Появление западных славян в Приильменье
Сравнение археологического, антропологического и нумизматического материалов свидетельствует о самых древних связях Северо-Западной Руси с Южной Балтикой (по сравнению с той же Скандинавией) и о самом широком присутствии в её пределах южнобалтийских славян. На ранних поселениях и городищах VIII—IX веков (Ладога, Городище, Гнёздово, Тимерёво, Псков, Городок на Ловати, Городец под Лугой, селищах Золотое Колено и Новые Дубовики, сопках на Средней Мете, Белоозере и др.) в самых ранних слоях в изобилии присутствует лепная керамика южнобалтийского типа, свидетельствующая о пришлом населении.[59] [60]
В Приладожье и в самой Ладоге (с самого раннего периода) в VIII—IX веках распространяется лепная керамика так называемого «ладожского типа», имеющая также южнобалтийское происхождение. В IX веке керамика «ладожского типа» распространяется в Приильменье.[61] В Скандинавии такой тип керамики появляется позднее(в средний период «эпохи викингов»), чем в Приладожье и встречается редко. Причём похожая керамика найдена в Средней Швеции только в Бирке и на Аландских островах, а в погребениях встречена только при трупосожжениях, то есть связана с переселенцами из Южной Балтики.[62]
В ряде современных геногеографических исследований гаплотипов мужчин, принадлежащих к Y-хромосомной гаплогруппе R1a, прослеживается отдельная ветвь, распространённая среди лиц, происходящих из Северной Польши, Восточной Пруссии, Прибалтики, северо-западных областей России, Южной Финляндии, которую возможно сопоставить с потомками балтийских славян.
Данные антропологии также свидетельствуют о массовых переселениях балтийских славян в VIII—IX веках.
Генетические исследования
Генетические исследования коснулись только потомков династии Рюрика. Эти исследования, проводившиеся начиная с 2006 года, показали устойчивое разделение потомков Рюрика погаплогруппам: Мономаховичи показали скандинавскую и угро-финскую гаплогруппу N3, а потомки Олеговичей — славянскую R1a[63]. Норманисты объявили это доказательством своей теории, их оппоненты сделали обратные выводы. Как бы там ни было, Мономаховичам удалось оттеснить Олеговичей от великого княжения в ходе междуусобных войн, одним из предлогов к которым служило обвинение Олеговичей в незаконнорожденности.
Язычество на Руси
Язычники смотрели на жизнь человека с чисто материальной стороны: при господстве физической силы человек слабый был существом самым несчастным, и опять жизнь у такого человека считалась подвигом сострадания. Религия восточных славян поразительно сходна с первоначальной религией арийских племен: она состаяла в поклонении физическим божествам, явлениям природы и душам усопших, родовым домашним гениям. Но следов героического элемента, так сильно развивающего антропоморфизм, мы не замечаем у славян, а это может означать, что между ними не образовались завоевательные дружины под начальством вождей - героев и что переселение их совершались в родовой, а не в дружинной форме. Восточнославянское язычество накануне создания Киевской Руси и в его дальнейшем сосуществовании с христианством отражено в большом количестве материалов, являющимися источниками для его изучения. Это, прежде всего, подлинные и точно датируемые археологические материалы, раскрывающие самую суть языческого культа: идолы богов, святилища, кладбища без внешних наземных признаков («поля погребений», «поля погребательных урн»), а также и с сохранившимися насыпями древних курганов. Кроме того, это - находимые в курганах, в кладах и просто в культурных слоях городов многообразные изделия прикладного искусства, насыщенных архиальной языческой символикой. Из них наибольшую ценность представляют женские украшения, часто являющимися в погребательных комплексах свадебными гарнитурами и в силу этого особенно насыщенные магическими заклинательными сюжетами и амулетами - оберегами. Своеобразным, но очень плохо изученным остатком языческой стороны являются многочисленные названия урочищ: «Святая гора», «Лысая гора» (местопребывание ведьм), «Святое озеро», «Святая роща», «Перынь», «Волосово» и т.