1.Исторические предпосылки возникновения христианства
Гибнущая Римская империя пыталась спасти свое пошатнувшееся положение новой религией. Этой религией стало христианство. Первое упоминание о христианах мы находим в «Анналах» историка Тацита. Он описал расправу над ранними христианами в Риме, которых император Нерон (годы правления - 54 - 58 гг.) обвинил в намеренном преступлении - поджоге великого Рима, столицы Римской империи. Тацит изображает христиан как предмет «всеобщей ненависти», причина которой - христианские «суеверия», христианская «ненависть к роду людскому». Но чудовищные истязания первых христиан, учиненные по ложному обвинению, пробудили в народе, признает Тациту, некоторое сострадание к христианам. Однако потребовалось несколько веков для того, чтобы христианство стало сначала государственной, а затем и мировой религией.
Обращаясь к рассмотрению исторических предпосылок возникновения христианства, нужно иметь в виду 2 стороны этой проблемы:
1) понять, почему античный мир перестали удовлетворять традиционные языческие верования;
2) что именно заставило людей древнего мира, отвернувшись от старых богов, обратиться к поиску новой религии, которой и стало христианство.
Характерными чертами античных языческих религий были их относительная простота и формальность. Основой культа служило прямое обожествление сил природы во всех ее проявлениях. Постепенно сложилась почитание богов, которые покровительствовали определенной общине или семье. В этом заключалась и сильная, и слабая сторона античной религии. Слабая заключалась в том, что подобная форма религии обслуживала лишь меньшинство населения, а именно: граждан города. Остальная масса неграждан - не только рабы, но и свободные чужеземцы (в Афинах их называли метеками, в Риме - перегринами) - равноправного и заинтересованного участия в официальных культах не принимала. Поэтому подлинного религиозного единства в античной Греции не сложилось. Только в Италии, где римлянам удалось объединить все италийские общины и создать единое римско-италийское государство, религиозная раздробленность была преодолена. Однако Римская империя быстро разрасталась, поэтому религии у каждой территории была своя форма религии.
Еще одна характерная черта - отсутствие особого сословия священнослужителей. И в Греции, и в Риме жреческие обязанности исполнялись, как правило, просто гражданами и должности жрецов занимались, как и обычные чиновничьи должности. Античность не знала профессионального жречества. Все это обусловило неразработанность античных культов, отсутствие в античных религиях учения, что будет характерно для христианства.
Античные языческие религии были возможны только в простом гражданском обществе городов - государств и с развалом этого общества обрекались на угасание. В религиозной жизни античных городов все большее значение приобретали всякого рода религиозные сообщества людей, принадлежавших к одной профессиональной категории и совместно отправлявших культ бога - покровителя:
- в Древней Греции - фиасы
- в Древнем Риме - коллегии.
Эти сообщества позднее стали едва ли не главным каналом, по которому в античном мире пошло распространение христианства. Существование этих религиозных обществ, с особым, хотя и небольшим, аппаратом управления, создавало предпосылки не только для возникновения новой религиозной организации, но и для зарождения профессиональных священнослужителей.
Поскольку старые полисные культы теряли свою притягательную силу, в народе, да и среди части интеллигенции, росло увлечение всякого рода суевериями, таинствами и культами, идущими с эллинского Востока, например, Кибелы, Адониса и особенно Исиды, - культами, которые своим мистериальным (от греческого mystikos - закрытый, таинственный, мистерия - обряд древневосточной религии, якобы соединяющий людей с потусторонними силами, с божеством) характером сильно импонировали религиозным чувствам и запросам античного общества. Крах республики и утверждение империи подвели черту под периодом свободного гражданского развития в Риме. Политическая реакция и социально-экономические трудности порождали атмосферу подавленности и безысходности, которая вызывала тягу к религии, стремление найти утешение в вере. Подобное состояние стало характерным для всех слоев античного общества, не исключая и высшие. Ситуация осложнялась тем, что поиски новых религиозных форм не приводили до поры до времени к такому варианту, который мог бы удовлетворить всех.
Необходимую религию утешения античное общество могло найти только само, т.е. такая религия должна была возникнуть снизу, в самой народной гуще. При этом она должна была отличаться новыми качествами:
- идеей сострадания, человечностью,
- наличием культа единого, универсального божества.
Такая религия и появилась в начале новой эры - это возникновение среди эллинизированных иудеев христианство.
- 2. Религия
- 3. Литература и письменность
- § 1. Ранние периоды культуры Древней Греции
- § 2. Архаика
- 1. Архитектура
- 2. Скульптура
- 3. Лирика
- §3. Классика
- 1. Акрополь
- 2. Древнегреческий театр
- § 4. Эпоха эллинизма
- § 5. Музыка Древней Греции
- § 1. Периодизация культуры Древнего Рима. Влияния на нее
- 1. Влияния и периодизация
- 2. Общественно-политический строй в Риме
- § 2. Архитектура Древнего Рима
- 2. Пантеон
- 3. Колизей
- 4. Арка
- 5. Термы
- § 3. Театр Древнего Рима
- 3) Древнегреческий театр
- 2. Драматурги
- § 4. Музыка Древнего Рима
- §1. Конец Древнего Рима. Периодизация Средневековья
- § 2. Христианство
- 1.Исторические предпосылки возникновения христианства
- 2. Истоки христианской религии
- 3. Библия: история возникновения
- 4. Становление христианского мира
- 5. Зарождение монашества
- § 3. Философия Средневековья
- 1.Общая характеристика философии Средневековья
- 2. Деятельность и взгляды Аврелия Августина