Введение. Системное начало и полярность в международных отношениях XX века
Цель издания - дать системное освещение процесса развития международных отношений. Системным наш подход называется потому, что в его основе не просто хронологически выверенное и достоверное изложение фактов дипломатической истории, а показ логики, движущих сил важнейших событий мировой политики в их не всегда очевидной и часто не прямой взаимосвязи между собой. Иными словами, международные отношения для нас - это не просто сумма, совокупность каких-то отдельных компонентов (мировых политических процессов, внешней политики отдельных государств и т.п.), а сложный, но единый организм, свойства которого в целом не исчерпываются суммой свойств, присущих каждой из его составляющих в отдельности. Имея в виду именно такое понимание для обозначения всего многообразия процессов взаимодействия и взаимовлияния внешней политики отдельных государств между собой и с важнейшими общемировыми процессами, мы пользуемся в этой книге понятием система международных отношений. Это ключевое понятие нашего изложения.
Понимание несводимости свойств целого лишь к сумме свойств частей - важнейшая черта системного мировидения. Такая логика объясняет, почему, скажем, взятые в отдельности, шаги дипломатии СССР, двух атлантических держав (Франции и Британии) и Германии в период подготовки и во время Генуэзской конференции 1922 г., казалось бы нацеленные на восстановление Европы, в целом, привели к закреплению ее раскола, резко сократившего шансы общеевропейского сотрудничества в интересах поддержания стабильности.
Другой - является акцент на связях и отношениях между отдельными компонентами международной системы. Иными словами, нас будет интересовать не только то, как в конце 30-х годов нацистская Германия двигалась по пути агрессии, но и то, каким образом на формирование движущих сил ее внешней политики в предшествовавшее десятилетие повлияли Великобритания, Франция, Советская Россия и США, которые и сами являлись объектом активной германской политики. Аналогично, Вторая мировая война будет рассмотрена нами не просто как рубежное событие мировой истории, но прежде всего как экстремальный результат по-своему неизбежной ломки той конкретной модели международных отношений, которая сложилась после окончания Первой мировой войны (1914-1918).
В принципе, сложно взаимосвязанный, взаимно обуславливающий характер межгосударственные отношения приобрели достаточно рано, однако не сразу. Чтобы приобрести черты системности, системной взаимосвязи те или иные отношения и группы отношений должны были созреть - то есть приобрести устойчивость (1) и достигнуть достаточно высокого уровня развития (2). Скажем, о формировании глобальной, общемировой системы международных экономических отношений мы можем говорить не сразу после открытия Америки, а только после того, как была налажена регулярная и более или менее надежная связь между Старым и Новым Светом, и экономическая жизнь Евразии оказалась прочно увязанной с американскими источниками сырья и рынками.
Глобальная мирополитическая система, система международных политических отношений складывалась гораздо медленнее. Вплоть до завершающего этапа Первой мировой войны, когда впервые в истории американские солдаты приняли участие в боевых действиях на территории Европы, Новый Свет в политическом отношении оставался если не изолированным, то явно обособленным. Понимания мирополитического единства еще не было, хотя оно уже, несомненно, было в стадии формирования - процесс, начавшийся в последней четверти XIX века, когда в мире уже не осталось "ничейных" территорий и политические устремления отдельных держав уже не только в центре, но и на географической периферии мира оказались тесно "притертыми" друг к другу. Испано-американская, англо-бурская, японо-китайская, русско-японская и, наконец, Первая мировая войны стали кровавыми вехами по пути формирования глобальной мирополитической системы. Однако процесс ее складывания к началу описываемого ниже периода так и не закончился.
Единая глобальная, общемировая система политических отношений между государствами еще только складывалась. Мир в основном продолжал состоять из нескольких подсистем. Эти подсистемы ранее всего сложились в Европе, где отношения между государствами в силу природно-географических и экономических факторов (относительно компактная территория, достаточно многочисленное население, разветвленная сеть относительно безопасных дорог) оказались наиболее развитыми.
С начала XIX века важнейшей подсистемой международных отношений была европейская, Венская. Наряду с ней стала постепенно формироваться особая подсистема в Северной Америке. На востоке евразийского материка вокруг Китая в хронически застойном состоянии существовала одна из самых архаичных подсистем, восточноазиатская. О других подсистемах, скажем, в Африке, в тот период говорить можно только с очень большой долей условности. В дальнейшем, однако, они стали постепенно развиваться и эволюционировать. К моменту окончания Первой мировой войны наметились первые признаки тенденции к перерастанию североамериканской подсистемы в евро-атлантическую, с одной стороны, и азиатско-тихоокеанскую, с другой. Стали угадываться очертания ближневосточной и латиноамериканской подсистем.
Все эти подсистемы развивались в тенденции как будущие части целого - глобальной системы, хотя само это целое, как уже отмечалось выше, в политико-дипломатическом смысле еще только начинало складываться; лишь в экономическом отношении его контуры уже просматривались более или менее отчетливо.
Между подсистемами существовала своя градация - иерархия. Одна из подсистем была центральной, остальные - периферийными. Исторически вплоть до окончания Второй мировой войны место центральной неизменно занимала европейская подсистема международных отношений. Она оставалась центральной и по значимости образовывавших ее государств, и по географическому положению в переплетении главных осей экономических, политических и военно-конфликтных натяжений в мире.
Кроме того, европейская подсистема далеко опережала другие по уровню организации, то есть степени зрелости, сложности, развитости воплощенных в ней связей, так сказать, по присущему им удельному весу системности. По сравнению с центральной уровень организации периферийных подсистем был гораздо ниже. Хотя и периферийные подсистемы по этому признаку могли между собой весьма сильно отличаться.
Так, например, после Первой мировой войны центральное положение европейской подсистемы (Версальский порядок) осталось бесспорным. По сравнению с ней азиатско-тихоокеанская (Вашингтонская) была периферийной. Однако она была несоизмеримо более организованной и зрелой, чем, например, латиноамериканская или ближневосточная. Занимая главенствующее положение среди периферийных азиатско-тихоокеанская подсистема была как бы "самой центральной среди окраинных" и второй по своему мирополитическому значению после европейской.
Европейская подсистема в разные периоды в исторической литературе, а отчасти в дипломатическом обиходе называлась по-разному - как правило, в зависимости от названия международных договоров, которые в силу тех или иных обстоятельств признавались большинством европейских стран основополагающими для межгосударственных отношений в Европе. Так, скажем, принято называть, европейскую подсистему с 1815 г. по середину XIX века - Венской (по Венскому конгрессу 1814-1815 гг.); затем Парижской (Парижский конгресс 1856 г.) и т.д.
Следует иметь в виду, что в литературе традиционно распространены названия "Венская система", "Парижская система" и т.п. Слово "система" во всех подобных случаях применено для подчеркивания взаимосвязанного, сложно переплетенного характера обязательств и обусловленных ими отношений между государствами. Кроме того, такое употребление отражает и укоренившееся на протяжении веков в умах ученых, дипломатов и политиков мнение: "Европа - это и есть мир". Тогда как с позиций современного мировидения и нынешнего этапа развития науки о международных отношениях, строго говоря, точнее было бы говорить "Венская подсистема", "Парижская подсистема" и т.п.
Во избежание терминологических накладок и исходя из необходимости акцентировать видение конкретных событий международной жизни на фоне эволюции глобальной структуры мира и ее отдельных частей, в этом издании термины "подсистема" и "система" будут, как правило, использоваться при необходимости оттенить взаимосвязи событий в отдельных странах и регионах с состоянием общемировых политических процессов и отношений. В остальных случаях, когда речь будет идти о комплексах конкретных договоренностей и возникавших на их основе отношений, мы будем стремиться употреблять слово "порядок" - Версальский порядок, Вашингтонский порядок и т.п. Вместе с тем, в ряде случаев, учитывая традицию употребления, выражения типа "Версальская (Вашингтонская) подсистема" в тексте сохранены.
