источником знаний об этой эпохе являются поэмы «Илиада» и «Одиссея», входящие в Троянский мифологический цикл и созданные легендарным автором Гомером, который был рапсодом (сказитель, перерабатывавший ранее созданные тексты и превращающий их в самостоятельное произведение; до этого в Греции существовали лишь аэды - сказители, которые лишь воспроизводили созданное до них). В Троянский мифологический цикл входят также мифы, отражающие борьбу греков за овладение малоазиатским городом Илионом (Троя):

- «Илиада» отражает несколько эпизодов из 10-го года осады Трои;

- «Одиссея» - возвращение на родину одного из героев - ахейцев Одиссея.

Все исследователи отмечают, что именно в эпосах («эпос» в переводе «слово о подвигах») Гомера закладываются основные темы и проблемы, которые в дальнейшем будут разрабатываться древнегреческой культурой.

В это время на смену родовому строю приходит социальное неравенство и постепенно складывается классовое общество. Именно в эту пору сложились основы греческой мифологии и народной эпической поэзии.

Заслуга Гомера состоит в том, что он:

- «переселил» древнегреческих богов на гору Олимп,

- разложил образ Геры на отдельные женские образы (появляются следующие богини - Артемида, Афина, Афродита и пр.),

- выстроил семейные отношения между всеми божествами.

Кроме того, эпосы Гомера характеризуются следующими чертами:

- боги в них предстают большими, по сравнению с человеком, лишь количественно, но не качественно (т.е. боги по набору характеристик ничем не отличаются от людей, они только выше ростом); греки представляли богов как совершенных и прекрасных людей. Это очеловечивание богов, характерное для греческой религии, делало их близкими и доступными человеку, а неподвластные людям обожествленные силы природы становились более понятными;

- всегда присутствует мотивация поступков героя;

- мир, показанный Гомером, предстает во всем многообразии (в его произведениях действуют и люди, и боги, и силы природы, таким образом, показан весь Космос);

- Гомер в своем повествовании всегда придерживается «золотой середины» (впоследствии это станет одной из характерных черт древнегреческой философии).

По сравнению с мифологией изобразительное искусство и архитектура этого времени делают лишь первые шаги. Прикладное же искусство отличается более высоким уровнем мастерства. Сосуды и вазы расписываются геометрическими рисунками.

В ІХ в. до н.э. греки позаимствовали у финикийцев письмо, добавив новые, недостающие знаки для обозначения гласных. Вначале греческие буквы не имели единообразного, устоявшегося начертания. В 403 г. до н.э. (эпоха классики) в Афинах был официально введен так называемый ионический алфавит, который затем был принят как нормативный во всей Греции. Первоначально были только прописные буквы, строчные появились лишь в ІХ в. н.э.