logo
уч пособие КУЛЬТУРОЛОГ

17. Культура и личность

Личность – есть основной носитель культуры.

С точки зрения правящих структур оптимальным результатом формирования личности является всеобщий конформизм. Конформизм – приспособление личности к системе официальных ценностей, к существующей культурной ситуации, пассивное принятие существующего порядка, отсутствие собственной позиции. Конформизм – это внешнее соглашение с общепринятым порядком, однако внутренне индивид может оставаться не согласным с ним.

Конформная личность обыкновенно пассивно принимает ценности официальной культуры, и даже не все, но лишь наиболее доступные, не требующие для своего усвоения значительных усилий. Отбор ценностей здесь во многом проходит без четкого их осознания. Сильна зависимость от мнения окружающих; собственный имидж строится по принципу «быть не хуже других».

У конформизма есть две стороны: сильная и слабая.

Конформизм является целью социального контроля, но не целью социализации, которая предполагает внутреннее согласие, «принятие общепринятых норм».

Противоположное явление – нонконформизмактивное неприятие практически всех ценностей официальной культуры. Нонконформизм отрицает общепринятую систему ценностей (причем не только официальных) огульно, без анализа и даже без точного понимания се смысла. Ценность отвергается не потому, что она плоха, сама по себе, а лишь потому, что она признана в обществе. Так, если общепризнанной ценностью является семья, то нонконформист отрицает семью и утверждает «свободную любовь», если общепризнанной ценностью является Бог - то отрицает Бога, отвергается авторитет - утверждается своеволие, отрицается мораль - утверждается вседозволенность и т.п. У нонконформистов своя система ценностей, но по сути все та же, общепризнанная система ценностей, только взятая со знаком минус.

Для нонконформизма важнейшей становится внешняя форма (нетрадиционная одежда, вызывающее поведение, крикливые лозунги, и т.п.). Вообще, нонконформизм обыкновенно свойствен молодежи, еще недостаточно культурно развитой, и в большинстве случаев проходит с возрастом. Обращаясь к нонконформизму, личность пытается самоутвердиться.

В противостоянии официальной культуре или в защите от официальной культуры, кроме конформизма и нонконформизма, существует еще один способ - это индифферентность. Ее сущность - не в пассивном приятии официальных ценностей и не в отказе от них, а в игнорировании официальных ценностей. При этом личность вырабатывает свою самобытную культуру, которая может частично совпадать с официальной, частично противоречить ей, но индифферентную личность это ни капельки не волнует. Здесь вырабатывается и осуществляется подлинная культурная самостоятельность. Индифферентность есть наиболее эффективный способ защиты личности от воздействия культурных операторов.