Для понимания логики международно-политического процесса в 1918-1945 гг. ключевым является понятие многополярности. Строго говоря, вся история международных отношений протекала под знаком борьбы за гегемонию, то есть бесспорно преобладающие позиции в мире, точнее, в той его части, которая в конкретный момент исторического времени считалась миром-вселенной или ойкуменой, как ее называли древние греки.
Скажем, с позиций Геродота, историка времен Александра Македонского, Македонская держава после покорении Персидского царства, несомненно, была мировым государством, империей-гегемоном, так сказать единственным полюсом мира. Однако лишь того мира, который был известен Геродоту и ограничивался, по сути дела, Средиземноморьем, Ближним и Средним Востоком и Центральной Азией. Уже образ Индии казался эллинистическому сознанию настолько смутным, что эта земля не воспринималась в плоскости ее возможного вмешательства в дела эллинистического мира, который для последнего только и был миром. О Китае в этом смысле говорить вообще не приходится.
Подобным же образом государством-миром, единственным мировым полюсом-источником силы и влияния воспринимался и Рим эпохи расцвета; его монопольное положение в международных отношениях было таковым лишь в той мере, как древнее римское сознание стремилось отождествлять реально существующую вселенную со своими представлениями о ней.
С позиций соответственно эллинистического и римского сознания современный им мир или, как бы мы сказали, международная система были однополярными, то есть в их мире существовало одно-единственное государство, практически безраздельно господствовавшее на всей территории, представлявшей реальный или даже потенциальный интерес для тогдашнего "политического сознания", или, как бы мы сказали современным языком, на доступном для соответствующего общества "цивилизационном пространстве".
С позиций сегодняшнего дня относительность "античной однополярности" очевидна. Но не это важно. Значимо, что ощущение реальности однополярного мира - пусть и ложное - перешло к политическим и культурным наследникам античности, еще более исказившись при передаче. В итоге тоска о вселенском господстве, настоянная на исторических сведениях и преданиях о великих древних империях, если и не полностью возобладала в политическом сознании последующих эпох, все же сильно повлияла на государственные умы в очень многих странах, начиная с раннего средневековья.
Повторить уникальный и во всех отношениях ограниченный опыт империи Александра Македонского и Римской не удалось ни разу. Но большинство сколько-нибудь могущественных государств так или иначе пыталось это сделать - Византия, Империя Карла Великого, монархия Габсбургов, наполеоновская Франция, объединившаяся Германия - это только самые очевидные и яркие примеры попыток и неудач такого рода. Можно сказать, что большая часть истории международных отношений с позиций системности может быть объяснена как история попыток то одной, то другой державы сконструировать однополярный мира - попыток, заметим, во многом вдохновленных ложно понятым или сознательно искаженно интерпретируемым опытом античности.
Но с тем же успехом можно констатировать и другое: фактически со времен распада "античной однополярности" в межгосударственных отношениях сложилась реальная многополярность, понимаемая как существование в мире как минимум нескольких ведущих государств, сопоставимых по совокупности своих военных, политических, экономических возможностей и культурно-идеологическому влиянию.
Возможно, изначально она возникла более или менее случайно - в силу стечения неблагоприятных обстоятельств претендующая на гегемонию держава, скажем Швеция времен Тридцатилетней войны (1618-1648), не смогла мобилизовать необходимых ресурсов для реализации своих целей. Но очень скоро другие страны стали рассматривать сохранение многополярности как своего рода гарантию собственной безопасности. Логика поведения целого ряда государств стала определяться стремлением не допустить слишком явного усиления геополитических возможностей своих потенциальных соперников.
Под геополитическими понимается совокупность возможностей государства, определяющихся природно-географическими факторами в широком смысле слова (географическое положение, территория, население, конфигурация границ, климатические условия, уровень экономического развития отдельных территорий и связанная с этим инфраструктура), изначально определяющими положение той или иной страны в системе международных отношений. Традиционным путем усиления геополитических возможностей было присоединение новых территорий - либо путем прямого захвата военной силой, либо - в династической традиции Средних Веков - путем приобретения через брак или наследование. Соответственно, и дипломатия все больше внимания уделяла предупреждению ситуаций, способных результироваться в "чрезмерное" приращивание потенциала какого-то уже достаточно крупного государства.
В связи с этими соображениями в политическом лексиконе надолго утвердилось понятие баланса сил, которым почти безгранично широко стали пользоваться как западные авторы, так и исследователи разных школ в России и СССР. Злоупотребление этим броским термином привело к размыванию его границ и даже частичному обессмысливанию.
Часть авторов использовала термин "баланс сил" как синоним понятия "равновесие возможностей". Другая, не усматривая жесткой смысловой привязки между "балансом" и "равновесием", рассматривала "баланс сил" просто как соотношение возможностей отдельных мировых держав в тот или иной конкретный исторический период. Первое течение ориентировалось на то лингвистическое значение, которое слово "ballance" имеет в западных языках; второе отталкивалось от понимания слово "баланс", присущего русскому. В этой книге авторы будут использовать словосочетание "баланс сил" именно во втором смысле, то есть в значении "соотношение возможностей". Таким образом будет понятно, что "баланс сил" есть некое объективное состояние, всегда присущее международной системе, тогда как равновесие сил, даже и приблизительное, складывалось в ней далеко не всегда и, как правило, бывало неустойчивым. Равновесие сил, следовательно, представляет собой частный случай баланса сил как объективно существующего соотношения между отдельными государствами в зависимости от совокупности военных, политических, экономических и иных возможностей, которыми каждое из них обладает.
По этой логике выстраивались в Европе международные отношения на основе Вестфальского (1648) и Утрехтского (1715) договоров, венчавших соответственно Тридцатилетнюю войну и Войну за испанское наследство. Попытка революционной, а затем наполеоновской Франции круто изменить соотношение сил в Европе вызвала ответную реакцию западноевропейской дипломатии, которая, начиная с Венских основоположений 1815 г., сделала заботу о сохранении "европейского равновесия" едва ли не главной задачей внешней политики империи Габсбургов, а затем Великобритании.
Сохранение многополярной модели равновесия было поставлено под серьезнейшую угрозу возникновением в 1871 г. Германской империи на базе объединения германских земель в мощнейший сплошной геополитический массив, включивший в себя преимущественно французские Эльзас и Лотарингию. Контроль Германии над ресурсами двух этих провинций (уголь и железная руда) в момент, когда определяющую роль для военно-технических возможностей государств стали играть металлоемкие производства, способствовал возникновению ситуации, когда сдерживание единой Германии в рамках традиционного "европейского равновесия" методами дипломатии и политики оказалось невозможным. Таковы были структурные предпосылки Первой мировой войны - войны, которая может быть описана как попытка укрепления структуры многополярности через насильственное встраивание "выбившейся из ряда" Германии в ее новом, объединенном, качестве в архаичную структуру многополярности в том виде, идеалом которого с позиций многих европейских политиков начала ХХ века по-прежнему виделся Венский порядок начала XIX-го.
Забегая вперед, и апеллируя к геополитическим урокам Первой и Второй мировых войн, мы можем сказать, что и к началу ХХ века в принципе, теоретически существовало как минимум два способа стабилизации международной системы политическими и экономическими методами - то есть не прибегая к крупномасштабному использованию военной силы.
Первый предполагал значительно более активное и широкое вовлечение в европейскую политику России, которая этом случае могла бы эффективно сдерживать Германию с востока методом проецирования своей мощи, а не прямого ее использования. Но для осуществления этого сценария требовалось такое важное дополнительное условие как существенное ускорение хозяйственного и политического развития России, которое сделало бы ее невоенное присутствие в Европе более убедительным и ощутимым. Однако все западноевропейские государства, включая и саму Германию, и соперничавшие с ней Францию и Британию, хотя и по разным причинам, боялись укрепления русского влияние в Европе, подозревая в России нового европейского гегемона. Они предпочитали видеть Россию способной сковать, ограничить амбиции Германии, но недостаточно сильной и влиятельной, чтобы приобрести в "европейском концерте" голос, в более полной мере соответствующий ее гигантским по европейским меркам потенциальным, но не реализуемым возможностям.
