logo
Семинары для ЭТ, ЭК(б) / Семинар 2 / Рыбаков Б

IX веке. Третьей заставой, запиравшей на севере подход к Смоленску и Днепру,

могла быть Руса (Старая Руса) на южном берегу озера Ильмень (подле устья

Ловати, вытекавшей из смоленских краев). Само название города -- Руса --

могло быть связано с исконной Русью. Связь Русы с киевским князем, его

личным доменом, хорошо прослеживается по позднейшим договорам Новгорода с

князьями. Четвертой и самой важной заставой был, несомненно, Новгород,

построенный или самими словенами во время войны с варягами, или киевским

князем как крепостица, запиравшая варягам вход в Ильмень, то есть на оба

трансъевропейских пути: волжский в "жребий Симов" (в Халифат) и днепровский

в Византию. Новгород в своей дальнейшей истории довольно долго

рассматривался Киевом как младший город, княжеский домен, удел старших

сыновей киевских князей.

По всей вероятности, дополнение к перечню славянских народов в составе

государства Руси ("се бо токмо словенеск язык в Руси..."), сделанное не в

форме имени племенного союза ("поляне", "дреговичи" и др.), а по имени

города -- новгородцы, -- появилось в первоначальном тексте после постройки

города, ставшего центром разноплеменной федерации. К этому кругу событий

следует относить и замечание, сохраненное в варианте Сильвестра: "И от тех

варяг (то есть от времени борьбы с варягами) прозвася Русская земля

Новгород", что может означать только: "Со времени тех варягов Новгород стал

называться Русской землей", то есть вошел в состав Руси, о чем и была

сделана дополнительная приписка в перечне союзов племен, входивших в Русь.

Постройка Новгорода варягами (редакция 1118 года) исключена, так как у

скандинавов было иное название для этого города, совершенно неизвестное на

Руси. Опорой норманнов была только Ладога, куда ушел после удачного похода

Олег.

Никоновские записи ценны тем, что в отличие от "Повести временных лет",

искаженной норманнистами начала XII века, они рисуют нам Русь (в согласии с

уцелевшими фрагментами текста Нестора) как большое, давно существующее

государство, ведшее активную внешнюю политику и по отношению к степи, и к

богатой Византии, и к далеким северным "находникам", которые были вынуждены

объезжать владения Руси стороной, по обходному Волжскому пути. В

промежуточных пунктах между Ладожским озером и Киевом были такие заслоны,

как Новгород, Руса и Гнездово-Смоленск; пройти через них могли только

отдельные торговые ватаги или отряды специально нанятых на киевскую службу

варягов.

В Смоленске и на Верхней Волге археологи находят варяжские погребения,

но эти варяги на проездных торговых путях не имеют никакого отношения к

строительству русского государства, уже существовавшего и уже проложившего

свои маршруты далеко в глубь Азии. Можно думать, что именно эти связи и

привлекли норманнов в просторы Восточной Европы.

Появлялись варяги и в Киеве, но почти всегда как наемная армия, буйная,

скандальная (это мы знаем по Древнейшей Русской Правде) и зверски жестокая с

побежденными. Киев был надежно защищен сухопутными волоками и своими

заставами от неожиданного вторжения больших масс варягов, подобных флотилиям

у западноевропейских берегов. Только одному конунгу Олегу удалось обмануть

бдительность горожан и, выдав свой отряд за купеческий караван, захватить

власть в Киеве, истребив династию Киевичей. Благодаря тому что он стал во

главе огромного соединенного войска почти всех славянских племен (большая

часть их давно уже входила в состав Руси), Олегу удалось совершить удачные

походы на Царьград, документированные договорами 907 и 911 годов.

Но в русской летописи Олег присутствует не столько в качестве

исторического деятеля, сколько в виде литературного героя, образ которого

искусственно слеплен из припоминаний и варяжских саг о нем. Варяжская сага

проглядывает и в рассказе об удачном обмане киевлян, и в описании редкостной

для норманнов-мореходов ситуации, когда корабли ставят на катки и тащат по

земле, а при попутном ветре даже поднимают паруса. Из саги взят и рассказ о

предреченной смерти Олега -- "но примешь ты смерть от коня своего".

Обилие эпических сказаний о предводителе удачного совместного похода

современники объясняли так: "И приде Ольг Кыеву неса злато и паволокы

[шелка] и овощи [фрукты] и вино и вьсяко узорочие. И прозъваша Ольга Вещий

-- бяху бо людие погани и невегласи". В новгородской летописи есть прямая

ссылка на эпические сказания об удачливом варяге: "Иде Олег к Новугороду и

оттуда -- в Ладогу. Друзии же сказають (поют в сказаниях), яко идущю ему за

море и уклюну змиа в ногу и с того умре. Есть могыла его в Ладозе".

Поразительна неосведомленность русских людей о судьбе Олега. Сразу

после обогатившего его похода, когда соединенное войско славянских племен и

варягов взяло контрибуцию с греков, "великий князь Русский", как было

написано в договоре 911 года, исчезает не только из столицы Руси, но и

вообще с русского горизонта. И умирает он неведомо где: то ли в Ладоге, где

указывают его могилу новгородцы, то ли в Киеве...

Эпос о Вещем Олеге тщательно собран редактором "Повести временных лет",

для того чтобы представить князя не только находником-узурпатором, но и

мудрым правителем, освобождающим славянские племена от дани Хазарскому

каганату. Летописец Ладожанин (из окружения князя Мстислава) идет даже на

подтасовку, зная версию о могиле Олега в Ладоге (находясь в Ладоге в 1114

году и беседуя на исторические темы с посадником Павлом, он не мог не знать

ее), он тем не менее умалчивает о Ладоге или о Швеции, так как это плохо

вязалось бы с задуманным им образом создателя русского государства,

строителя русских городов. Редактор вводит в летопись целое сказание,

завершающееся плачем киевлян и торжественным погребением Олега в Киеве на

Щековице. Впрочем, в Киеве знали еще одну могилу какого-то Олега в ином

месте. Кроме того, из княжеского архива он вносит в летопись подлинный текст

договора с греками (911 года).

В результате редакторско-литературных усилий Ладожанина создается

новая, особая концепция начальной истории, построенная на двух героях, двух

варягах -- Рюрике и Олеге. Первый возглавил целый ряд северных

славяно-финских племен (по их просьбе) и установил для них порядок, а второй

овладел Южной Русью, отменил дань хазарам и возглавил удачный поход 907 или