п. Очень важным источником, являются свидетельства современников, занесенные в летописи, или в специально записанные научения против язычества. Около полутора столетий Киевская Русь была государством с языческой системой, нередко противостоящей проникновению христианства. В киевской Руси IX - X вв. сложилось влиятельное сословие жрецов («волхвов»), руководившие обрядами, сохранявшие давнюю мифологию и разрабатывавшие продуманную аграрно-заклинательную символику. В эпоху Святослава, в связи с воинами с Византией, христианство стало гонимой религией, а язычество было реформировано и противопоставлено проникновению на Русь христианству: так называемый «Пантеон Владимира» был, с одной стороны, ответом христианству, а с другой - утверждением княжеской власти и господства класса воинов - феодалов. Выполнение общеплеменных ритуальных действий («соборы», «события»), организация ритуальных действий, святилищ и грандиозных княжеских курганов, соблюдение календарных сроков годичного обрядного цикла, хранение, исполнение и творческое пополнение фонда мифологических и этических сказаний требовало специального жреческого сословия («волхвы», «чародей», «облакопроганителей», «ведуни», «потворы» и др.). Через столетие после крещения Руси волхвы могли, в некоторых случаях привлечь на свою сторону целый город для противодействия князю или епископу (Новгород). Греческое христианство застало в 980-е годы на Руси не простое деревенское знахарство, а значительно развитую языческую культуру со своей мифологией, пантеоном главных божеств, жрецами, по всей вероятности, со своим языческим летописанием 912 - 980 гг. Прочность языческих представлений в русских феодальных городах средневековья явствует, во-первых, из многочисленных церковных поучений. Направленных против языческих верований и проводимых в городах языческих обрядов и празднеств, а во-вторых, из языческой символики прикладного искусства, обще желавшего не только простых людей городского посада, но и высшие, княжеские круги (клады 1230-х годов). Во второй половине XII в языческий элемент сказывался ещё в полной мере.
Славяне
Славя́не (ст.слав. словѣнє, белор. славяне, укр. слов'яни, болг. славяни, серб. и макед. Словени, хорв. и босн. Slaveni, словен. Slovani,польск. Słowianie, чеш. Slované, словацк. Slovania, кашубск. Słowiónie, в.-луж. Słowjenjo, н.-луж. Słowjany) — крупнейшая[1] в Европеэтноязыковая общность.
В настоящее время славяне расселены на обширной территории Южной и Восточной Европы и далее на восток — вплоть до Дальнего Востока России. Славянское меньшинство имеется также в государствах Западной Европы, Америки, Закавказья и Средней Азии. Общая численность славян — 300—350 млн человек, из них около трети — русские (137 млн). Выделяются западные славяне (поляки, чехи,словаки, кашубы и лужичане), южные славяне (болгары, сербы, хорваты, боснийцы, македонцы, словенцы, черногорцы) и восточные славяне(русские, украинцы, белорусы).
Название «славяне»
Существуют несколько версий происхождения этнонима «славяне».
Основными являются четыре:
от слово (люди, говорящие «по-нашему», в отличие от немцев — «немые», т.е «не владеющие нашим языком», «чужие»);
от индоевропейского корня *kleu- 'молва, известность' (ср. слава), в том числе славяне как «люди, славящие Бога»;
от топонима, видимо, названия реки (ср. эпитет Днепра Славутич, реки Слуя, Слава, Славница в разных славянских землях);
от корня *s-lau-os 'народ' (с индоевропейским «подвижным s»), ср. др.-греч. λᾱός.
Данный этноним как племенной закрепился в ходе этногенеза словаков (с несколько иным суффиксом), словенцев, словинцев. Этноним «словене» как основной, кроме этих народов, носили также ильменские словене — жители Новгородской земли.
Славянские языки
Славянские языки — ветвь индоевропейской семьи языков. Славянские языки относят к индоевропейским языкам группы сатем. Балтийские и славянские языки имеют гораздо больше сходных черт, с точки зрения как лексики, так и морфологии и синтаксиса, чем любые другие группы индоевропейских языков. Ряд сходных черт балтийских и славянских языков позволяет предполагать существование в древности состояния балто-славянского языкового единства.
Многие рефлексы сближают иллирийский с балтийскими и славянскими языками.
Происхождение
- Статья посвящена истории раннесредневековых славян с VI по VIII вв.
