logo
Гаврилова Л

Ведическая литература

Ригведа»(веда гимнов)-собрание преимущественно религиозных гимнов, первый известный памятник индийской литературы. Оформился к 10 в. до н. э. Это наиболее древняя и значительная из вед, ценный источник для изучения древнеиндийской истории и мифологии. Состоит из 10 книг, объединивших 1028 гимнов.

«Атхарваведа»— сборник заговоров, заклинаний, магических формул, которые должны были защитить человека от всевозможных бед и несчастий, в том числе болезней, неудач, всякого рода порчи или козней злых духов и демонов.

«Махабхарата»24— старшая из двух великих эпопей древней Индии. Время, к которому восходят основные ее сказания, время ее «героического века» — рубежIIиIтыс. до н. э., эпоха межплеменных войн и образования первых государств в долине Ганга. Процесс циклизации этих сказаний и сложения целого эпопеи завершается, по-видимому, к серединеIтыс. до н. э. (не позднееIVв. до н. э., во всяком случае), письменная же фиксация «Махабхараты» может быть отнесена кIII—IVвв. н. э. Длительность устного бытования привела к чрезвычайному «разбуханию» поэмы. Причем это «разбухание» происходило не только за счет обрастания основного сказания новыми эпизодами, но и за счет наслоения на него внесюжетного материала — других сказаний и эпических циклов, и, прежде всего обширных рассуждений и диалогов религиозно-философского содержания. Проникновение последних в поэму объясняется тем, что «Махаб­харата» уже во второй половинеIтыс. до н. э. начинает усваиваться жреческой (брахманской) средой и использоваться ею в религиозной практике. В брахманской же среде была, очевидно, осуществлена и запись поэмы, что довершило процесс ее превращения в полуэпопею, полурелигиозную книгу, какой она и дошла до нашего времени.

«Рамаяна»25сложилась, как полагают, околоIIв. до н. э. в восточных районах Северной Индии (территория древних государств Кошала и Видеха). Как и «Махабхарата», «Рамаяна» была записана в первых веках н. э. (возможно, также вIII—IVвв.). Но в отличие от «Махабхараты», письменная редакция «Рамаяны» была осуществлена, как можно полагать, образованным сказителем, близким к придворным кругам. Оставаясь в целом верным своему традиционному искусству, он в то же время попытался ответить новым требованиям в области поэтического стиля, господствовавшим в придворной среде его времени. Отсюда относительная психологизация поведения героев, внимание к разработке лирических тем (особенно в плачах и причитаниях разлученных супругов), пространные, проникнутые лирической образностью описания природы, известное размывание формульного языка и другие черты литературности, свойственные «Рамаяне» и сближающие ее с литературной эпической поэмой первых веков н. э.

М

Музыка

узыка в Древней Индии составляла триединство пения, танца и инструментальной музыки. Широкое развитие получила ритуальная музыка. Считается, что индийская музыка была одноголосна. Основной звукоряд, принятый в музыкальной теории, – семиступенный: са – ри – га – ма – па – дха – ни. В одном из трактатов (около 5 века н.э.) изложена«система шрути» (санскр., букв. — то, что может быть услышано), согласно которой октава делилась на 22 неравных тона, соответственно многообразным оттенкам выразительности. Величина шрути равна приблизительно четверти тона. Каждый тон мог стать началом нового звукоряда.

Инструменты, использовавшиеся в практике, весьма разнообразны – это барабаны, колокольчики, бубенцы, гонги, раковины; основной ударный инструмент –табла(напоминает маленькие литавры). Среди других инструментов популярностью пользовалисьфлейта, саранга(смычковый струнный инструмент с кожаной верхней декой, где были струны играющие – 3 или 4 и резонирующие – от 11 до 41),ситар(семиструнный щипковый),вина(царица инструментов, семиструнный щипковый инструмент с двумя тыквенными резонаторами под грифом).

К концу «ведийского периода», во второй половине I тысячелетия до н.э. образовалась общеиндийская держава – империя Маурьев (317-180 г. до н.э.). В этот период оформляется одно из мировых религий – буддизм.