logo
ХРЕСТОМАТИЯ по культурологии

Сергей Сергеевич аверинцев

Род.1937

АВЕРИНЦЕВ Сергей Сергеевич филолог, историк древних литератур, культуролог, переводчик философских и поэтических текстов. Закончил классическое отделение филологического факультета МГУ в 1961 г. После защиты диссертации в 1966 г. Аверинцев стал служителем и избранником профессии, характер которой он описал так: «Выяснение через язык и анализ письменных текстов сущности духовной культуры человечества». С 1987 г. он член-корреспондент РАН, в 1990 г. Аверинцеву была присуждена Государственная премия.

Аверинцеву присуща блестящая литературная одаренность, соединяющая проникновенную интонацию с виртуозным использованием серьезного научного аппарата, мышление афористическими формулами, заключающими в себе и научный вывод, и поучительную истину. Сфера его научных интересов чрезвычайно широка. Особо выделяются занятия средневековой и византийской культурой, нашедшие свое отражение в работе «Поэтика ранневизантийской литературы» (1977). Увлечение позднеантичной литературой привело к систематическому сопоставлению греческого и библейского подходов к осмыслению жизни и словесного искусства («Риторика и истоки европейской литературной традиции»). В области теории культуры, в противовес шпенглерианству и позитивистским схемам, Аверинцев защищает ее единство, гарантированное едиными фундаментальными ценностями человеческого духа. Пристальное внимание ученого направлено на переломные моменты, опасные для постоянных величин в культуре. Аверинцев открывает типологические отношения между конечной и начальной стадией каждой культуры и видит в переломе ее течения не только «итог», но и «восход».

В последние годы поле деятельности Аверинцева заметно расширилось: оно включает в себя работы на христианские темы, ученого все больше волнует судьба отечественной культуры. Локализация научных исследований осуществляется на границах различных дисциплин: теории литературы, общей истории и теории культуры, философской антропологии и герменевтики, истории религии, богословской экзегетики — которые прямо или опосредованно соотнесены с темой христианства. Аверинцев — один из авторов энциклопедического словаря «Христианство». В «Философской энциклопедии» ему принадлежат многие статьи по истории христианской мысли и западноевропейской философии. Позиция Аверинцева в вопросах христианского мировоззрения — противостояние как релятивизму, так и фундаментализму. Ближайшее будущее христианства он видит как судьбу меньшинства, которое должно трезво оценить свой статус и сохранить способность к мирному сопротивлению всему, что несовместимо с христианской моралью. Высокий научный авторитет Аверинцева находит свое отражение в чрезвычайном внимании к его слову в научном мире, в переводах его трудов на различные языки, а также в лекциях, которые в настоящее время он читает в университетах Женевы, Рима, Вены. Этому способствует блестящая эрудиция Аверинцева: читая ряды его ссылок, сближений, параллелей, кажется, что ты читаешь текст, составленный самой традицией. Исследователь как будто обладает таким же объемом культурной памяти, как сама традиция.

Сочинения

1. Аверинцев С. С. Религия и литература. Ann Arbor, 1981.

2. Аверинцев С. С. От берегов Босфора до берегов Евфрата. М., 1987.

3. Аверинцев С. С. Попытки объясниться: Беседы о культуре. М., 1988.

4. Аверинцев С. С. Ранние цивилизации. М., 1989 (соавт.).

5. Аверинцев С. С. Многоценная жемчужина: Литературное творчество сирийцев, коптов и ромеев в I тысячелетии н. э. М., 1994.

6. Аверинцев С. С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М.,1996.

7. Аверинцев С. С. Поэты. М., 1996.

8. Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1997.

Литература

1. Гаспаров М. Л. Из разговоров С. С. Аверинцева // Новое литературное обозрение. 1997. № 27.

2. Седакова О. Рассуждение о методе // Новое литературное обозрение. 1997. №2.

3. Гальцева Р., Роднянская И. К портрету восходящей культуры // Новый мир. 1978. № 2.