- Данные языкознания
- Данные археологии
- Письменные свидетельства
- Анты и склавины
- Управление союзом
- Социальная структура антского общества
- Раннеславянский быт
- Ранние направления экспансии
- Отношения с Византией
- Аварское нашествие, перемещение части антов на запад
- Аваро-славянское наступление на Византию
- Славянское движение на восток
- Славяне в Малой Азии и на Ближнем Востоке
- Славяно-болгарское царство, этногенез болгар
- Продвижение славян на восток
- Источники
- Миграция
- Этногенез
- Образ жизни в раннем Средневековье
- Формирование политических объединений
- Прабелорусы
- Норманская теория
- Славянская (антинорманская) теория
- Индо-иранская теория
- Повесть временных лет
- Византийские источники
- Западно-европейские источники
- Арабо-персидские источники
- Хазарские источники
- Присутствие скандинавов
- Появление западных славян в Приильменье
- Летописная версия
- Прародина
- Финно-угорские народы
- Исторические гипотезы
- Новгородская Русь
- Киевская Русь
- Развитие древнерусских городов
- Клады арабских монет
- Образование Русского централизованного государства
- Российское царство
- Ливонская война (1558—1583)
- Опричнина
- Борьба против кочевников
- Смутное время
- Дом Романовых
- 1635-1653 Годы — сооружение Белгородской черты (Тамбов, Воронеж, Старый Оскол, Белгород, Ахтырка) для защиты границ от набегов крымских татар и ногайцев (Татарский вал)[4].
- Правление Александра I (1801—1825)
- 1813—1814 Годы: европейский освободительный поход русской армии.
- Правление Николая I (1825—1855)
- Реформы и контреформы
- Экономическое развитие России в конце XIX- начале XX века
- Великое княжество Московское
- Русское царство
- Образование Киевской Руси
- Княжение Олега Вещего
- Игорь Рюрикович
- Святослав Игоревич
- Характеристика государства в IX—X вв.
- Дружина
- Налоги (дань)
- Изменения в государственном управлении в конце X — начале XII вв.
- Характер государственности русских земель
- Московское государство
- Великое княжество Московское (конец XV—середина XVI века)
- Свержение монголо-татарского ига
- Расширение границ и централизация управления
- Русско-литовские войны XV—XVI веков
- Государство и церковь
- Русское царство (1547—1721)
- Новгородская республика
- Владимиро-Суздальское княжество, Великое княжество Владимирское
- Галицко-Волынское княжество
- Смоленское княжество
- Черниговское княжество
- Великое княжество Литовское
- Великое княжество Московское
- Половцы
- Католические ордена, Швеция и Дания
- Монголо-татары
- Псковская республика (1348—1510)
- Углицкое княжество (1216—1591)
- Территориальный состав и губернии
- Духовенство
- Купечество
- Казачество
- Пореформенная Российская империя (1861—1917)
- Рост крестьянских волнений:
- Инородцы
- Иностранцы
- Крупнейшие города Российской империи
- Государственный совет
- Государственная дума
- Губернаторы
- Чины гражданской службы по Табели о рангах
- Земледелие
- Железные дороги
- Рост протяжённости железных дорог в Российской Империи.
- Развитие промышленности
- Рост промышленности
- Доли в мировом промышленном производстве, %%
- Экономика Российской империи в XVIII веке.
- Экономика Российской империи в XX веке
- Гвардия
- Иррегулярные войска
- Военный флот
- Русская православная церковь
- «Иноверные и инославные» исповедания
- Реформы Петра I
- Вторая половина XVIII века — первая половина XIX
- Реформы Александра II
- Конец XIX — начало XX веков
- Предвоенное состояние финансов
- 60 % Российского госдолга приходилось на Францию.
- Финансы в Первую мировую войну
- Золотой запас
- Разделы Речи Посполитой. Царство Польское. Курляндия и Семигалия
- Присоединение Грузии
- Русско-турецкие войны. Присоединение Крыма, Новороссии, Молдавии и Валахии
- Литература
- Кинематограф
- Государственная символика
- Государственные награды
- Общая организация
- Поставщики двора
- Придворные церемонии
- Военная свита
- 7 Июля 1811 года на должность Главного начальника войск, расположенных по Кавказской линии, и губерниях Астраханской и Кавказской был назначен генерал Ртищев.
- Ичкеринское сражение (1842)
- Сражение за Дарго (Чечня, май 1845 года)
- 24 Марта в Сеитовой слободе был схвачен другой видный пугачёвский полковник — Хлопуша.
- Объявляется во всенародное известие
- Указ правительствующего Сената
- [Править]