logo
Гаврилова Л

Хараппская цивилизация

1920-х годах археологи открыли в долине реки Инд остатки древнейшей цивилизации на территории Индии. Это было неожиданностью для науки. По названию одного из крупнейших своих памятников она получила названиехараппской (сер. 3-го — 1-я пол. 2-го тыс. до н. э). Сохранились руины городов, крепостей, морских портов и др. Всего найдено около пятисот поселений древних индусов.

Хараппа - один из центров хараппской цивилизации в Пенджабе (Пакистан). Руины позволяют реконструировать укрепления, дома, хозяйственные постройки из кирпича, керамические изделия и др. Основу хозяйственной деятельности составляло эемледелие, скотоводство, занятия ремеслами. Раскопки в Мохенджо-Даро (древнее название города неизвестно) велись в течение многих лет. Город состоял из двух частей: цитадели, возведенной на возвышении — глиняной платформе, и «нижнего города», где жили рядовые горожане. В цитадели раскопано большое здание, видимо, дворец правителя, а также прямоугольный бассейн. Ученые считают, что этот город был центром древнего государства, в котором большую власть имели жрецы, и в бассейне совершались ритуальные омовения.

Город был четко распланирован, главные улицы имели ширину до 10 метров и пересекались под прямыми углами. Удивление археологов вызвала обнаруженная здесь совершенная система водопровода и стока грязной воды. Городские дома построены из обожженных кирпичей, многие из них были двухэтажными. Богатство этой цивилизации было основано на земледелии; в Мохенджо-Даро и других городах обнаружены большие зернохранилища. Индская цивилизация обладала высокоразвитой культурой. При раскопках были найдены своеобразные скульптуры: наиболее известны каменная статуэтка бородатого царя или жреца, а также бронзовая фигурка танцовщицы. Эти скульптуры изображают людей с раскосыми глазами и большими выпуклыми губами — считается, что жители индских городов принадлежали к австралоидной расе и родственны современному населению Южной Индии, тамилам. Среди находок археологов особенно интересны печати — прямоугольные, с рельефным изображением животных и богов, а главное — надписями. Письменность Мохенджо-Даро пока не расшифрована, и потому мы не знаем языка этой цивилизации, не знаем имен правителей, божеств их религии, нам не известны их предания и законы. В нашем распоряжении лишь немые свидетельства вещей и изображений, открытых археологами.