4. Цивилизационные теории эпохи великого кризиса
В конце XIX - начале XX вв. индустриальная цивилизация вступила в эпоху острого кризиса. Экономические потрясения, борьба политических партий, идей, кланов, первая мировая войта, поражение и озлобленность создали атмосферу неуверенности в завтрашнем дне. Разум слаб и пассивен, наука блеф и обман, - утверждали пессимисты. Интеллектуальные пророки гибелицивилизации не оставляли человеку никакой перспективы, кроме перспективы следовать темной мировой Воле, инстинкту выживания.
Духом фатализма пронизана книга немецкого философа Освальда Шпенглера (1880-1936) Закат Европы. История человечества представлена в ней как история восьми культурно-исторических типов (цивилизаций), каждый из которых вырастает на основе собственного способа переживания жизни, полностью замкнут и лишен каких-либо возможностей культурной преемственности. Он сравнил развитие египетской, индийской, вавилонской, китайской, греко-римской, византийско-арабской, русско-сибирской культур, а также культуры майя, каждая из которых следует жесткому биологическому ритму: рождение и детство, молодость и зрелость, старость и закат. В развитии культуры Шпенглер выделил два этапа: этап восхождения, собственно культура, и этап нисхождения цивилизация. По Шпенглеру, цивилизация есть завершение, неотвратимый конец, к которому приходят все культуры. Цивилизация это мировой город, где процессы омассовления проникают во все сферы человеческой жизни. Цивилизация ведет к мировым войнам, цель которых глобальное господство государства-победителя высший смысл существованияцивилизации. У человека эпохи цивилизации нет более высокого смысла, чем участие в таких войнах. Во всех культурах на стадии цивилизации неизменно возникает фигура Цезаря, которая олицетворяет данную эпоху.
Несмотря на этот свинцовый фатализм, Шпенглер ищет в культуре еще не реализованные возможности. Каждая культура, как живой организм, имеет свою Душу, которая выражает себя в религии, философии, политике, обыденной жизни. И эту душу необходимо пробудить, отыскать в разнообразных проявлениях культуры то, что отражает ее сокровенную суть.
Эхо шумного и скандального успеха книги необыкновенно эрудированного немецкого философа сопровождало впоследствии марш нацизма в Европе, подтверждая простую истину, действительность не только рождает теории, но и сама меняется под влиянием этих теорий.
Поиски путей выхода из апокалипсиса проходящей через кризис индустриальной цивилизации привели к появлению новых направлений и подходов к изучению законов развития мировыхцивилизаций. Одна из таких концепций основана на теории циклической динамики известного русского экономиста Николая Дмитриевича Кондратьева (1892-1936). В 1926 г. он выступил с докладом Большие циклы конъюнктуры, в котором охарактеризовал волнообразный характер динамики капиталистического хозяйства, когда большие циклы, длинные волны, отчетливо сменяют друг друга (40-50 лет). В рамках полувекового цикла существуют четыре-пять более коротких циклов. Каждый из них проходит через стадию равновесия и неравновесия. Полувековой цикл является частью векового цивилизационного. Смена его каждые 200-300 лет представляет собой смену цивилизаций.
Согласно Кондратьеву, цивилизация это определенная ступень в развитии общества. Длинные волны связаны с качественными сдвигами в глубинных пластах жизни общества, переменами в экономической, социальной, политической жизни и вступлением цивилизации в очередной этап своего развития. Периоды роста волн насыщены социальными потрясениями, войнами и революциями. История мировой цивилизации в соответствии с теорией долгосрочных циклов Кондратьева это лестница, по ступеням которой шагает человечество. И этот процесс можно не только констатировать, но и предвидеть.
Исследуя циклическую динамику общества, американский социолог русского происхождения Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) создал впечатляющую концепцию всемирно-исторического развития человеческой культуры, дал типологию культурного развития человечества. Он рассматривал общества, как большие культурные суперсистемы, имеющие центральный смысл или ментальность. Эти культурные суперсистемы, или цивилизации, определяют жизнь и поведение людей, множество конкретных исторических процессов и тенденций. В любой период истории, по мнению Сорокина, существует пять основных культурных систем: язык, этика, религия, наука, искусство.
