logo
уч пособие КУЛЬТУРОЛОГ

16. Культура и человек. Инкультурация и социализация.

Мир культуры творится человеком. Каков человек – такова и культура, которую он создает. Но справедливо и обратное: определенный тип культуры производит определенный тип человека. Культура приобщает человека к социуму, к его ценностям, нормам и идеалам. Культура формирует цель и смысл бытия человека и развивает его собственную сущность. В культуре формируется и раскрывается духовный мир человека (способности, потребности, мировоззрение, знания, умения, социальные чувства). Поэтому культура выступает как мера реализации и развития сущности человека в процессе его социальной деятельности, как «мера человека». Любая вещь человека имеет культурное содержание. По творениям людей в данную эпоху мы судим о ее культуре.

Эволюция человека создала предпосылки для развития культуры. Но и эволюция культуры связана с развитием человека. Человек не рождается культурным существом. Культурные нормы, как и прочие, культурные явления, усваиваются человеком в процессе развития, в рамках взаимодействия с другими людьми. Этот процесс в общественных науках называют при помощи термина «инкультурация».

Инкультурация - это процесс усвоения отдельным человеком культурных норм и ценностей, а также обычаев и традиций, языка. Это процесс формирования личности. В процессе инкультурации человек усваивает культурные ценности, которые разделяются его окружением.

Термин «инкультурация» по своему смыслу близок к термину «социализация».

Социализация - процесс передачи социокультурного опыта от одного поколения к другому. Это культурное наследование.

Социализация – это приобщение человека к принятым в данной культуре и обществе системам ценностей и норм. Социализация, предполагает внутреннее согласие человека принять общепринятые нормы. Это непрерывный процесс овладения культурой и индивидуализация личности.

Насколько важна культура для функционирования индивида и общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией. Например, «дети джунглей» не прошли процесс инкультурации и социализации, т.е. им никто не передал социокультурный опыт, их никто из людей не учил, не воспитывал, и они не усвоили язык, нормы, ценности, традиции какого-нибудь общества. Они были полностью лишены общения с другими людьми и выросли среди животных. Дети, лишенные в раннем детстве человеческого общества, никогда не становятся людьми.

Основные формы инкультурации - научение и воспитание. Усвоение культуры происходит путем научения. Культура создается, и культуре обучаются. Поскольку она не может быть приобретена биологическим путем, каждое поколение воспроизводит ее и передает следующему поколению.

Процесс инкультурации начинается в самом раннем детстве и прекращается только в старости, то есть охватывает всю жизнь человека.

Различают первичную и вторичную инкультурацию.

В процессе инкультурации личные нормы и ценности вступают в противоборство с общепринятыми.

Поскольку личные ценности далеко не всегда совпадают с общепринятыми, процесс инкультурации имеет две основные формы, выбор между которыми во многом зависит от биологических и психологических особенностей человека.