Трагедия состояла в том, что в силу как внутренних обстоятельств (косность российской монархии), так и внешних причин (колебания и непоследовательность Антанты в оказании поддержки модернизации России) к началу Первой мировой войны страна оказалась не в состоянии эффективно выполнить принятые (мы не касаемся вопроса об оправданности ее решения) ею на себя функции. Итогом были беспрецедентно затяжной по критериям XIX века характер войны, страшное истощение и сопутствующие ему неизбежный политический крах России, равно как и крутая, почти одномоментная ломка сложившейся мировой структуры - ломка вызвавшая шок и глубокий кризис европейского политического мышления, который оно - как будет показано на страницах этой работы - так и не смогло полностью преодолеть до начала Второй мировой войны.
Вторым способом стабилизации международных отношений мог стать выход за рамки евроцентристского мышления. Скажем, если Россия при всей своей важности потенциального противовеса Германии все же внушала - не без оснований - Британии и Франции страхи своим потенциалом, то и самой России можно было поискать противовес - например, в лице неевропейской державы - США. Однако для этого надо было мыслить "межконтинентальными" категориями. К этому европейцы не были готовы. Не были готовы к этому и сами США, четко ориентировавшиеся почти до конца 10-х годов ХХ века на неучастие в европейских конфликтах. Более того, не будем забывать, что в начале ХХ века Великобритания рассматривалась в Соединенных Штатах как единственная держава мира, способная, благодаря своей военно-морской мощи, представлять угрозу для безопасности самих США. Ориентация Лондона на союз с Японией, в которой Вашингтон уже разглядел важного тихоокеанского соперника, отнюдь не способствовала росту готовности США выступить в назревавшем европейском конфликте на стороне Британской империи. Лишь на заключительном этапе Первой мировой войны США преодолели свой традиционный изоляционизм и, бросив часть своей военной мощи на помощь державам Антанты, обеспечили ей необходимый перевес над Германией и, в конечном счете, победу над австро-германским блоком.
Таким образом, "прорыв" европейцев за рамки "евроцентристского" видения все же произошел. Однако это случилось слишком поздно, когда речь шла не о политическом сдерживании Германии, а о ее военном разгроме. Кроме того, и об этом тоже пойдет речь в главах этой работы, "прорыв" этот оказался все же только кратковременным интуитивным прозрением, а не радикальной переоценкой тех приоритетов, которые европейская дипломатия периода между двумя мировыми войнами унаследовала от классиков, как бы мы сказали сегодня, политологии XIX века, воспитанных на традициях К.Меттерниха,Г.Пальмерстона,О.БисмаркаиА.М.Горчакова.
Это доминирование школы политического мышления XIX века, запаздывавшей с осознанием новых геополитических реальностей и нового состояния общемировых политических отношений, и определило то обстоятельство, что главная задача упорядочения международных отношений после Первой мировой войны по сути дела была понята не столько как радикальная перестройка мировой структуры, в частности, преодоление относительной самодостаточности, политической обособленности европейской подсистемы от США, с одной стороны, и ареала Восточной Евразии, с другой, а более узко: как реставрация классического "европейского равновесия" или, как бы предпочли сказать мы, многополярной модели международной системы на традиционной, преимущественно европейской основе. Этот узкий подход уже не соответствовал логике глобализации мирополитических процессов и постоянно растущей политической взаимозависимости подсистем мировой политики. Это противоречие между европейским, а часто даже только евроатлантическим, видением международной ситуации и появлением новых центров силы и влияния за пределами Западной и Центральной Европы - в России и США - наложило решающий отпечаток на всю мировую политику периода 1918-1945 гг.
Вторая мировая война нанесла по многополярности сокрушительный удар. Еще в ее недрах стали зреть предпосылки для превращения многополярной структуры мира в двуполярную. К концу войны обозначился колоссальный отрыв двух держав - СССР и США - от всех остальных государств по совокупности военных, политических, экономических возможностей и идейному влиянию. Этот отрыв определял суть биполярности, почти так же, как смысл многополярности исторически состоял в примерном равенстве или сопоставимости возможностей относительно многочисленной группы стран при отсутствии резко выраженного и признаваемого превосходства какого-то одного лидера.
Сразу после окончания Второй мировой войны двуполярности как устойчивой модели международных отношений еще не было. Для ее структурного оформления понадобилось около 10 лет. Период становления завершился в 1955 г. созданием Организации Варшавского Договора (ОВД) - восточного противовеса сформированного на 6 лет раньше, в 1949 г., на Западе блока НАТО. Причем биполярность до того, как она стала структурно оформляться, сама по себе не предполагала конфронтационности. Изначально символизировавший ее "ялтинско-потсдамский порядок" ассоциировался скорее со "сговором сильных", чем с их противостоянием.
Но, естественно, идея двудержавного управления миром вызывала стремление "менее равных" государств (роль, особенно тяжело давшаяся Британии) разобщить своих сильных партнеров, чтобы придать недостающий вес себе. "Ревность" к советско-американскому диалогу стала чертой политики не только Британии, но и Франции и полуформально признаваемых Москвой правительств центральноевропейских стран. Действия всех их вместе подогревали взаимное недоверие СССР и США. На этом фоне начавшаяся вскоре "встречная эскалация" советских и американских геополитических претензий привела к вытеснению кооперационного начала в советско-американских отношениях конфронтационным.
За неполных три года - со второй половины 1945 по приблизительно 1947 год - сформировался вектор взаимоотталкивания обеих держав. Вехами к нему были американские попытки политически обыграть свою ядерную монополию, советские амбиции в Южном Причерноморье и Иране и неприятие восточноевропейскими странами плана Маршалла, зримо обозначившее очертания будущего "железного занавеса". Конфронтация стала превращаться в реальность, хотя "холодная война" еще не началась. Ее первый факт, берлинский кризис, так или иначе спровоцированный финансовой реформой в западных секторах Германии, относится к лету 1948 г. Этому предшествовали и "нажимные" акции СССР в "советской зоне влияния" - сомнительные в части свободы волеизъявления выборы в законодательный сейм Польши в январе 1947 г. и спровоцированный коммунистами политический кризис в Чехословакии в феврале 1948 г.
Говорить о согласованном управлении миром в интересах СССР и США, прежде всего, а в интересах других стран - в той мере, как они были представлены этими двумя, уже не приходилось. Идея порядка, основанного на сговоре, сменилась презумпцией возможности сохранить достигнутое соотношение позиций и одновременно обеспечить себе свободу действий. Причем, на самом деле свободы действий не было и быть не могло: СССР и США боялись друг друга. Самоиндукция страха определила их естественный интерес к совершенствованию наступательных вооружений, с одной стороны, и "позиционной обороне", поиску союзников, - с другой.
Поворот к опоре на союзников предрешил раскол мира. США стали во главе Организации североатлантического договора. СССР не сразу увидел в своих восточноевропейских сателлитах полноценных союзников и потратил много времени для политической подготовки к созданию Варшавского блока. Но вплоть до провала парижской конференции "большой четверки" в мае 1960 г. СССР не оставлял надежд на возвращение к идее советско-американского соуправления. Как бы то ни было, с 1955 г. созданием двух блоков биполярность в конфронтационном варианте была структурно закреплена.
Раздвоение мира оттенялось не только появлением "разделенных государств" - Германии, Вьетнама, Китая и Кореи, - но и тем, что большая часть государств мира была вынуждена сориентироваться относительно оси центрального противостояния НАТО - ОВД. Слабые должны были либо обеспечить удовлетворительный для них уровень представительства своих интересов в сцепке великодержавного регулирования, либо пытаться действовать на свой страх и риск, отстаивая национальные интересы самостоятельно или в союзе с такими же, как они, политическими аутсайдерами. Таково структурно-политическое основание идеи неприсоединения, которая стала реализовываться в середине 50-х годов - почти одновременно с зарождением у теоретиков китайского коммунизма схем, вылившихся позднее в основанную на дистанцировании от "сверхдержав" теорию трех миров.
