Ярослав мудрый и ярославичи
К началу XI века государство Киевская Русь насчитывало уже два столетия
своего существования. Оно прошло путь от одного из союзов славянских племен
к большой феодальной державе с разноплеменным населением, в котором
преобладали восточнославянские племена (вошедшие в эту державу полностью),
но находились также и летто-литовские прибалтийские племена и племена
финно-угорские.
Летописец Нестор в своем знаменитом введении к истории Руси перечислил
все славянские союзы племен, вошедшие в Русь, а затем дал перечень
иноязычных народов. Каждая единица в этом перечне, очевидно, тоже обозначает
устойчивый союз нескольких племен.
"А се суть инии языци, иже дань дають Руси:
Чудь [эстонцы и коми-зыряне]
Меря [финно-угорские племена по Клязьме
и Волге]
Весь [вепсы]
Мурома [финно-угорские племена на Нижней Оке]
Черемись [марийцы]
Мърдва
Пьрмь [коми-пермяки]
Печера [угорские племена северного Приуралья]
Ямь [часть финнов-суоми]
Литьва Зимегола [часть латышских племен]
Кърсь
Норома
Либь"
Общая территория всей державы была огромная. Ее периметр составлял
примерно 7 тысяч километров. Она простиралась от бассейна Вислы на западе до
Камы и Печоры на востоке; от Черного моря (устье Днепра) до Белого моря и
"Студеного моря" (Ледовитого океана). Половина этого необъятного
пространства представляла собой редкозаселенные леса Севера с их охотничьими
угодьями, но и освоенная земледельцами часть была достаточно обширна, и
управление всем государством было крайне затруднено. Если, например, на
Белоозере происходило какое-либо событие и киевскому князю нужно было
послать туда своих людей, то они прибывали на место не ранее чем через
три-четыре месяца после события. Дороги с гатями, мостами, разведанными
бродами еще только-только налаживались. Проехать из Киева в землю вятичей
"дорогой прямоезжею" считалось богатырским подвигом.
Государственное начало могло утверждаться только при условии опоры на
местную племенную знать, которая постепенно из "Соловьев-Разбойников"
превращалась частично в великокняжескую администрацию, не теряя своих,
идущих из первобытности прерогатив по отношению к соплеменникам.
Обширность территории порождала целый ряд обстоятельств, влиявших на
историческое развитие: во-первых, долгое время существовали значительные
резервы расширения земледельческого хозяйства; во-вторых, существовала
возможность широкой стихийной колонизации и ухода из феодальной зоны.
В-третьих, дальность расстояний облегчала независимую политику и
бесконтрольность местной власти.
Правительство князя Владимира, как мы видели, делало многое для
внедрения государственного начала: прокладывало дороги, боролось с
разбойниками, переселяло "лучших мужей" в стратегически опасную пограничную
зону. Одной из мер внедрения государственного начала (в характерной для
средневековья форме, когда государственное нередко сливалось с личным) было
размещение сыновей великого князя в крупных периферийных городах, бывших
племенных Центрах. Однако эта мера не помогла избавиться от местного
сепаратизма. Почти весь XI век -- время острых конфликтов, братоубийственных
усобиц, осложненных и внешними нашествиями, и крайней напряженностью
социальных отношений. Сразу же после смерти Владимира Святославича началась
десятилетняя усобица между его сыновьями, главным героем которой стал
Ярослав, старший сын великого князя.
Ярослав родился около 978 года или несколько позже. Его матерью была
гордая полоцкая княжна Рогнеда, отказавшая, по словам летописца, "робичичу"
Владимиру в своей руке и взятая им затем как военный трофей при разгроме
Полоцка. Ярослав еще в детстве охромел, и его потом поддразнивали "хромцом".
Повествование летописи о Ярославе (враждебное ему) начинается с 1014
года, последнего года княжения Владимира.
Ярослав жил в Новгороде и ежегодно собирал здесь дань -- 3 тысячи
гривен; тысячу гривен он оставлял на содержание своей дружины в Новгороде, а
две трети собранного посылал в столицу Руси. Таков был "урок", годовая
норма. Но, прожив много лет в отдаленном торговом городе с широкими
заморскими связями, Ярослав решил отказаться от выплаты этого "урока", чем
вызвал гнев отца, строго следившего за единством всех частей Руси и
заставлявшего в свое время новгородцев строить крепости для защиты от
печенегов далеко на юге. Владимир приказал мостить мосты, расчищать лесные
дороги на Новгород, но разболелся.
Ярослав же, оказывается, собирался вступить в настоящую войну с родным
отцом и нанял в Швеции большие отряды варягов. Женатый на дочери короля
Олафа, он имел прямые связи с варягами. Скандинавские саги, повествующие о
"конунге Ярислейфе" (Ярославе), называют имена варяжских предводителей --
Эймунда и Рагнара, приглашенных им в Новгород, и сообщают любопытные
подробности о договоре найма, о жадности и вероломстве варягов.
