logo
Семинары для ЭТ, ЭК(б) / Семинар 2 / Рыбаков Б

III придумал торжественный обряд венчания на царство и приказал изготовить

шапку Мономаха, новую корону российского царства, которая должна была

воскрешать память о Киевской Руси, об апогее этого государства при киевском

князе Владимире Всеволодиче, внуке византийского императора Константина

Мономаха. Спустя полвека царь всея Руси Иван Грозный еще раз напомнил об

исторических связях с Киевской Русью: царский трон в кафедральном Успенском

соборе Москвы был помещен под резной шатер, для которого скульптор изготовил

барельефы с изображением деяний того же Владимира Мономаха. Но, пожалуй,

самым главным доказательством живой связи с Киевской Русью являются русские

народные "старины"-былины.

В середине XIX века на далеком архангельском севере были обнаружены

исследователями сказители старинных эпических песнопений, знавшие по устной

передаче и Владимира Святославича (980--1015 годы) и Владимира Мономаха

(1113--1125 годы), которых они объединяли в обобщенном эпическом образе

"ласкова князя Володимира Красное Солнышко стольнокиевского". Богатырские

былины знают тех князей, которые защищали народ от печенежских и половецких

набегов и "много поту утерли за землю Русскую". Многие другие князья,

прославленные придворными летописцами, в народной памяти не удержались. В

былинах нет имени Святослава, которого киевляне упрекали в том, что он

"чужой земли ищет, а свою охабив"; нет Ярослава Мудрого, зачинщика усобиц,

нанимавшего буйных варягов для войны с родным отцом; нет Юрия Долгорукого,

штурмовавшего Киев в борьбе с племянниками, нет и других князей, забывавших

общерусские интересы в пылу кровавых междоусобий.

Историк Б. Д. Греков, создавший первый марксистский труд по Киевской

Руси, справедливо назвал былины устным учебником родной истории. В этом

учебнике не просто повествуется о прошлом, но здесь отобрано важнейшее,

прогрессивное, воспеты те герои-символы, которые обозначали строительство

державы, оборону Руси от внешнего врага.

Крестьяне царской России, удаленные от Киева на тысячи верст, знали о

Киевской Руси и из поколения в поколение передавали торжественные, как

гимны, напевы былин об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, делах Руси

тысячелетней давности.

Научное изучение Киевской Руси не отличалось такой стройностью и

логичностью, как народная память о тех отдаленных временах. Историки