"Дух конфронтации" казался выражением сути мировой политики еще и потому, что с 1956 по 1962 г. в международной системе особенно явно преобладали военно-политические методы разрешения кризисов. Это был особый этап эволюции послевоенного мира. Его самой яркой чертой были ультиматумы, грозные заявления, силовые и парасиловые демонстрации. Характерны в этом смысле угрожающие послания Н.С.Хрущеваправительствам Великобритании и Франции по поводу их совместной с Израилем агрессии против Египта в 1956 г., американские действия в Сирии в 1957 г. и в Ливане в 1958 г., демонстративные советские подземные ядерные испытания в 1961 г. после американских угроз, в свою очередь, последовавших за возведением Берлинской стены. Наконец, едва не разразившийся мировой ядерный конфликт из-за предпринятой СССР попытки тайно разместить на Кубе свои ракеты, сама идея которой, впрочем, тоже была почерпнута Москвой из американской практики установки нацеленных на СССР ракет в Турции и Италии.
Преобладание в отношениях противостоящих держав военно-силовых методов не исключало элементов их взаимопонимания и партнерства. Бросается в глаза параллелизм шагов СССР и США во время упоминавшейся франко-британо-израильской агрессии в Египте - особенно любопытный на фоне происходившего вмешательства СССР в Венгрии. Повторная заявка на глобальное партнерство имелась в виду и во время состоявшегося в 1959 г. в Вашингтоне диалога между ХрущевымиЭйзенхауэром. В силу неблагоприятных обстоятельств 1960 г. (скандал, вызванный полетом американского самолета-разведчика над советской территорией) эти переговоры не смогли сделать разрядку фактом международной жизни. Но они послужили прототипом разрядки, реализованной на 10 лет позднее.
В целом в 50-х и начале 60-х годов политико-силовое регулирование явно доминировало в международных отношениях. Элементы конструктивности существовали как бы полулегально, готовя перемены, но до поры мало проступая на высшем уровне. И только карибский кризис решительно вытолкнул СССР и США за рамки мышления категориями грубого силового давления. После него на место прямой вооруженной конфронтации стало приходить опосредованное проецирование мощи на региональном уровне.
Новый тип двудержавного взаимодействия постепенно выкристаллизовался в годы войны во Вьетнаме (1963-1973) и на ее фоне. Несомненно, СССР косвенно противостоял в этой войне США, хотя даже тени вероятности их прямого столкновения не просматривалось. И не только потому, что, оказывая помощь Северному Вьетнаму, СССР не участвовал в боевых действиях. Но и оттого, что на фоне вьетнамской войны в середине 60-х годов развернулся невиданной интенсивности советско-американский диалог по глобальным проблемам. Пиком его было подписание в 1968 г. Договора о нераспространении ядерного оружия. Дипломатия потеснила силу и оказалась главенствующим инструментом международной политики. Такое положение сохранялось приблизительно с 1963 до конца 1973 г. - это рубежи периода преимущественно политического регулирования мировой системы.
Одним из ключевых понятий этого этапа является "стратегический паритет", понимаемый не как суммарное математическое равенство численности боевых единиц советских и американских стратегических сил, а скорее как взаимно признаваемое превышение обеими сторонами качественного рубежа, за которым их ядерный конфликт при всех обстоятельствах гарантировал бы каждой стороне ущерб, заведомо превышающий все мыслимые и планируемые выигрыши от применения ядерного оружия. Значимо то, что паритет стал определять суть советско-американского дипломатического диалога с того времени, как пришедший к власти в 1968 г. президент Р.Никсонофициально заявил о его наличии в послании американскому конгрессу в феврале 1972 г.
Вряд ли было бы правомерным утверждать, что в течение всего этого периода сверхдержавы ориентировались только на конструктивное взаимодействие. Но если в 50-х годах высшим позитивом советско-американских отношений были ограниченные параллельные акции и единичные попытки ведения диалога, то в 60-х годах имело место настоящее сотрудничество. Произошел сущностный сдвиг: не прекращая взаимной критики, СССР и США на практике стали руководствоваться геополитическими соображениями, а не идейными постулатами. Это обстоятельство не осталось неизменным. Администрации Р.Никсона, а затемДж.Фордадоставалось и от демократов, и от крайне правых республиканцев за "пренебрежение американскими идеалами". Критику социал-империализма в лице Советского Союза на своем знамени начертало и руководство Китая. Ослабление позиций стоявшего за новым советским прагматизмомА.Н.Косыгинауказывало на присутствие сильной пуристской оппозиции его гибкому курсу и в самом СССР.
Однако все это не помешало Москве и Вашингтону отладить политический диалог, отладить механизм интерпретации политических сигналов и уточнения намерений сторон. Была усовершенствована линия прямой связи, создана сеть амортизирующих устройств, аналогичных тому, что в критический момент карибского кризиса позволило организовать в Вашингтоне встречу советского посла А.Ф.Добрынинас братом президентаРобертом Кеннеди. В мае 1972 г., обобщая накопленный опыт, стороны подписали принципиально важный в этом смысле документ "Основы взаимоотношений между СССР и США".
Рост взаимной терпимости и доверия позволили в том же году заключить в Москве Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1). Оба договора открыли путь серии последовавших за ними соглашений.
Результирующей этих разрозненных усилий было общее советско-американское взаимопонимание в том, что касалось отсутствия у обеих сторон агрессивных намерений, по крайней мере, в отношении друг друга. К прочим это прямо не относилось. Но желание Москвы и Вашингтона уклониться от лобового столкновения само по себе оказывало сдерживающее влияние на их политику в третьих странах, ужимая рамки международной конфликтности, хотя, конечно, не блокируя ее рост полностью.
Во всяком случае, не без учета реакции Вашингтона складывалась позиция Москвы в советско-китайском противостоянии летом-осенью 1969 г., пиком которого стали упорные сообщения на Западе, не опровергавшиеся в СССР, о возможности превентивных ударов советской авиации с аэродромов на территории МНР по ядерным объектам в КНР. Очередной кризис был предотвращен не только благодаря гибкости советской дипломатии, но и под влиянием США, которые без экзальтации, но твердо заявили о неприемлемости непредсказуемого разрастания советско-китайского конфликта.
Такова, между прочим, одна из до сих пор опускаемых в российских исследованиях глобально-стратегических предпосылок "внезапной" китайско-американской нормализации 1972 г., а в более широком смысле и разрядки на всем ее азиатском фланге. При том, что в США ослабление напряженности в 70-х годах вообще воспринимается прежде всего через призму прекращения вьетнамской войны и установления новых отношений с Китаем, тогда как в России - в основном фокусируясь на признании нерушимости послевоенных границ в Европе.
К середине 70-х годов из десятилетия "эры переговоров" обе сверхдержавы сделали весьма существенный вывод: нет угрозы попыток резкого, силового слома базисных соотношений их позиций. По сути дела, было достигнуто взаимное согласие на "консервацию застоя", сама идея которого так хорошо укладывалась во внутриполитическую ситуацию терявшего динамику Советского Союза под руководством его дряхлевшего вождя.
Это, конечно, не исключало обоюдного стремления добиться преобладания постепенно. Компромисс в "консервации застоя" не мог быть особенно прочным уже потому, что лежавшая в его основе идея разведения интересов СССР и США, предполагавшая большую или меньшую устойчивость "зон преимущественных интересов", противоречила логике развития. После зафиксированного в 1975 г. в Хельсинки общеевропейского урегулирования на первый план в международных отношениях выступили вызовы, связанные с непредсказуемым пробуждением развивающегося мира. Чем импульсивнее были возникавшие там сдвиги, тем теснее казались рамки советско-американского взаимопонимания.