Наемники буйно и разгульно вели себя в русском городе: "И начаша варязи
насилие деяти на мужатых женах". Однажды августовской ночью 1015 года
новгородцы собрались и изрубили варягов-обидчиков во дворе Поромона. Князь
Ярослав "разгневася на гражаны", но не сразу обнаружил свой гнев. Он
заманил, "обольстил" тысячу славных воинов (возможно, бояр и воевод
новгородской тысячи) и изрубил их в отместку за варягов; часть горожан
бежала. К концу трагической ночи в Новгород прискакал гонец из Киева с
письмом к Ярославу от его сестры Предславы, извещавшей о том, что 15 июля
старый князь скончался, а между братьями уже возникла кровавая борьба за
престол.
Утро началось примирением Ярослава с новгородцами. Он собрал уцелевших
горожан на поле, открыл вече и обратился к нему с необычной речью: "О моя
любимая и честная дружина, которую я вчера в безумии своем изрубил! Смерть
их теперь никаким золотом нельзя искупить... Братья! Отец мой Владимир умер;
в Киеве княжит Святополк. Я хочу идти на него войной -- поддержите меня!"
Новгородцы выставили 3 тысячи воинов и двинулись с Ярославом к Клеву. Три
месяца простоял новгородский князь у Любеча на Днепре, где встретил его
Святополк, и уже поздней осенью решился напасть на брата. Битва под Любечем
была выиграна новгородским войском. Святополк бежал к печенегам, а Ярослав
торжественно вошел в Киев.
Войско его получило награды: смерды по одной гривне, старосты по десять
гривен, а новгородцы все получили по десять гривен серебра.
"И отпусти их всех домой, и дав им Правду, и Устав списав, тако рекшим
им: по сей грамоте ходите, якоже списах вам, такоже держите... А се есть
Правда Русская..."
Далее в летописи помещен текст "Русской Правды" XI века, первые статьи
которой, по всей вероятности, действительно связаны с обязательствами
Ярослава по отношению к новгородцам. На всех статьях первой части так
называемой "Русской Правды" лежит явный отпечаток описанных выше
новгородских событий в июле -- августе 1015 года. Юридический документ,
определяющий штрафы за различные преступления против личности, не менее
красочно, чем летопись, рисует нам город в условиях заполнения его праздными
наемниками, буянящими на улицах и в домах.
Город населен рыцарями и холопами; рыцари ездят верхом на конях,
вооружены мечами, копьями, щитами; холопы и челядинцы иногда вступают в
городскую драку, помогая своему господину, бьют жердями и батогами свободных
людей, а когда приходится туго, то ищут защиты в господских хоромах. А
иногда иной челядин, воспользовавшись случаем, скроется от господина во
дворе чужеземца.
В числе рыцарей, ради которых написан охраняющий их закон, есть и
прибывшие из Киевской земли "русины", и княжеские гриди, на которых шла
тысяча гривен новгородских даней, и купчины, по обычаю того времени,
очевидно, тоже перепоясанные мечами, и важные княжеские чиновники --
"ябедники" и мечники, следившие за сбором доходов и вершившие княжеский суд.
Закон заодно защищал и более широкие круги новгородского населения: тут
упомянуты и изгои, выходцы из общин, порвавшие связи с прошлым и еще не
нашедшие своего места в жизни, и просто "словене", жители обширной
Новгородской земли. Эти категории простого люда напоминают нам о покаянных
словах Ярослава на вече, когда результатом его призывов к братьям
новгородцам (и, очевидно, соответственных обещаний) была мобилизация
большого по тем временам трехтысячного войска, в составе которого оказались
даже простые смерды (может быть, "словены" "Русской Правды").
"Древнейшая Русская Правда", как и летопись под 1015--1016 годами,
рисует нам Новгород расколотым на две части, на два лагеря: к одному из них
принадлежит население Новгорода от боярина до изгоя, а к другому --
чужеземцы варяги и колбяги (жители Балтики). В городе происходят драки,
здесь угрожают обнаженными мечами, хватают чужих коней и ездят на них по
городу, берут чужое оружие, укрывают чужую челядь, выдирают усы и бороды,
рубят руки и ноги, убивают. Даже на пирах дерутся чашами и турьими рогами.
Все это очень хорошо дополняет рассказ летописца о варяжских насилиях в
городе.
Варяги и колбяги поставлены законом Ярослава в неполноправное
положение. Так, если обидчиком был новгородец, обиженный должен представить
двоих свидетелей, если же грубияном, толкнувшим новгородца, оказывался варяг
или колбяг, достаточно было одной клятвы обиженного новгородца.
