Народные массы. "Смерды" и "ремественники"
Творцом истории всегда является народ, своим непрестанным трудом
создающий ценности, позволяющие обществу двигаться вперед. В моменты крупных
потрясений, внутренних или внешних, именно народ решает свою судьбу,
проявляя максимальное напряжение сил. Подъем всех русских земель на рубеже
X--XI веков связи с тем, что народные силы в большей мере, чем в иные
времена, могли проявить себя и в строении рождавшегося государства, и в
борьбе с печенегами.
Но к сожалению, феодальные историки, ставившие своей задачей описание
победоносных битв и княжеского быта, очень редко говорили о народе, о тех
тысячах простых трудовых людей, которые являлись истинными создателями
Киевской Руси и ее высокой культуры.
К счастью, молчание монахов-летописцев можно компенсировать тремя
видами материалов. Во-первых археологические раскопки открывают нам
множество подлинных памятников народной жизни: поселения, жилища, система
хозяйства, утварь, одежда, обычаи и верования -- все это стало достоянием
исторической науки и позволило говорить вполне конкретно о крестьянах и
ремесленниках. Русская буржуазная археологическая наука пренебрегала
изучением скромных остатков народного быта, увлекаясь более эффективными
раскопками княжеских курганов.
Вторым источником наших сведений о народе, его мыслях и чаяниях
является собственное народное творчество, фольклор.
Величественные былины повествовали о недавнем (для людей Киевской Руси)
героическом прошлом, древние письменные сказания говорили о
догосудар-ственной старине, волшебные сказки, вынесенные из далеких глубин
первобытности, загадки и пословицы выражали глубокую народную мудрость и
служили одним из средств умственного развития молодежи. Фольклор сохранил и
комплекс языческих представлений: свадебные песни и надгробные плачи,
заговоры, заклинания, обрядовые хороводные танцы. Многое из того, что
зафиксировано наукой в XIX веке, восходит к эпохе Киевской Руси, а иногда и
к более ранним временам.
Третьим неоценимым источником является язык народа, на основе всех
богатств которого создавался древнерусский литературный письменный язык.
Язык раскрывает глубину познания природы, систему хозяйства, социальных
отношений, сложный счет родства, унаследованный от родового строя,
культурные связи с соседями, народные познания в математике и астрономии и
многое, многое другое.
Из этих трех источников мы можем не так-то уж мало узнать о народных
массах Киевской Руси.
Русские крестьяне X--XII веков селились небольшими неукрепленными
деревнями и селами. Древнее название для сельского поселения было "весь".
Центром нескольких деревень являлся "погост", более крупное село, в котором
был сосредоточен сбор феодальных оброков.
Крестьянские избы и хаты представляли собой небольшие жилища,
топившиеся по-черному так, что Дым из печи обогревал все внутреннее
пространство и лишь потом выходил в небольшое оконце. На севере избы рубили
из бревен и ставили прямо на земле; деревянного пола не было. На юге,
используя сухость почвы, хаты глубоко врезали в землю, так что в них
приходилось, как в землянку, спускаться по двум-трем СтУпенькам. Печи на
севере делали очень большими (то, что называется "русской печью") на особых
срубах, а на юге довольствовались небольшими глинобитньми печами или
каменками.
Рядом с избами иногда располагались хозяйственные постройки, небольшие
овины-"шиши" для сушки нопов, крытые глубокие ямы для жита, упомянутые в
"Русской Правде".
Среди домашней утвари следует упомянуть ручные жернова для размола
зерна, бывшие почти в каждом доме, деревянные бочки, корыта, глиняные
горшки, корчаги. Освещались избы лучиной или глиняным светильником-каганцом
с просаленным фитилем.
Интересной археологической находкой являются каменные пряслица для
веретен. Их делали из розового шифера на Волыни, где есть большие залежи
этого камня, и продавали по всей Руси. Горожанки, знавшие грамоту,
надписывали на них свои имена (быть может, для того чтобы не перепутать
веретена на посиделках?), а неграмотные крестьянки помечали их метками и
рисунками.
Ткани делали из льна, шерсти и конопли. Знали сложное рисуночное тканье
и вышивку. Женщины любили носить украшения: серебряные или бронзовые
височные кольца, подвешенные к кокошнику, мониста, браслеты, сделанные
местными мастерами в соседнем погосте. Бусы из заморских камней покупали,
вероятно, у забредавших в деревни купцов-коробейников.
Если мы хотим воспроизвести картину жизни древ" нерусской деревни, для
которой археологические ные представляют достоверный, но отрывочный
материал, то нам нужно обратиться к облику русской крепостной деревни
- Конец формы
- От автора
- III придумал торжественный обряд венчания на царство и приказал изготовить
- XVII--XVIII веков стремились связать историю славян с судьбами других
- 1. Говоря о создании Киевской Руси норманнами-варягами, обычно приводят
- 2. Сфера реального проникновения отрядов варягов-шведов в
- 3. Варяги использовались на Руси в X--XI веках как наемная военная
- 4. Если признать варягов создателями государственности для "живущих
- 5. Проверяя тенденциозно отобранные норманнистами аргументы, следует
- Происхождение и древнейшие судьбы славян
- 4000--3500 Лет назад, в начале или в середине II тысячелетия до нашей эры.
