logo
Отеч

Нэп и культура

Нельзя не сказать и ещё об очень важном влиянии нэпа — влиянии на культуру. Разбогатевшиенэпманы— частные торговцы, лавочники и ремесленники, не озабоченные романтическим революционным духом всеобщего счастья или конъюнктурными соображениями об удачном служении новой власти, оказались в этот период на первых ролях.

Новых богачей мало интересовало классическое искусство— для его понимания у них не хватало образования. Они устанавливали своюмоду. Главным развлечением сталикабареирестораны— общеевропейская тенденция того времени (особенно были знамениты в 20-е годы кабареБерлина).

В кабаре выступали артисты-куплетисты с нехитрыми песенными сюжетами и незамысловатыми рифмами и ритмами, исполнители весёлых фельетонов, скетчей, антреприз (одним из самых известных артистов-куплетистов времени был Михаил Савояров). Художественная ценность подобных представлений была весьма спорна, и многие из них уже давно забыты. Но, тем не менее, простые и непритязательные тексты и лёгкие музыкальные мотивы некоторых песенок вошли в историю культуры страны. И не только вошли, но стали передаваться из поколения в поколение, обрастая новыми рифмами, меняя какие-то слова, сливаясь с народным творчеством. Именно тогда родились такие популярные песни, как«Бублички», «Лимончики», «Мурка», «Фонарики», «Крутится-вертится шар голубой»…(автором текстов к песням «Бублики» и «Лимончики» был опальный поэтЯков Ядов).

Эти песни многократно подвергались критике и осмеянию за аполитичность, безыдейность, мещанский вкус, даже откровенную пошлость. Но долголетие этих куплетов доказало их самобытность и талантливость. Да и многие другие из этих песен несут в себе тот же почерк: одновременно ироничный, лиричный, щемящий, с простыми рифмами и ритмами — они похожи по стилистике на «Бублики» и «Лимончики»[9]. Но точное авторство установить пока не удалось. А о Ядове только и известно, что им сочинено огромное количество незамысловатых и очень талантливых песенок-куплетов того периода.

Открытка времён нэпа

Лёгкие жанры царствовали и в драматических театрах. И тут не всё удержалось в требуемых границах. Московская студия Вахтангова(будущийтеатр им. Вахтангова) в 1922 году обратилась к постановке сказкиКарло Гоцци«Принцесса Турандот». Казалось бы, сказка — такой простой и незатейливый материал. Актёры смеялись и шутили, пока репетировали. Так, с шутками, порой весьма острыми, и появилсяспектакль, которому суждено было стать символом театра, спектакль-памфлет, таящий в себе за лёгкостью жанра мудрость и улыбку одновременно. С тех пор прошло три разных постановки этого спектакля. В чём-то схожая история произошла и с другим спектаклем того же театра — в1926 годутам была поставлена пьесаМихаила Булгакова«Зойкина квартира». Театр сам обратился к писателю с просьбой о написании лёгкого водевиля на современную нэповскую тему. Водевильная весёлая, казалось бы, безыдейная пьеса скрывала за внешней лёгкостью серьёзную общественную сатиру, и спектакль был запрещён по решениюНаркоматапросвещения 17 марта1929 годас формулировкой: «За искажение советской действительности».

В 1920-х годах в Москве начинается настоящий журнальныйбум. В1922 годуначинают издаваться сразу несколько сатирических юмористических журналов:«Крокодил», «Сатирикон»,«Смехач», «Заноза», чуть позже, в 1923 году — «Прожектор» (при газете«Правда»); в сезоне 1921/22 года появился журнал «Экран», среди авторов которого — А. Сидоров, П. Коган,Г. Якулов,Я. Тугендхольд,М. Кольцов,Н. Фореггер,В. Масс,Е. Зозуляи многие другие. В 1925 году известный издательВ. А. Регинини поэтВ. И. Нарбутосновали ежемесячник «30 дней». Вся эта пресса, помимо новостей из рабочей жизни, постоянно публикует юморески, весёлые неприхотливые историйки, пародийные стихи, карикатуры. Но с концом нэпа заканчивается их издание. С1930 года«Крокодил» остался единственным общесоюзным сатирическим журналом[10]. Эпоха нэпа трагически закончилась, но след этого разгульного времени навсегда сохранился.

68. Образование СССР.

Исто́рия Сою́за Сове́тских Социалисти́ческих Респу́блик.