Эти ограничения особенно явственны при сопоставлении "Краткой Правды"
- Конец формы
- От автора
- III придумал торжественный обряд венчания на царство и приказал изготовить
- XVII--XVIII веков стремились связать историю славян с судьбами других
- 1. Говоря о создании Киевской Руси норманнами-варягами, обычно приводят
- 2. Сфера реального проникновения отрядов варягов-шведов в
- 3. Варяги использовались на Руси в X--XI веках как наемная военная
- 4. Если признать варягов создателями государственности для "живущих
- 5. Проверяя тенденциозно отобранные норманнистами аргументы, следует
- Происхождение и древнейшие судьбы славян
- 4000--3500 Лет назад, в начале или в середине II тысячелетия до нашей эры.
- Происхождение Руси
- VIII века, в которую автором включено предание, не имеющее никакого
- VI века, в самый разгар великого славянского расселения. Один из авторов
- Образование государства руси
- IX века) характеризуется не только огромным территориальным охватом от
- 1050 Года, который по ряду признаков можно считать летописью новгородского
- X веке откупалась такой "данью" от русов. Упомянутая "дань" Новгорода
- 1117 Году. Когда в 1102 году соперничество Мономаха со Святополком Киевским
- 866 И 879 годами.
- IX веке. Третьей заставой, запиравшей на севере подход к Смоленску и Днепру,
- 911 Года на греков, обогативший всех его участников.
- 7. Часть варяжской знати влилась в состав русского боярства. Некоторые
- 8. К концу X -- началу XI века одной из важных задач русского
- 9. Второй этап развития Киевской Руси, обозначенный появлением варягов,
- 945 Год. "и приспе осень и нача мьслити на Древляны, хотя примыслити
- Сбыт полюдья
- 821 Году был построен дворец. В результате мы получаем крайне интересный
- Укрепление державы
- 967 Году относятся не к Болгарскому царству Петра, не к Болгарии вообще, а к
- 971 Году начал грандиозное наступление, отозвав для этого азиатские войска
- 971 Года, но ни та, ни другая сторона не добилась победы. Начались
- Ярослав мудрый и ярославичи
- XI века с "Пространной Правдой" XII века, где варяги уже уравнены с
- 1015--1016 Годов, в Новгороде князь Ярослав вынужден был дать новгородцам
- 1026 Году, съехавшись для мира, братья "разделиста по Днепр Русьскую землю:
- Феодальный замок XI--XII веков
- 1054--1072 Годы), рисующей княжеский замок и его хозяйство. Владимир Мономах
- Народные массы. "Смерды" и "ремественники"
- XVIII--XIX веков.
- Восстание в Киеве в 1068 году
- XI века, неизбежно порождали у них стремление обобрать покидаемое княжество,
- 1060-Е годы.
- 15 Сентября 1068 года, из демократического Подола на Гору, в
- 17 Апреля 1113 года Киев разделился надвое. Киевская знать -- те, кого
- Владимир Мономах -- боярский князь (1053--1113--1125 годы)
- 1068 Году. Былины, сложенные по поводу этого нашествия, очень поэтично
- 1093 Году умер, на киевском престоле оказался не Владимир, бывший в те дни в
- XIII века, накануне нашествия Батыя, -- около 50, а в XIV веке (когда уже
- XII веке одновременно с распадом Киевской Руси исконная замкнутость
- 140 Племенных князьков неславянских народов, плативших дань Руси. "Всякого
- XVI веке называлось дворянством или "детьми боярскими". Многие слуги,
- Источники
- 1136 Году (ранее ошибочно датировалась 1151 годом). Она тщательно и
- 1198 Года игумена Моисея, вошедший вместе с Галицкой летописью XIII века в
- Черниговское и Северское княжества
- 35 Лет) и в 1178 году стал князем новгород-северским. В 1180 году он в числе
- 10 Мая войска встретились с первым половецким кочевьем, мужское население
- Галицко-Волынские земли
- 1264 Года). Даниил осиротел четырех лет от роду, и все его детство и
- Смоленское княжество
- 1186 Году, вскоре после возвращения из-под Треполя, "въстань бысть Смоленске
- Новгород Великий
- XX века у жителей Новгорода сохранялось поверье, что, проплывая мимо Перыни,
- 70 Свечей и приглашали служить в церкви самого владыку, получавшего за это
- 1136 Года особенно выпукло, но, как мы видели, приход новгородского боярства
- Владимиро-Суздальское княжество
- 1174 Год, год безуспешного и бесславного похода на Киевщину, ускорил
- 1140-Е годы, в период относительной гармонии княжеских и боярских интересов.
- 8 Тысяч километров (по лесам, болотам и водоразделам), то есть потратить не
- XV века, -- яркая страница русской истории, и не случайны те торжественные
- Культура руси IX - XIII веков
- 1086 Году сестра Мономаха устроила в Киеве школу и для девушек при одном из
- VI века нашей эры) славянских дружин под водительством Кия на Дунай и в
- 1146 По 1196 год) с ее грамотами из княжеского архива, дневниками походов,
- 1227 Года), обезьяна (испуганные торки), лев, которого бьют дубиной
- Хронологическая таблица
- Литература по истории руси и русской культуры IX--XIII веков
- Иллюстрации