- Происхождение Руси
- VIII века, в которую автором включено предание, не имеющее никакого
- VI века, в самый разгар великого славянского расселения. Один из авторов
- Образование государства руси
- IX века) характеризуется не только огромным территориальным охватом от
- 1050 Года, который по ряду признаков можно считать летописью новгородского
- X веке откупалась такой "данью" от русов. Упомянутая "дань" Новгорода
- 1117 Году. Когда в 1102 году соперничество Мономаха со Святополком Киевским
- 866 И 879 годами.
- IX веке. Третьей заставой, запиравшей на севере подход к Смоленску и Днепру,
- 911 Года на греков, обогативший всех его участников.
- 7. Часть варяжской знати влилась в состав русского боярства. Некоторые
- 8. К концу X -- началу XI века одной из важных задач русского
- 9. Второй этап развития Киевской Руси, обозначенный появлением варягов,
- 945 Год. "и приспе осень и нача мьслити на Древляны, хотя примыслити
- Сбыт полюдья
- 821 Году был построен дворец. В результате мы получаем крайне интересный
- Укрепление державы
- 967 Году относятся не к Болгарскому царству Петра, не к Болгарии вообще, а к
- 971 Году начал грандиозное наступление, отозвав для этого азиатские войска
- 971 Года, но ни та, ни другая сторона не добилась победы. Начались
- Ярослав мудрый и ярославичи
- XI века с "Пространной Правдой" XII века, где варяги уже уравнены с
- 1015--1016 Годов, в Новгороде князь Ярослав вынужден был дать новгородцам
- 1026 Году, съехавшись для мира, братья "разделиста по Днепр Русьскую землю:
- Феодальный замок XI--XII веков
- 1054--1072 Годы), рисующей княжеский замок и его хозяйство. Владимир Мономах
- Народные массы. "Смерды" и "ремественники"
- XVIII--XIX веков.
- Восстание в Киеве в 1068 году
- XI века, неизбежно порождали у них стремление обобрать покидаемое княжество,
- 1060-Е годы.
- 15 Сентября 1068 года, из демократического Подола на Гору, в
- 17 Апреля 1113 года Киев разделился надвое. Киевская знать -- те, кого
- Владимир Мономах -- боярский князь (1053--1113--1125 годы)
- 1068 Году. Былины, сложенные по поводу этого нашествия, очень поэтично
- 1093 Году умер, на киевском престоле оказался не Владимир, бывший в те дни в
- XIII века, накануне нашествия Батыя, -- около 50, а в XIV веке (когда уже
- XII веке одновременно с распадом Киевской Руси исконная замкнутость
- 140 Племенных князьков неславянских народов, плативших дань Руси. "Всякого
- XVI веке называлось дворянством или "детьми боярскими". Многие слуги,
- Источники
- 1136 Году (ранее ошибочно датировалась 1151 годом). Она тщательно и
- 1198 Года игумена Моисея, вошедший вместе с Галицкой летописью XIII века в
- Черниговское и Северское княжества
- 35 Лет) и в 1178 году стал князем новгород-северским. В 1180 году он в числе
- 10 Мая войска встретились с первым половецким кочевьем, мужское население
- Галицко-Волынские земли
- 1264 Года). Даниил осиротел четырех лет от роду, и все его детство и
- Смоленское княжество
- 1186 Году, вскоре после возвращения из-под Треполя, "въстань бысть Смоленске
- Новгород Великий
- XX века у жителей Новгорода сохранялось поверье, что, проплывая мимо Перыни,
- 70 Свечей и приглашали служить в церкви самого владыку, получавшего за это
- 1136 Года особенно выпукло, но, как мы видели, приход новгородского боярства
- Владимиро-Суздальское княжество
- 1174 Год, год безуспешного и бесславного похода на Киевщину, ускорил
- 1140-Е годы, в период относительной гармонии княжеских и боярских интересов.
- 8 Тысяч километров (по лесам, болотам и водоразделам), то есть потратить не
- XV века, -- яркая страница русской истории, и не случайны те торжественные
- Культура руси IX - XIII веков
- 1086 Году сестра Мономаха устроила в Киеве школу и для девушек при одном из
- VI века нашей эры) славянских дружин под водительством Кия на Дунай и в
- 1146 По 1196 год) с ее грамотами из княжеского архива, дневниками походов,
- 1227 Года), обезьяна (испуганные торки), лев, которого бьют дубиной
- Хронологическая таблица
- Литература по истории руси и русской культуры IX--XIII веков
- Иллюстрации