Цивилизации, как считал Сорокин, - это огромные музееподобные хранилища материальной культуры, выставленные на обозрение без какой-либо системы. Сорокин оспаривал идею целостной природы цивилизации, утверждая, что ее компоненты не взаимозависимы. Он скептически относился к перспективам выхода западноевропейской цивилизации из кризиса и считал, что Западная Европа прошла пик своего творческого развития, что кризис затронул все основные институты западной культуры и общества. Это кризис искусства и науки, философии и религии, права и морали, образа жизни и нравов, форм социально-политической и экономической жизни. Оставаясь резким критиком таких тенденций, как концентрация власти в руках безответственных личностей, разрушение моральных норм, Сорокин видел своей задачей нахождение лекарств от кризисного состояния общества.
Важный этап в исследовании истории мировых цивилизаций связан с французской исторической школой Анналов. В 1929 г. Марк Блок и Люсьен Февр основали журнал Анналы экономической и социальной истории, вокруг которого стали формироваться историки, находящиеся в поиске новых методов исторических исследований. По их мнению, стержнем исторического развития является ментальность. Она определяет сущность цивилизации и ее неповторимое своеобразие. Ментальность (менталитет) это совокупность установок и привычек мышления, а также фундаментальных верований индивида. Школа Анналов через изучение истории ментальности подошла к созданию многомерной и разносторонней истории локальных цивилизаций.
Эта история охватывает все стороны жизни экономическую, социальную, политическую и культурно-психологическую. Социальная включает в себя все то, что относится к существованию людей, их образу жизни, воспроизводству населения (семья, половозрастные отношения, здоровье, гигиена, питание, жилье, одежда, труд, досуг). Экономическая сторона жизни охватывает производство, потребление, обмен продуктами и услугами, технику, систему коммуникаций и т.д. Политическая включает совокупность обычаев, норм, права, власти, организации гражданской жизни, партий, общественных движений и т.д. Культурно-психологическая вбирает все проявления духовной жизни, культуру как область норм, ценностей, знаков. По мнению представителей школы Анналов, взаимосвязь и взаимодействие всех этих аспектов жизни и порождает цивилизацию. Сосредоточившись на ментальности, историки школы Анналов ушли от целостного взгляда на цивилизацию.
Вторая мировая война, являясь кризисом цивилизационного развития, отразилась и на теоретических исследованиях. В наступившем смятении умов самым заметным явлением стало появление теории осевого времени Карла Ясперса и завершение многотомного труда Постижение истории (написан в период с 1934 г. по 1961 г.) Арнольдом Тойнби.
Известный немецкий философ Карл Ясперс (1883-1969) в своей работе Истоки истории и ее цель выделил в истории общества четыре периода: доистория, культуры древности (локальные истории), осевое время (начало всемирной истории) и технической век (переход к единой мировой истории), расцвет которого связан с современностью. Доистория это время формирования человека, его биологических свойств, накопления им духовных ценностей и навыков. Это возникновение языков, изобретение орудий труда и начало использования огня. На следующем этапе (локальные истории) почти одновременно возникают высокие культуры в Египте, Месопотамии, Индии и позже в Китае. Осевое время, по Ясперсу, знаменует исчезновение великих культур древности. На этом этапе произошел самый резкий поворот в истории. Появился человек современного типа, и произошло становление истории человечества. Это эпоха создания мировых религий, которые и сегодня влияют на жизнь человека. Появление мировых религий завершило эпоху мифического сознания, эпоху древности. На смену древним цивилизациям приходят иныецивилизации, своеобразие которых определяется, прежде всего, религиозно-этическими нормами. Осевое время относится к тому духовному процессу, который шел между 800 и 200 гг. до н.э. независимо друг от друга в Китае, Индии, Персии, Палестине, Греции. И наконец, переход к единой мировой истории происходит, согласно Ясперсу, в технический век, рождение которого подготовила средневековая Европа, и который духовно окреп в XVIII в., приобрел всеохватывающий характер с конца XVIII в. и получил стремительное развитие в XX в.
