Вопрос 1. Жизненный и творческий путь в. Шекспира.
О личности Шекспира сохранились очень скудные сведения. Отдельные факты его биографии восстановлены по косвенным намёкам, отрывочным свидетельствам, давним воспоминаниям о писателе, передававшимся из уст в уста. Но всё же исследователям удалось установить основные даты его жизненного пути.
Отец великого драматурга, Джон Шекспир, был фермером, потом он переселился из деревни в маленький провинциальный городок Стратфорд на реке Эвон, где занялся торговлей, а также выделкой кож и ремеслом перчаточника.
Вильям был третьим ребенком в семье Джона Шекспира. Родился он 23 апреля 1564 г. Детские и юношеские годы будущий писатель провёл в родном Стратфорде. Здесь складывались первые его жизненные впечатления и взгляды; по-видимому, из уст окрестных крестьян услышал он поэтические народные предания о благородном разбойнике Робине Гуде, волшебные сказки о злых ведьмах и маленьких лесных существах - эльфах и феях. Здесь слышал он живую народную речь, наблюдал быт и нравы английской провинции; бродя по окрестным полям и лесам (окрестности Стратфорда славились роскошными лесами), он учился видеть и живо чувствовать красоту природы.
Учился Вильям Шекспир в так называемой «грамматической школе», считавшейся одной из лучших провинциальных школ Англии. Однако обучение в ней, как и везде в те времена, носило схоластический характер. Главными предметами преподавания были латынь, логика и риторика.
С шестнадцати лет юноше пришлось самому зарабатывать на жизнь, так как денежные дела его отца пошатнулись, а семья была велика (восемь детей). Об этом периоде жизни Шекспира сохранились лишь смутные предания. Одно из них гласит, что он работал на бойне; другое — что он был репетитором младших учеников в сельской школе. В восемнадцать лет он женился на дочери соседнего фермера.
Жизнь в Стратфорде, по-видимому, не удовлетворила молодого Шекспира, и в 1586 г. он отправился на поиски заработка в Лондон.
В Лондоне Шекспир, по преданию, сначала присматривал за лошадьми джентльменов, приезжавших на театральные представления, потом он стал актёром. К началу 90-х годов относятся его первые творческие опыты — драматические хроники, комедии и две поэмы — «Венера и Адонис» (1593) и «Лукреция» (1594). В этих произведениях уже выявляется его яркое и самобытное поэтическое дарование.
Шекспир посвятил обе свои поэмы графу Саутгемптону. Между поэтом и юным аристократом, вероятно, завязалось близкое знакомство. Шекспир бывал в графском дворце, там он наблюдал нравы «высшего» лондонского общества, присутствовал на роскошных празднествах.
Поэмы Шекспира были встречены в литературных кругах весьма благосклонно; перед начинающим автором открывался заманчивый путь славы и успехов: он мог стать модным поэтом, создающим произведения «для избранных» и получающим подарки от богатых покровителей. Но Шекспир не пошёл по этому пути. Его влекла иная цель — деятельность народного драматурга. Это был путь трудный, он не сулил ни богатства, ни восторгов вельмож, но именно на этом пути мог развернуться во всю ширь мощный творческий гений Шекспира. Близость писателя с Саутгемптоном постепенно прекращается. И поэм Шекспир больше не пишет. Правда, поэзии он не оставляет. Один за другим он создаёт чудесные сонеты, полные высокого мастерства. Всего им написано сто пятьдесят четыре сонета (1592— 1609). В них он воспевает дружбу, красоту, радость счастливой любви и муки любви отвергнутой, поднимая вместе с тем и большие социальные и философские темы. Но главным делом жизни Шекспира становится творчество для театра.
- Раздел 1. Античная литература.
- Тема 1.1. Античная драма и её эволюция.
- Вопрос 1. Происхождение драмы.
- Вопрос 2. Формы, которые принимал основной источник трагедии.
- Вопрос 3. Трагедия до Эсхила.
- Вопрос 4. Структура трагедии.
- Вопрос 5. Древнегреческий театр.
- Вопрос 5. Софокл. Биография.
- Вопрос 6. Идейная основа трагедий.
- Вопрос 7. Трагедия «Эдип-царь».
- Раздел 2. Памятники литературы традиционного Востока.
- Тема 2.1. Общий очерк литературы традиционного Востока.
- Вопрос 1. Сравнение мифов греческих и египетских.