Тем более что и главный, и подразумевавшийся смысл этого взаимопонимания интерпретировался и на Востоке, и на Западе по-разному. В СССР - ограничительно. Сохранение "базисных" соотношений считалось совместимым с расширением позиций на региональной периферии, особенно нейтральной, не входящей в зону традиционного американского преобладания. Не случайно в середине 70-х годов наблюдалось усиление интереса советских идеологов к вопросам пролетарского, социалистического интернационализма и мирного сосуществования, которое по-прежнему сочеталось с тезисом об обострении идеологической борьбы. От солидарности с единомышленниками в "третьем мире" (реальными или предполагаемыми) отказываться никто не собирался.
Со своей стороны, США дорожили согласием с СССР во многом из-за полученных от него, как казалось администрации, обязательств его сдержанности и в отношении "неразделенных территорий", то есть стран, не успевших себя связать проамериканской или просоветской ориентацией.
Дело осложнялось идеологической ситуацией в США, где после окончания вьетнамской войны и на волне доставшегося от нее синдрома происходил мощный всплеск политического морализма с характерным для него болезненным вниманием к этической базе американской внешней политики и защите прав человека во всем мире.
На фоне жестких мер Москвы против диссидентов и ее неуступчивости в вопросе увеличения еврейской эмиграции эти тенденции неизбежно приобрели антисоветскую направленность. Попытки администрации сначала Дж.Форда(1974-1977), а затемДж.Картера(1977-1981) умерить натиск правозащитников успеха не имели. В последнем случае против компромисса с Москвой активно выступал и помощник президента по национальной безопасности З.Бжезинский, в котором даже в пору пребывания на официальном посту уязвленное национальное чувство потомка польских эмигрантов бросало тень на профессиональную безупречность "эксперта по коммунизму".
События, словно нарочно, благоприятствовали обостренному восприятию Америкой советской политики. После Парижских соглашений по Вьетнаму (1973 г.) США резко сократили численность армии и отменили введенную было на время войны всеобщую воинскую обязанность. Общий настрой в Вашингтоне был против любых вмешательств в "третьем мире". В фокусе общественного мнения США оказались рецепты лечения внутренних недугов американского общества.
В Москве сосредоточенность США на себе заметили и сделали выводы. Было решено, что разрядка создала благоприятные условия для развертывания идеологического наступления и оказания помощи единомышленникам. В 1974 г. военные свергли монархию в Эфиопии. Победившая в том же году "революция гвоздик" в Лиссабоне вызвала распад португальской колониальной империи и образование в 1975 г. в Анголе и Мозамбике очередных авторитарно-националистических режимов, не мудрствуя, провозгласивших прокоммунистическую ориентацию. СССР не преодолел соблазн и устремился в открывшиеся бреши, "на полкорпуса" опережаемый Кубой.
Но и это было не все. В 1975 г. слабый и непопулярный южновьетнамский режим в Сайгоне рухнул под натиском коммунистов, и Вьетнам объединился под руководством Севера на базе верности социалистическому выбору. В том же году при самом деятельном участии "народно-революционного" фактора произошла смена режимов в Лаосе и Камбодже. Правда, в последнем случае преобладающим оказалось влияние не Вьетнама или СССР, а Китая. Но как бы то ни было, и Камбоджа, и Лаос провозгласили верность социалистической перспективе. Та недвусмысленная роль, на которую стал претендовать Вьетнам в Индокитае, могла давать основания обвинять СССР в распространении коммунистической экспансии и экспорте революции.
События не позволяли огню подозрительности затухнуть хотя бы ненадолго. В 1978 г. происками неких "прогрессивных" сил была свергнута вполне дружественная по отношению к СССР монархия в Афганистане, что оказалось прологом к будущей десятилетней трагедии. А летом 1979 г. коммунисты вооруженным путем взяли власть в Никарагуа.
К этому времени в СССР военные уже добились принятия новой военно-морской программы. Отдаленная мировая периферия заняла умы советских политиков - плотнее, чем это могло быть оправдано реальными геополитическими интересами страны. На преобладание их расширительных интерпретаций существенно повлияли устремления военно-промышленного комплекса, возможности которого в начале 70-х годов сделали экспорт вооружений в государства-партнеры мощным политико-формирующим фактором.
США не оставались, конечно, безучастными. Правда, они по-прежнему не помышляли о столкновении с СССР. Американская политология предложила вариант "асимметричного" сдерживания советского продвижения. Были приняты меры к усилению косвенного давления на Советский Союз со стороны его протяженных и уязвимых восточноазиатских границ.
Развивая успех американо-китайской нормализации, администрация Дж.Картерастала работать над закреплением Китая на позиции противостояния СССР, поддерживая стабильно высокий уровень их взаимной враждебности. Одновременно американская дипломатия помогала "укреплять тылы" КНР, содействуя улучшению китайско-японских отношений, которые развивались круто по восходящей с быстрым охлаждением связей Японии с Советским Союзом.
Дело дошло до того, что к концу 70-х в части советских политико-формирующих сфер сложилось мнение о превращении китайской, точнее объединенной китайско-американской, угрозы в главный вызов безопасности Советского Союза. Теоретически эта опасность намного перевешивала все мыслимые и немыслимые угрозы для безопасности США со стороны советской активности в третьем мире.
Закрытые архивы не позволяют судить о том, насколько серьезно американские руководители могли рассматривать возможность конфликта такой конфигурации. Отчетливая попытка Дж.Картерадистанцироваться от Китая в момент его военного конфликта с Вьетнамом в 1979 г. не склоняет к завышенным оценкам перспектив тогдашнего американо-китайского стратегического партнерства. Бесспорно другое: напряженность на восточной границе не позволила Советскому Союзу приостановить наращивание вооружений, несмотря на улучшение обстановки в Европе и наличие стратегического паритета с США. В то же время высокие расходы Москвы на оборону принимались в расчет американской стороной, формулировавшей концепцию экономического истощения СССР.
К этой идее подталкивали и потрясения, охватившие международные отношения в середине 70-х годов - "нефтяной шок" 1973-1974 годов, повторившийся в 1979-1980 годах. Именно он оказался прессингом, побудившим часть международного сообщества, полагавшуюся на импорт дешевой нефти, за 6-7 лет путем колоссального напряжения перейти на энерго- и ресурсосберегающие модели экономического роста, отказавшись от многолетней практики расточительства природных запасов.
На фоне относительно высокой глобальной стабильности в центр мировой политики сместились вопросы снижения экономической уязвимости государств, обеспечения их индустриального роста и производственной эффективности. Эти параметры стали более явно определять роль и статус государств. В разряд первых фигур мировой политики стали продвигаться Япония и Западная Германия. Качественные сдвиги показывали, что с 1974 г. мировая система вступила в период преимущественного экономического регулирования.
Драматизм ситуации состояла в том, что СССР, полагаясь на самообеспеченность энергоносителями, упустил возможность провести перезакладку научно-исследовательских программ, нацеливающих его на новый этап производственно-технической революции. Тем самым было предопределено снижение роли Москвы в управлении миром - снижение, пропорциональное ослаблению ее экономических и технико-экономических возможностей.
Совещание 1975 г. в Хельсинки, формально увенчавшее первую разрядку, состоялось в момент, когда тенденция к улучшению советско-американского взаимопонимания уже выдыхалась. Инерции хватило еще на несколько лет. Антишахская революция в Иране и начало афганской войны обозначили лишь формальную событийную канву уже ставшего фактом провала разрядки. С начала 80-х годов резко возросла международная напряженность, в условиях которой Запад сумел реализовать свои технологические преимущества, накопленные на волне разработок второй половины 70-х годов.