По теории Ясперса, которая возникла спустя несколько лет после Второй мировой войны, развитие человечества выглядит оптимистично. Цивилизация предстает как идеал прогрессивногоразвития. На определенном этапе взаимодействия локальных цивилизаций возникает феномен Всемирной истории, начинается процесс становления единой, мировой цивилизации. Реальность мировой истории обусловлена духовным единством человечества.
Известный английский историк Арнольд Тойнби (1889-1975) в своем многотомном труде Постижение истории выделил двадцать одну цивилизацию. В представлении Тойнби, цивилизация это целостная общественная система, все части которой взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Главную роль в формировании цивилизаций играют географические, этнические и религиозные факторы. В своем развитии каждая цивилизация проходит стадии генезиса, роста, надлома и разложения. Заканчивается этот процесс гибелью и сменой цивилизаций.
Для генезиса цивилизации необходима среда, которая в меру благоприятна и не очень враждебна. Существенно также и наличие в данном обществе творческого меньшинства. Рождениецивилизации, по Тойнби, основано на законе вызова и ответа. Механизм действия этого закона предельно прост: умеренно неблагоприятная среда бросает вызов обществу, и творческое меньшинство начинает действовать, отвечая на него. Цивилизации развиваются благодаря порыву, который влечет их от вызова через ответ к дальнейшему вызову. Далее следует стадия ростацивилизации, которая отличается социальным единством общества и подражание большинства творческому меньшинству. Цивилизация быстро продвигается вперед. На этой стадии развития цивилизационного процесса действует закон ухода и возврата. Для преодоления кризиса общество может отступить, чтобы накопить силы, внутренне преобразиться, чтобы ответить на новый вызов.
Цивилизация справляется с внутренними кризисами, создавая империи и мировые религии. По мнению Тойнби, мировые религии играют объединяющую роль и являются высшими ценностями и ориентирами исторического процесса. В сущности, их история происходит как бы за спиной истории цивилизаций. Растущая цивилизация отмечена духом солидарности. Большинство общества добровольно следует за творческим меньшинством. В период распада цивилизации происходит отчуждение большинства от меньшинства. Надлом цивилизации ведет к внутренней нестабильности в обществе, к росту социальной напряженности. Общество не способно справиться с вызовом и цивилизация погибает. Стадия надлома характеризуется недостатком созидательной силы у творческого меньшинства, отказом большинства подражать меньшинству и вытекающим из этого распадом социального единства в обществе.
По мнению Тойнби, цивилизации сами кончают с собой. Единственное спасение стать на путь преображения. Основной тезис Тойнби сводится к тому, что истории всех цивилизаций не могут быть построены в единый ряд, ведущий к современному состоянию. Вместо стеблевидной схемы история предстает в виде дерева и цивилизации подобны многочисленным ветвям. ТеорияТойнби вызвала различные отклики: от полного неприятия как неуместной для XX в., до высокого признания за широкую панораму мировой истории.
Идеи Тойнби перекликаются с концепцией исторического развития Льва Николаевича Гумилева (1912-1993). Ключевым в его теории является понятие этноса. Исследуя жизненный цикл сорока индивидуальных этносов, Гумилев вывел кривую этногенеза, которая длится 1500 лет. Этногенез проходит стадии инкубационного периода, пассионарного подъема, акматическую фазу, надлом, инерцию, обскурацию, регенерацию и реликт.
Фазы различаются по численности и результативности пассионариев активных личностей. Пассионарность это антиинстинкт, идущий вразрез с инстинктом самосохранения. Различные типыпассионарности тщеславие, алчность и т.д. формируют пасионарную личность, создавая необходимую для развития этноса энергию. Первый толчок энергии пассионарий получает из космоса, возможно, от вспышки сверхновой звезды. Появляются пассионарные популяции, в результате инкубационного брожения которых примерно через 160 лет возникают этносы.
