logo
уч пособие КУЛЬТУРОЛОГ

2. Культура эпохи Нового царства.

Новое царство было временем высшего государственного и культурного расцвета Египта. Вся экономика и культура эпохи Нового царства теснейшим образом связана с завоевательной политикой фараонов XVIII-XIX династий. Египетское государство вело войны в Азии и Северной Африке. Из Палестины и Сирии вывозили медь; из Эфиопии – золото; из Нубии и Ливана – строевой лес. В этот период в Египте была наемная (профессиональная), хорошо оснащенная армия и сильный флот.

Египетская культура активно взаимодействовала с культурой соседних народов

Архитектура. В храмовых постройках появился особо величественный стиль. Город Фивы становится одним из самых блистательных городов Древнего Востока. Украшением Фив были грандиозные дворцы фараонов и храмы. В течение нескольких веков строились знаменитые храмы Амона-Ра в Карнаке и Луксоре (в восточной части Фив), а в Западной части Фив располагались усыпальницы фараонов – Долина царей. От Луксора к Карнаку вела длинная, почти в 2 км прямая аллея сфинксов. Колонный зал Карнакского храма был настоящим «лесом»: мощные колоны (лотосообразные, пальмообразные имели высоту свыше 20 м, а диаметр около 5 м.) Общее число колон – 134. Нижние части стен были украшены растительным орнаментом, а потолок расписан изображением золотых звезд на темно-синем фоне. Стены и колоны покрыты иероглифами. Карнакский храм – это каменный архив Египта.

Амарнская эпоха (XV век до н.э. 18 династия фараонов).

В истории эпохи Нового царства был кратковременный период, который, однако, произвел переворот в политической, религиозной жизни Египта, а также в египетском искусстве.

В XV веке до н.э. в Египте правила 18-я династия фараонов, одним из представителей которой был Аменхотеп IV. При нем была проведена религиозная реформа. Он пытался утвердить культ одного Бога, т.к. египетское многобожие не способствовало централизации страны. Это была первая в истории человечества попытка установить единобожие. Бога солнца Амона-Ра стали называть богом Атоном. Он стал богом-творцом и изображался в виде солнечного диска с отходящими от него лучами, заканчивающимися ладонями. Культ Атона был простым. Богослужения совершались под открытым небом.

Аменхотеп IV изменил свое имя и стал называться Эхнатон и основал новую столицу – г. Ахетатон (Горизонт Атона). Сейчас на этом месте находится деревня Телль-Эль-Амарна, поэтому период правления Эхнатона называют амарнским. При нем были сломаны традиционные правила в изобразительном искусстве. В искусстве появились светские мотивы, жизнелюбие. Появились многоцветные росписи, изображения простых людей. Создавались скульптурные портреты. Всемирно известным стал портрет супруги фараона Эхнатона – царицы Нифертити в высоком головном уборе. После смерти фараона Эхнатона был восстановлен культ Амона-Ра. В одном из папирусов 19-й династии Эхнатон был назван мятежным, а имя его предано проклятию. Однако амарнский стиль встречался в скульптуре и живописи еще фараона Рамсеса II (14-13 вв. до н.э.).

Одним из самых знаменитых фараонов Древнего Египта был Рамсес II. Он правил 66 лет. Память о нем пережила века. При нем был построен храм Рамессеум и в нем статуя самого Рамсеса II 17 м. высотой и весом 110 тон. Она разрушена. Одним из самых известных является заупокойный храм Рамсеса II в Абу-Симбеле. Фасад храма развернут к Ниду.По обе стороны узкого входа возвышались 4 сидящих статуи фараона 20 метровой высоты. Внутри скалы на глубине 55 метров были прорублены многочисленные помещения (колонный зал, святилище). Храм Абу-Симбел – это чудо архитектуры иодновременно оптическое чудо, четкий инженерный расчет строителей храма. В зале была одна дверь – в святилище – низкое, темное помещение. Дважды в год 19 октября (в день рождения Рамсеса II) и 21 февраля (в день его восшествия на трон) здесь совершалась торжественная церемония. Рамсес II показывался народу. Солнечный луч прорезал полутьму зала и высвечивал фараона – сына бога солнца Ра. В 1967 году при строительстве Асуанской плотины в Египте, храм попал под затопление.

После смерти Рамсеса II наблюдается упадок египетской культуры. Некоторое возрождение искусства наблюдалось при царях 26-й (Саисской) династии в 7 веке до н.э. и называется Саисский Ренессанс (возрождение).

Закат цивилизации Древнего Египта не означал бесследного исчезновения культуры его народа. Многие элементы египетской культуры сохранились до наших дней. В 332 г. до н.э. Египет был завоеван А.Македонским.

Сокровища египетской мысли оказались притягательными для видных греческих ученых-философов, государственных деятелей. В Египте побывали древнегреческие мудрецы такие, как Солон, Фалес, Пифагор и др.

Египетское искусство и архитектура стали образцом для крито-микенской культуры в Древней Греции. Египетская культура оказала большое влияние и на древних римлян. Культ египетской богини-матери Исиды, получил широкое распространение в Риме. Египетский скульптурный портрет, живопись, львы, сфинксы были восприняты античным искусством, а через него европейским.