Борьба за экономическое истощение СССР через его научно-технологическую изоляцию вступила в решающую стадию. Тяжелейший кризис управления внутри Советского Союза, который с 1982 по 1985 г. приобрел карикатурные формы "чехарды генсеков", в сочетании с окончанием эры дорогой нефти, обернувшейся для СССР разорением бюджета из-за резкого сокращения поступлений, довершил дело. Прийдя к власти весной 1985 г., М.С.Горбачевво внешнеполитическом плане не имел другой рациональной альтернативы кроме перехода к глобальным переговорам о согласованной ревизии "ялтинско-потсдамского порядка".
Речь шла о преобразовании конфронтационного варианта биполярности в кооперационный, поскольку продолжать противостояние с США и другими державами Советский Союз был не в состоянии. Но было ясно, что так просто Соединенные Штаты на предлагаемый Москвой сценарий "перестройки в мировом масштабе" не пойдут. Необходимо было договориться об условиях, на которых Запад, США прежде всего, согласятся гарантировать СССР пусть несколько меньшее, чем раньше, но первостепенно важное и почетное место в международной иерархии.
Поискам взаимоприемлемой цены по сути дела и были посвящены пять-шесть лет до лишения М.С.Горбачевапрезидентской власти в конце 1991 г. Цена эта, насколько можно судить по небывало возросшему политическому авторитету Советского Союза - на фоне всем очевидного ослабления его возможностей - в принципе была найдена. Он фактически добился права на недискриминационное сотрудничество с Западом при сохранении своего привилегированного глобального статуса. Несмотря на то, что основания для этого были не бесспорными, например, на фоне искусственного отстранения от решающей мирополитической роли новых экономических гигантов, прежде всего Японии. Свой раунд борьбы за место в мире дипломатия перестройки выиграла, пусть платой за выигрыш были объединение Германии и отказ в 1989 г. от поддержки коммунистических режимов в странах бывшей Восточной Европы.
Позиция СССР, занятая им в начале 1991 г. в отношении подавления вооруженными силами США и ряда других западных государств, действовавшими по санкции ООН, иракской агрессии против Кувейта, была своего рода апробацией нового советско-американского взаимопонимания о соучастии в международном управлении при асимметрии функций каждой из держав. Эта новая роль СССР, очевидно, сильно отличалась от его положения доперестроечных времен, когда стандартом считалось церемонное, не раз и подводившее, почти ритуализованное и длительное согласование мнений.
Но и в новых условиях Советский Союз сохранял достаточно влиятельную роль ключевого партнера США, без которого мировое управление было невозможно. Однако заработать в полную меру это модели было не дано. В результате радикализации внутренних процессов в 1991 г. Советский Союз перестал существовать. Ялтинско-потсдамский порядок распался, а международная система стала сползать к дерегулированию.
- Центр конвертируемого образования Московского общественного научного фонда Институт сша и Канады ран Факультет мировой политики Государственного университета гуманитарных наук
- Оглавление
- Введение. Системное начало и полярность в международных отношениях XX века
- Раздел I. Становление многополярной структуры мира после первой мировой войны
- Глава 1. Международные отношения на завершающем этапе боевых действий (1917 - 1918)
- 1. Стратегическая ситуация и соотношение сил в мире к началу 1917 г.
- 2. Противоречия в рядах Антанты
- 3. Попытки поворота к мирному урегулированию
- 4. Февральская революция в России и изменение международной обстановки
- 5. Вступление сша в войну
- 6. Октябрьская революция в России и программа мира большевиков (Декрет о мире)
- 7. Программа мира сша (14 пунктов Вильсона)
- 8. Фактор национального самоопределения в международных отношениях и политике великих держав
- 9. Мирные инициативы Советской России и реакция на них стран Антанты и Четверного союза
- 10. Сепаратные переговоры Советской России с австро-германским блоком в Брест-Литовске
- 11. Украинский вопрос на Брест-Литовской конференции
- 12. Проблемы Польши и Прибалтики. "Линия Гофмана"
- 13. Признание независимости Украины Четверным союзом
- 14. Брест-Литовский мир
- 15. Реакция сша и стран Антанты на переговоры России с австро-германским блоком
- 16. Военное истощение Германии и коренной перелом в войне
- 17. Отношения внутри Антанты накануне завершения боевых действий
- 18. Компьенское перемирие и его последствия
- Глава 2. Основные составляющие версальского порядка и их формирование
- 1. Предварительный этап версальского урегулирования
- 2. Основные подходы держав-победительниц к вопросу о заключении мира
- 3. Процедурные особенности Парижской конференции
- 4. Версальский договор
- 5. Создание Лиги наций
- 6. Устав Лиги
- 7. Мандатная система
- 8. Договоры с европейскими союзниками Германии
- 9. Комитет по проблемам новых государств и уточнение государственных границ в Европе
- 10. Русский вопрос в ходе версальских обсуждений
- 11. Севрско-лозаннское урегулирование с Оттоманской империей
- 12. Политика Советской России в турецком вопросе
- 13. Поражение Греции в Анатолии и его последствия
- 14. Лозаннская конференция
- 15. Отказ американского Конгресса от ратификации Версальского договора и возвращение сша к политике изоляционизма
- 16. Малая Антанта и формирование новой системы союзничества Франции в Европе
- 17. Причины неустойчивости Версальского порядка
- Глава 3. Возникновение глобального политико-идеологического раскола в международной системе (1918 - 1922)
- 1. Концептуальная основа внешней политики большевиков
- 2. Создание Коминтерна
- 3. Отношения Советской России с Германией и Антантой после октябрьского переворота
- 4. Иностранная интервенция в России и ее формы
- 5. Советско-германские противоречия после Бреста
- 6. Политика Антанты в отношении "белого" движения
- 7. Попытки компромисса союзных держав с большевиками
- 8. Проект конференции на Принцевых островах
- 9. Миссия Буллита
- 10. Вопрос о единстве России в отношениях Антанты с "белым" движением
- 11. Отказ союзников от поддержки антибольшевистских сил в России
- 12. Прекращение экономической блокады
- Глава 4. Международные отношения в зоне ближнего периметра российских границ (1918 - 1922)
- 1. Подход большевиков к национальному вопросу
- 2. Войны за установление новых границ Польши
- 3. Интересы западноевропейских держав в польском вопросе
- 4. Ситуация на Украине
- 5. Вопрос о Западно-Украинской Народной Республике
- 6. Проблема Бессарабии
- 7. Отношения Советской России с Финляндией
- 8. Признание Россией Эстонии
- 9. Советско-латвийская нормализация
- 10. Ситуация в Белоруссии и Литве
- 11. Попытки заключения польско-украинского союза против большевиков и восстановление советской власти на Украине
- 12. Польско-советская война
- 13. Советско-литовский квази-союз и польско-литовская война
- 14. Позиции германо-турецкого блока в Закавказье на завершающем этапе Первой мировой войны
- 15. Армяно-грузинская, армяно-азербайджанская и армяно-турецкая войны
- 16. Восстановление позиций России в Закавказье
- 17. Карсский договор
- 18. Основные характеристики и этапы строительства советской федерации
- 19. Образование зсфср
- 20. Образование Советского Союза
- Глава 5. Послевоенное урегулирование в восточной азии и становление основ вашингтонского порядка
- 1. Ситуация в Восточной Азии в годы Первой мировой войны
- 2. Китайский вопрос на Парижской мирной конференции
- 3. Советская Россия и Дальневосточная Республика (1918-1921 гг.)
- 4. Отношения рсфср и двр с Китаем
- 5. Проблема Монголии
- 6. Провозглашение независимости Тувы (Урянхайского края)
- 7. Вашингтонская конференция и ее решения
- 8. Вопрос об отношениях с двр на Вашингтонской конференции
- 9. Значение Вашингтонского порядка
- 10. Соглашения, сопутствовавшие Вашингтонским договоренностям
- 11. Стабилизация отношений Советской России и ссср со странами Дальнего Востока
- Раздел II. Период стабилизации многополярной структуры мира (1921 - 1932)
- Глава 6. Борьба за укрепление версальского порядка и восстановление европейского равновесия (1921 - 1926)
- 1. Особенности послевоенной многополярности
- 2. Ситуация в Европе
- 3. Эволюция внешнеполитической концепции большевиков. Доктрина "мирного сосуществования"
- 4. Проблема экономического восстановления Европы
- 5. Генуэзская конференция
- 6. Рапалльский договор
- 7. Международная роль Коминтерна
- 8. Межсоюзнические долги и репарации
- 9. Обострение германского вопроса
- 10. Новая роль сша в мировой политике
- 11. План Дауэса
- 12. Расширение круга партнеров ссср в международных отношениях
- 13. Женевский протокол 1924 г.