На фазе подъема люди больше занимаются собой, чем природой. Их устремленность зиждется на лозунге: Надо исправить мир, ибо он плох. Пик самоутверждения, сопровождающийся войнами, распрями, конфликтами приходится на акматическую фазу. Ее сменяет стадия надлома, когда прекращаются война и люди, говоря: Мы устали от великих, - начинают отдавать предпочтение и ценить науку и творчество. Затем следует фаза нормальной и спокойной жизни, которая проходит под девизом: Будь таким, как я. Для этноса это период торжества золотой посредственности, за которым следует его конец. Он приходится на стадию обскурации, когда высмеивается трудолюбие, люди не стесняются невежества, презирают интеллект, при этом утверждая: Будь таким, как мы. Через 1500 лет этнос распадается, завершив свой путь в истории человечества. Одни осколки этноса под девизом: Будь сам собой доволен, - становятся элементами ландшафта, другие могут стать началом нового этноса.
В конце XX в. концепция Л.Н. Гумилева вызвала определенный интерес, который в значительной степени связан с тем, что впервые столь ярко и масштабно были представлены роль и место этнического фактора в развитии истории мировых цивилизаций.
- 2. Становление цивилизационных теорий
- 3. Теории эпохи индустриальной цивилизации
- 4. Цивилизационные теории эпохи великого кризиса
- 5. Рубеж тысячелетий: техногенные и информационные концепции цивилизаций
- Раздел I. Глава 2. Предыстория человеческого общества
- 1. Становление человеческого общества
- 2. Мезолит рубеж истории человечества
- 3. Неолитическая цивилизация
- 4. Энеолит эпоха перехода к цивилизации
- Раздел II. Глава 2. Месопотамская цивилизация
- 1. Древнее Двуречье
- 2. Истоки Месопотамской цивилизации
- 3. Шумерская цивилизация
- 4. Старовавилонский период
- 5. Касситский период
- 6. Нововавилонский период
- 7. Месопотамская цивилизация в мировой истории
- Раздел II. Глава 1. Египетская цивилизация
- 1. Природа и население
- 2. Раннеземледельческая культура Египта
- 3. Цивилизация эпохи Раннего царства
- 4. Древнее царство
- 5. Расцвет цивилизации в эпоху Среднего царства
- 6. На пути ко всему новому
- 7. Поздний период Египетской цивилизации
- 8. Египетская цивилизация в мировой истории
- Раздел II. Глава 3. Индийская цивилизация
- 1. Природа и население
- 2. Раннеземледельческая культура Индостана
- 2. Хараппская цивилизация
- 4. Ведийская цивилизация
- 5. Цивилизация между Гангом и Гималаями
- 6. Цивилизация Кушанской и Гуптской империй
- 7. Особенности и достижения Древнеиндийской цивилизации
- 1. Природа и население
- 2. Раннеземледельческие культуры колыбель Китайской цивилизации
- 3. Шанская (иньская) цивилизация
- 4. Цивилизация эпохи Чжоу
- 5. Цивилизация эпохи Восточного Чжоу
- 6. Цивилизация эпохи Цинь
- 7. Цивилизация эпохи династии Хань
- 8. Особенности и достижения Древнекитайской цивилизации
- Раздел III. Глава 1. Финикийская цивилизация вариант ближневосточного развития
- 1. Природа и население
- 2. Расцвет торговли и мореплавания
- 3. Финикийские города-государства
- 4. Финикийцы в составе мировых цивилизаций
- Раздел III. Глава 2. Древняя Сирия первые шаги цивилизации
- 1. Условия становления локальной Сирийской цивилизации
- 2. Двойной опыт объединения
- 3. Сирия зона нестабильности
- Раздел III. Глава 3. Цивилизация Древней Палестины 1. Природа и население
- 2. Между властью фараона и переселением народов моря
- 3. На пути к Израилю
- 4. Особенности и достижения цивилизации Древней Палестины
- Раздел IV. Глава 1. Хеттская цивилизация
- 1. Анатолия центр цивилизационного развития
- 2. От раннеземледельческой культуры к городу-государству