- Вопрос 2. В чём состоит алогичность египетских мифов?
- Вопрос 3. Изменение представлений о богах.
- Вопрос 4. Отличие мифа от сказки.
- Раздел 3. Литература европейского средневековья и эпохи Возрождения.
- Тема 3.1. Своеобразие литературы европейского средневековья. Основные жанры.
- Вопрос 1. Ирландские предания.
- Вопрос 2. История жанра сага.
- Вопрос 3. Классификация жанра сага.
- Вопрос 4. «Мифологический цикл» жанра саги.
- Вопрос 5. Судьба письменных вариантов саг.
- Вопрос 6. Устное бытование саг.
- Тема 3.2. Гуманистический характер эпохи Возрождения. Национальные варианты Возрождения. Возрождение в Великобритании и Италии.
- Вопрос 1. Начало эпохи.
- Вопрос 2. Некоторые особенности, признаки эпохи.
- Вопрос 3. Общая картина литературы эпохи Возрождения.
- Вопрос 4. Англия в эпоху Возрождения.
- Вопрос 5. Периодизация английской литературы Возрождения.
- Вопрос 6. Италия в эпоху Возрождения.
- Вопрос 7. Периодизация итальянской литературы Возрождения.
- Вопрос 8. Джованни Боккаччо «Декамерон».
- Тема 3.3. Гуманистический характер литературы эпохи Возрождения. Национальные варианты Возрождения. Возрождение во Франции и Испании.
- Вопрос 1. Возрождение во Франции.
- Вопрос 2. Структура романа.
- Вопрос 3. Возрождение в Испании.
- Тема 3.4 Эволюция жанра трагедии в творчестве в. Шекспира.
- Вопрос 1. Жизненный и творческий путь в. Шекспира.
- Вопрос 2. Периоды творчества Шекспира.
- Вопрос 3. Трагедия «Гамлет»
- Вопрос 4. Трагедия «Король Лир».
- Вопрос 1. Представления в средневековье.
- Вопрос 2. Литература в Италии.
- Вопрос 3. Жан де Лафонтен (1621-1695) – французский поэт-баснописец.
- Вопрос 4. Творчество Мольера (около 1622-1673)
- Вопрос 1. Общая характеристика Просвещения.
- Вопрос 2. Роль разума и философии в эстетике просветителей.
- Вопрос 3. Литературные направления 18 века.
- Вопрос 4. Английское Просвещение. Даниэль Дефо (1661-1731)
- Вопрос 5. Джонатан Свифт (1667-1745).
- Вопрос 6. Немецкое Просвещение. Иоганн Вольфганг Гёте (1749-1832).
- Раздел 6. Литература 19 века.
- Тема 6.1. Романтизм и реализм в историко-литературном процессе XIX века. Россия и Запад.
- Вопрос 1. Романтическое направление в литературе 19 века.
- Вопрос 2. Немецкий романтизм. Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776-1822).
- Вопрос 3. Английский романтизм. Вальтер Скотт (1771-1832).
- Раздел 7. Литература рубежа 19-20 веков.
- Тема 7.1. Рубеж XIX-XX веков: многообразие литературных школ и направлений как отражение переломного характера эпохи.
- Вопрос 1. Общественная жизнь на рубеже веков.
- Вопрос 2. Направления в литературе и искусстве.
- Вопрос 3. Эмиль Золя.
- Вопрос 2. Памятники литературы периода феодальной раздробленности Руси (13-14 века).
- Вопрос 3. Памятники литературы периода объединения Северо-восточной Руси и образования Русского централизованного государства (конец 14-начало 16 века)
- Вопрос 4. Памятники литературы периода укрепления Русского централизованного государства (16-17 века).
- Вопрос 5. Памятники литературы периода укрепления Русского централизованного государства (16-17 века).
- Раздел 8. Литература 20 века.
- Тема 8.1. Литература на рубеже тысячелетий. 20 век как литературный мегацикл.
- Вопрос 1. Общая характеристика рубежа веков.
- Вопрос 2. Литература Франции.
- Вопрос 3. Литература Австрии.
- Вопрос 4. Литература Германии.
- Тема 8.2. «Женская проза».
- Вопрос 1. Основные направления современной прозы.
- Вопрос 3. Людмила Стефановна Петрушевская родилась 26 мая 1938 года в Москве. Закончила факультет журналистики мгу в 1961. Работала редактором на Центральном телевидении в 1972 г.