- 14. Локарнские соглашения
- 15. Советско-германский договор о дружбе и нейтралитете 1926 г.
- 16. Франко-британское соперничество и попытки распространения "опыта Локарно" на другие части Европы
- 17. Фактор европейского пацифизма в международных отношениях
- Глава 7. "малая разрядка"1 в европе и ее угасание (1926 - 1932)
- 1. Основные черты европейского порядка второй половины 20-х годов
- 2. Попытки "нейтрализации" периметра границ Советского Союза
- 3. Отношения ссср с западноевропейскими державами
- 4. Подготовка и заключение конвенции о неприменении силы в международных отношениях (пакт Бриана - Келлога)
- 5. Присоединение ссср к пакту Бриана - Келлога
- 6. Проект панъевропейского объединения
- 7. Новые подходы к проблеме долгов и репараций. План Юнга
- 8. Проблемы разоружения
- 9. Франко-советский договор о ненападении 1932 г.
- 10. Нарастание кризисных явлений в мировой экономике и их международно-политические последствия
- Глава 8. Периферийные подсистемы международных отношений в 20-х годах
- 1. Становление ближневосточной подсистемы международных отношений
- 1.1. Проблема "оттоманского наследия" на завершающих этапах Первой мировой войны
- 1.2. Политика Великобритании в Палестине
- 1.3. Позиция арабских национальных элит по вопросу о Палестине
- 1.4. Становление арабского национально-освободительного движения
- 1.5. Борьба за образование независимого арабского государства
- 1.6. Формирование мандатной системы в регионе
- 1.7. Изменение подхода Великобритании к колониальным странам
- 1.8. Подход Франции к подмандатным территориям
- 1.9. Ситуация на Аравийском полуострове
- 2. Становление подсистемы международных отношений в регионе Средней Азии и Среднего Востока
- 2.1. Особенности международно-правового статуса среднеазиатских государств
- 2.2. Установление советской власти на территории Туркестанского края
- 2.3. Положение Ирана в региональных отношениях
- 2.4. Возникновение басмаческого движения в Туркестане и Туркмении
- 2.5. Конфликт 1918 г. Советского Туркестана с Бухарой
- 2.6. Советское вмешательство в Бухаре и Хиве (1920-1921 гг.)
- 2.7. Афганистан в системе региональных отношений после Первой мировой войны
- 2.8. Становление ирано-афганских отношений
- 2.9. Нормализация отношений Афганистана с Великобританией
- 2.10. Ирано-британские противоречия
- 2.11. Образование "Гилянской республики" (1921 г.)
- 2.12. Советско-иранский договор 1921 г.
- 2.13. Советско-британские противоречия в Иране
- 2.14. Завершение войны в Бухаре
- 2.15. Ломка исторически сложившей структуры региональных отношений в Средней Азии
- 2.16. Становление и особенности афганского нейтрализма
- 2.17. Таджикский фактор в региональных отношениях в конце 20-х годов
- 2.18. Нормализация положения в Афганистане. Окончательная ликвидация басмачества
- 2.19. Начало германского проникновения в Иран
- 3. Формирование подсистемы международных отношений в Латинской Америке
- 3.1. Методы проведения политики сша
- 3.2. Формирование многосторонней структуры безопасности в Латинской Америке. Вашингтонский договор 1923 г.
- 3.3. Создание и деятельность Панамериканского союза
- 3.4. "Договор Гондра"
- 3.5. Установление отношений стран Латинской Америки с Советским Союзом
- 3.6. События 1926 г. В Никарагуа
- 3.7. Противоречия по вопросам об организации регионального сотрудничества
- Раздел III. Разрушение послевоенной системы мирового регулирования
- Глава 9. "великая депрессия" 1929-1933 годов и распад международного порядка в тихоокеанской азии
- 1. Предпосылки мирового экономического кризиса
- 2. Влияние депрессии на положение в ведущих государствах
- 3. Нарастание политической напряженности в странах, пострадавших от кризиса
- 4. Реформистская перспектива преодоления трудностей
- 5. Становление мобилизационных (тоталитарных) моделей развития
- 6. Новая линия идейного раскола мира и проблема доверия в международных отношениях
- 7. Уровень организации мирополитической системы в 30-х годах
- 8. Ситуация в Восточной Азии и позиции великих держав
- 9. Гоминьдан и коммунисты
- 10. Коминтерн и Китай
- 11. Конфликт на квжд
- 12. Морская конференция в Лондоне 1930 г.
- 13. Начало оккупации Маньчжурии Квантунской армией
- 14. Китайский вопрос в Лиге наций
- 15. Политика ссср в отношении конфликта на Дальнем Востоке
- 16. "Доктрина Стимсона"
- 17. Создание Маньчжоу-го
- 18. Миссия Литтона
- 19. Предложения о заключении советско-японского пакта о ненападении
- 20. Выход Японии из Лиги наций
- 21. Продажа квжд Маньчжоу-го
- 22. Советско-монгольский протокол 1936 г.
- 23. Уход Японии с морской конференции в Лондоне (январь 1936 г.)
- 24. Выход Японии из Договора пяти держав
- 25. Переговоры о "тихоокеанском пакте"
- Глава 10. Кризис версальского порядка (1933 - 1937)
- 1. Первые внешнеполитические шаги нацистов
- 2. Конвенции об определении агрессии
- 3. Отношение европейских держав к возможности ревизии Версальского порядка. Проект "пакта четырех"
- 4. Изменение внешнеполитической ориентации Польши
- 5. Поворот Германии к активному проведению линии на ревизию Версальского порядка
- 6. Внешнеполитический аспект "нового курса" ф.Рузвельта
- 7. Проект создания "восточного пакта". Присоединение Советского Союза к Лиге наций
- 8. Нарастание нестабильности в малых и средних странах Европы
- 9. Срыв реализации проекта "восточного пакта"
- 10. Возникновение итало-эфиопского конфликта и позиции великих держав
- 11. Расхождения между Великобританией и Францией в отношении к политике "ревизионистских" держав
- 12. Британо-германские и британо-советские переговоры в марте 1935 г.