- 3. Этапы истории Хеттской державы
- 4. Война и мир Хатти
- 5. Достижения цивилизации хеттов
- Раздел IV. Глава 2. Ассирийская цивилизация
- 1. Природные условия и население
- 2. Древнейший период истории
- 3. Цивилизация Среднеассирийского периода
- 4. Цивилизация Новоассирийской эпохи
- 5. Ассирийская цивилизация между враждой и миром
- 6. Наследие Ассирийской цивилизации
- Раздел IV. Глава 3. Цивилизация персов
- 1. Древняя Персия страна стран
- 2. Величайшая восточная деспотия
- 3. Авестийская цивилизация
- Раздел V. Глава 2. Древнеримская цивилизация
- 1. Древнеримская цивилизация морская цивилизация
- 2. Цивилизация царского Рима
- 3. Древнеримская цивилизация эпохи Республики
- 4. Военная экспансия и ее результаты
- 5. Древнеримская цивилизация эпохи Империи
- 6. Основные достижения Древнеримской цивилизации
- Раздел VI. Глава 1. Византийская цивилизация
- 1. Византия как цивилизационное пространство
- 2. Взлет и падение Византийской цивилизации
- 3. Византийская модель цивилизационного развития
- 4. Византия империя ромеев
- 5. Роль религии в Византийской цивилизации
- Раздел VI. Глава 2. Арабская исламская цивилизация
- 1. Домусульманская Аравия
- 2. Ислам основа арабской цивилизации
- 3. Арабский халифат
- 4. Арабская культура в развитии мировой цивилизации
- Раздел VI. Глава 3. Западноевропейская средневековая цивилизация
- 1. Новая жизнь имперской идеи
- 2. Торгово-политические полюсы Средневековья
- 3. От лоскутной цивилизации к единому историческому пространству
- 4. Становление института западноевропейской средневековой демократии.
- 5. Иерархичность и корпоративизм западноевропейского общества
- 6. Религия структурообразующий компонент Западноевропейской средневековой цивилизации
- 7. Человек Западноевропейского Средневековья
- 8. Основные достижения Западноевропейской средневековой цивилизации
- Раздел VII. Глава 1. Европейская прединдустриальная цивилизация
- 1. Европейский Запад: зарождение Прединдустриальной цивилизации
- 2. Демографические и этнические процессы в Раннее новое время
- 5. Консолидация единого исторического пространства
- 6. Золотой век европейского абсолютизма
- Раздел VII. Глава 2. Взлет духа и модернизация
- 1. Возрождение новый взгляд на мир и человека
- 2. Реформация время перемен в религиозной жизни
- 3. Просвещение третий духовный переворот
- 4. Первые революции начало общеевропейской модернизации
- 5. Человек эпохи Прединдустриальной цивилизации
- Раздел VIII. Глава 1. Рождение индустриальной цивилизации
- 1. Особенности становления индустриальной цивилизации
- 2. Основные тенденции развития европейских стран в XIX в.
- 3. Духовная культура Европы индустриальной эпохи
- Раздел VIII. Глава 2. Становление индустриального общества Северной Америки
- 1. Создание независимого государства Соединенные Штаты Америки
- 2. Государственное устройство и становление демократии в сша
- 3. Центры цивилизационного развития сша
- 4. Технический прогресс и культура индустриального общества Северной Америки
- Раздел VIII. Глава 3. Индустриальная цивилизация XX века
- 1. Цивилизационные кризисы XX века
- 2. Поиски путей выхода из кризиса
- 3. Особенности кризиса цивилизации второй половины XX века
- 4. Духовный мир человека Индустриальной цивилизации XX века
- 5. Третья научно-техническая революция
- 6. Новое индустриальное общество
- Раздел IX. Глава 1. Постиндустриальная цивилизация
- 1. Начало постиндустриального общества
- 2. Основные тенденции цивилизационного развития
- 3. Центры мирового хозяйства
- 4. Глобальные проблемы современности
- 5. Отличительные черты постиндустриальной цивилизации