logo
MHK-1

2. Деятельность и взгляды Аврелия Августина

Вершиной патристики можно с уверенностью назвать труды Аврелия Августина (354 - 430 гг.).

354 год - родился в городе Тагасте (Нумидия, Африка). Его отец был мелким собственником, связанным с язычниками, лишь в конце жизни принявший крещение. Мать же была истой христианкой. Учился Августин в Карфагене, его культурное формирование и образование на основе латинского языка.

С 374 г. - Августин занимался преподавательской деятельностью, сначала в Тагасте, затем в Карфагене.

С 384 г. - преподавал в Риме и Милане, где стал профессором риторики.

387 г. - Августин принимает крещение от епископа Амвросия и возвращается в Африку. Там он распродает наследство и основывает религиозное братство, прославившись святостью своей жизни.

391 г. - он получает сан священника в Гиппоне, основывает монастырь. Здесь же он пишет свои известные сочинения.

430 г. - Августин умер, когда вандалы осаждали город.

С именем Августина связывают начало Средневековья. За свою жизнь Августин прошел значительную духовную эволюцию. Приняв сан епископа, Августин отошел от языческой философии, стал гонителем как язычников, так и христианских ересей (учения, вступающие в противоречие с господствующим вероучением), в первую очередь с донатистов, последователей епископа Доната. Эта ересь существовала в той же Северной Африке во времена Августина, еретики выступали против накоплений богатства христианской церковью во имя первоначального христианства как религии бедняков и рабов.

Его творческое наследие огромно, но наиболее известными являются «Исповедь» и «О граде Божьем».

О своей ранней духовной и житейской эволюции Августин рассказывает в проникновенной «Исповеди» есть 2 линии повествования:

- о жизни Августина до того, как он стал христианином,

- принятие им христианства и его жизнь священника.

Самый большой интерес у Августина вызывают человек, его сущность, его душа. Этому посвящено сочинение «О граде Божьем». Высшая сила мироздания - Бог. Основные отношения в этом мироздании - отношение людей и Бога. Люди виновны перед Богом, иначе говоря, грешны. Согрешив, нарушив запрет не отведывать плоды от «древа познания добра и зла», они отравили все мироздание. Требуется искупительная жертва Христа, чтобы хотя бы немного преодолеть всемирную греховность. Августин развивает уже намеченное христианской теологией учение о творении природы Богом из ничего благодаря своей воли. Будучи творцом природы, Бог - источник естественного порядка. Бог наделяет душу человека вечными истинами и неким естественным светом, озаряющим душу. Человеческая душа - тоже творение Бога. Августин отвергает предсуществование души, ее переселение из тела одного организма в тело другого, как человеческого, так и нечеловеческого. У животных, а тем более у растений души вообще нет. Здесь Августин, как и другие христианские теологи, разрушает то чувство единства всего живого, которое пронизывает античное мировоззрение. Итак, человеческая душа - творение Бога. Души всякий раз, когда предстоит родиться человеку, творятся Богом заново из ничего. Будучи сотворена из ничего, душа тем не менее вечна. Она не существует в пространстве. Но существует во времени. Душе присущи способности: разум, воля и память. Августин утверждает, что воля выше, главнее разума. Высший акт воли - акт веры. Следовательно, и вера выше разума.

Человек сперва должен уверовать в Бога и возлюбить его, а затем пытаться его познать. С момента грехопадения люди уже не могут быть самостоятельным источником добрых дел и слов. С момента грехопадения люди предопределены ко злу, они сами по себе способны лишь на зло. Кроме этого, зло проявляется и в том, что государство (низшее, по Августину) становится выше церкви (высшего). Эта мысль была положена Августином в основу философии общества и истории этого общества.

Согласно Августину, вся мировая история человечества есть история борьбы 2 враждебных и непримиримых царств:

- царство света, Бога. По Августину, царство Бога - церковь, которая и является «градом Божьим». Церковь основана на самоотверженной любви человека к Богу.

- царство тьмы, дьявола. Августин связывает его с государством, которое основано на любви человека к самому себе, на эгоизме. Это область непрерывной борьбы, войны, конфликта, борьбы одних слоев народа против других. Государство - это царство греха.

Поэтому не случайно, что империя слабеет, а церковь крепчает.

Философия истории человеческого общества Августина резко отличается от античных идей в этой области. У Августина история подобна летящей стреле, она имеет:

- начало (сотворение Богом)

- конец, завершение (второе пришествие Христа и наступление Царствия Божия)

- смысл (любовь к Богу).

Смысл истории, с точки зрения Аврелия, - в победе христианства во всемирном масштабе, в христианизации всего человечества. В основу периодизации истории человечества Августин положил Библию. Он разделил историю на 6 периодов:

- первые 5 из них связаны с ветхозаветной историей

- 6-ой период начался с первого пришествия Христа, а закончится вторым пришествием, Страшным судом, отделением грешников от праведников, после чего грешники будут отданы на вечные муки в аду, а праведники - на вечное блаженство в раю.

Теологическое учение Августина послужило фундаментом для возведения «здания» схоластики.

1 Название «форум» римляне дали также и огромному зданию, полукруглому в плане. В этом форуме размещалось 150 торговых лавок. В помещениях 1-го этажа стояли амфоры с вином и оливковым маслом. На 2-ом и 3-ем этажах продавали редкие заморские пряности. 4-ый этаж предназначался для заседаний и торговых сделок. А на последнем продавали живую рыбу в садках, в которые по специальному устройству подавались речная и морская вода из Остии.

2 Были и другие Евангелия (например, от Фомы), но они не вошли в канон.

52