- 13. Конференция в Стрезе
- 14. Подписание перекрестных договоров ссср, Франции и Чехословакии
- 15. Морское соглашение Великобритании и Германии
- 16. Седьмой конгресс Коминтерна. Геополитические интересы ссср и смена тактики коммунистов в отношении социал-демократов
- 17. Переход Италии к полномасштабной войне против Эфиопии
- 18. Перегруппировка сил в Европе. Смена политической ориентации Италии
- 19. Проблема Черноморских проливов. Конвенция в Монтре
- 20. Советско-румынские переговоры о заключении пакта о ненападении
- 21. Начало гражданской войны в Испании
- 22. Новые тенденции в политике великих держав в связи с испанской проблемой
- 23. Формирование блока агрессивных держав и активизация войны в Испании
- 24. Значение испанских событий для международных отношений
- 25. "Антикоминтерновский пакт"
- 26. Восприятие Советского Союза мировым общественным мнением
- 27. Вопрос о боеготовности евроатлантических держав
- 28. Становление доктрины и политики "умиротворения" Германии
- Глава 11. Ликвидация версальского порядка и установление германской гегемонии в европе (1938 - 1939)
- 1. Советский фактор в международных отношениях в конце 30-х годов
- 2. Интересы Великобритании и Франции в назревающем конфликте
- 3. Позиция Италии
- 4. Аншлюс Австрии
- 5. Реакция европейских держав
- 6. Судетский вопрос
- 7. Переговоры Германии с Великобританией по вопросам изменения границ Чехословакии
- 8. Мюнхенское соглашение
- 9. Новая расстановка сил в Европе после Мюнхена
- 10. Вопросы о Тешенской Силезии и "Подкарпатской Руси" ("Закарпатской Украине")
- 11. Аннексия Чехословакии
- 12. Обострение польского вопроса и позиции Великобритании и Франции
- 13. Агрессия Италии против Албании
- 14. Улучшение советско-германских отношений
- 15. Германо-итальянский "стальной пакт"
- 16. Трехсторонние советско-франко-британские переговоры в Москве
- 17. Советско-германский пакт о ненападении
- Глава 12. Обострение обстановки в восточной азии. Зависимые страны и угроза мирового конфликта (1937 - 1939)
- 1. Интересы великих держав в регионе
- 1.1. "Необъявленная война" Японии в Китае
- 1.2. Рассмотрение вопроса об агрессии Японии в Лиге наций
- 1.3. Брюссельская конференция 1937 г. И ее провал
- 1.4. Отношение западных держав к ситуации в Китае
- 1.5. Изменение политики ссср в Китае
- 1.6. Военно-экономическая помощь ссср и сша Китаю
- 1.7. Вооруженный конфликт в районе озера Хасан
- 1.8. Военный конфликт у реки Халхин-Гол
- 1.9. Соглашение "Арита - Крейги"
- 2. Общая расстановка сил в регионе накануне Второй мировой войны
- 2.1. Проблема национального самоопределения зависимых стран
- 2.2. Британские доминионы и мировая война
- Глава 13. Периферийные подсистемы международных отношений в 30-х годах и в период второй мировой войны
- 1. Эволюция ситуации на Ближнем Востоке и становление независимости Ирака
- 1.1. Положение Египта в региональных отношениях
- 1.2. Обострение палестинской проблемы
- 1.3. Ситуация в Сирии и Ливане
- 1.4. Положение в Передней Азии
- 1.5. Ситуация в Аравии накануне мирового конфликта
- 1.6. Расстановка сил в регионе в период Второй мировой войны
- 1.7. Британско-иракская война
- 1.8. Британская оккупация Сирии и Ливана
- 1.9. Противоречия между великими державами по региональным вопросам
- 2. Развитие ситуации на Среднем Востоке и положение вокруг Афганистана в 30-40-х годах
- 2.1. Советско-британская акция в Иране (1941 г.)
- 2.2. Международные отношения Ирана в годы Второй мировой войны
- 3.1. Чакская война (1932-1938)
- 3.2. Конфликт из-за "трапеции Летисии" (1932-1934)
- 3.3. Модернизация политики сша в регионе
- 3.4. Ситуация в Латинской Америке в первый период Второй мировой войны (1939-1941)
- 3.5. Вторая Панамериканская конференция министров иностранных дел в Гаване (1940). Вопрос о судьбе колоний европейских держав
- 3.6. Международные отношения в регионе после вступления сша в войну
- 3.7. Международное сотрудничество в вопросах безопасности на заключительном этапе войны
- Раздел IV. Вторая мировая война (1939 - 1945)
- Глава 14. Начало второй мировой войны (сентябрь 1939 - июнь 1941 г.)
- 1. Общая расстановка сил
- 2. Окончательное оформление германо-советского союза
- 3. Установление протектората над прибалтийскими странами
- 4. Советско-финская война
- 5. Вопрос об агрессии ссср против Финляндии и западное общественное мнение
- 6. Окончание советско-финской войны
- 7. Ситуация в Южном Причерноморье на начальном этапе мировой войны
- 8. Германская агрессия против Дании и Норвегии
- 9. Провал стратегии "странной войны"
- 10. Военное поражение Франции и его значение
- 11. Присоединение прибалтийских государств к Советскому Союзу
- 12. Вопрос о возвращении Бессарабии и передаче Северной Буковины Советскому Союзу
- 13. Советско-британские отношения накануне "Битвы за Англию". Миссия Криппса
- 14. "Битва за Англию" и поворот сша к сотрудничеству с Великобританией на антинацистской основе
- 15. Начальный этап сотрудничества сша и Британии против нацистов
- 16. Консолидация блока тоталитарных держав
- 17. Советско-германские переговоры о присоединении к Тройственному пакту
- 18. Дипломатическая подготовка германского нападения на ссср
- 19. Советско-японский пакт о нейтралитете
- 20. Вступление Советского Союза в мировую войну. Начало Великой Отечественной войны
- Глава 15. Вступление во вторую мировую войну ссср и сша и начальный этап антифашистского сотрудничества (июнь 1941 - 1942)
- 1. Советско-британское соглашение
- 2. Миссия Гопкинса
- 3. Московская конференция 1941 г.
- 4. Советско-британское партнерство в 1941 г.
- 5. Атлантическая хартия
- 6. Вступление сша в войну
- 7. Декларация Объединенных Наций
- 8. Визит а.Идена в Москву
- 9. Визит Молотова в Великобританию и сша
- 10. Визит Черчилля в Москву
- Глава 16. Вопросы согласованного регулирования международных отношений в антифашистской коалиции (1943 - 1945)
- 1. Высадка союзников в Северной Африке
- 2. Высадка союзного десанта в Италии
- 3. Московская конференция 1943 г.
- 4. Каирская конференция
- 5. Тегеранская конференция
- 6. Открытие второго фронта в Европе
- 7. Советско-польские отношения и "катынское дело"
- 8. Западные державы и вопрос о Восточной Европе
- 9. Конференция в Думбартон-Оксе
- 10. Ялтинская (Крымская) конференция
- 11. Завершающий период войны против Германии
- 12. Сан-Францисская конференция
- 13. Потсдамская конференция
- Глава 17. Международные отношения в зоне тихого океана и завершение второй мировой войны
- 1. Ситуация в Китае и особенности войны на китайской территории
- 2. Подход Японии к войне на материке
- 3. Агрессия в Индокитае
- 4. Союз Японии с Таиландом. Япония и Голландская Ост-Индия
- 5. Позиция ссср в отношении региональной ситуации
- 6. Политика сша
- 7. Японо-американские переговоры зимой 1941 г.
- 8. Нарастание напряженности между Японией и сша
- 9. Вопрос о направлении главного удара для Японии летом 1941 г.
- 10. Начало войны на Тихом океане
- 11. Стратегия сторон в войне
- 12. Сша и Китай
- 13. Новое соотношение сил на Тихом океане в 1943 г.
- 14. Советско-японские отношения
- 15. Отмена режима капитуляций в Китае
- 16. Отношения Японии со странами юва
- 17. Выработка согласованной стратегии войны против Японии. Конференция 1943 г. В Касабланке
- 18. Развитие стратегии борьбы с Японией на Квебекском и Каирском совещаниях
- 19. Вопросы ситуации на Дальнем Востоке на Тегеранской конференции
- 20. Китайский вопрос и ситуация на материковом театре войны
- 21. Ссср и политика кпк
- 22. Активизация военно-морской стратегии сша и нарастание внутреннего кризиса в Японии
- 23. Окончательное согласование условий присоединения ссср к антияпонской коалиции на конференции в Ялте
- 24. Вопрос о денонсации советско-японского пакта о нейтралитете 1941 г.
- 25. Потсдамская декларация сша, Великобритании и Китая по вопросам Дальнего Востока
- 26. Вступление ссср в войну против Японии
- 27. Ситуация в Синьцзяне и советско-китайские отношения
- 28. Советско-китайский договор о дружбе и союзе
- 29. Вопрос о принятии капитуляции японских войск
- 30. Капитуляция Японии. Окончание Второй мировой войны
- Заключение. Завершение формирования глобальной системы мирополитических отношений
- Хронология
- Именной указатель
- Сведения об авторах