Источники
Источники по истории русских феодальных княжеств XII--XIII веков
достаточно обильны и многообразны. Хороший и подробный обзор их сделан в
солидном коллективном труде, созданном под редакцией В. В. Мавродина
"Советское источниковедение Киевской Руси" (Л., 1979), где авторы
обоснованно понимают под Киевской Русью не только период с IX по начало XII
века, но и начальную фазу феодальной раздробленности до начала XIII века,
что обосновано ими в другом, тоже весьма полезном издании.
Большой интерес представляют дошедшие до нас грамоты XII--XIII веков,
часть которых отражает отдельные сделки между феодалами, а некоторые из них
дают широкую картину целого княжества, как, например, грамота (устав) князя
Святослава Ольговича Новгородской епископии 1137 года, определившая долю
церкви в княжеских доходах и перечисляющая села и погосты Новгородской земли
вплоть до Северной Двины и даже до Пинеги и верховий Вычегды.
Еще больший исторический интерес представляет грамота (устав) князя
Ростислава Мстиславича Смоленской епископии, дающая более подробное
перечисление разных видов феодальных повинностей. Эта грамота относится к
1136 году (ранее ошибочно датировалась 1151 годом). Она тщательно и
разносторонне изучена Л. В. Алексеевым, составившим и карты Смоленской
земли.
Целый ряд феодальных дел и отношений отражен в берестяных грамотах
Новгорода Великого.
Очень важным источником берестяные грамоты оказываются при
сопоставлении с летописями, актовым материалом и позднейшими писцовыми
книгами.
Для эпохи существования суверенных княжеств XII--XIII веков,
выкристаллизовавшихся из Киевской Руси, по-прежнему важнейшим историческим
источником являются летописи. В многочисленных трудах историков и
литературоведов разносторонне рассмотрены как общерусские летописи, так и
летописание разных княжеств.
В обширной и поневоле разноречивой литературе о русском средневековом
летописании помогают ориентироваться два труда, посвященных библиографии и
историографии летописания: это работы В. И. Буганова и Р. П. Дмитриевой.
Если X век оставил нам только летопись Киева, то XI век, когда
государственное летописание в столице непрерывно продолжалось, добавил
летопись Новгорода, нередко дававшую иную, местную оценку событиям и
деятелям. В будущей боярской республике (с 1136 года) явно просматривается
интерес к жизни города, отрицательно оцениваются некоторые киевские князья.
Возможно, что инициатором первой летописи "Господина Великого Новгорода" был
новгородский посадник Остромир.
В XII столетии летописание перестает быть привилегией только этих двух
городов и появляется почти в каждом крупном феодальном центре. Летописи
продолжали вести и в Киеве, и в Новгороде.
Историческими источниками являются и разного жанра литературные
произведения XII -- начала XIII века, из которых особо следует отметить
"Слово о полку Игореве" и два произведения (принадлежащие разным авторам),
связанные с именем Даниила Заточника.
"Слово о полку Игореве" написано в Киеве в 1185 году человеком, который
по своему положению в обществе, политическим взглядам и династическим
симпатиям и даже по языку был близок к Петру Бориславичу, летописцу второй
половины XII века.
Автор "Слова" был не только поэтом, но и глубоким историком,
заглядывавшим на восемь веков в глубь от своей эпохи. Этой поэме подражали
не только современники (летописная Повесть о походе 1185 года), но и
писатели начала XIII века, ее цитировали псковичи в начале XIV века, а после
Куликовской битвы в подражание "Слову" в Москве была написана поэма о победе
над Мамаем "Задонщина". Затем рукописи "Слова", существовавшие в разных
концах Руси, затерялись, и только в 1792 году в Ярославле был обнаружен
сборник, содержавший и "Слово о полку Игореве". Только два десятка лет
драгоценная рукопись была доступна изучению -- в наполеоновский пожар 1812
года она сгорела в Москве на Разгуляе.
К счастью, с нее успели снять копию и, кроме того, опубликовать
типографски в 1800 году.
Несмотря на то что подлинник рукописи изучали крупнейшие знатоки (Н. М.
Карамзин, чешский ученый И. Добровский и многие другие), вскоре после утраты
рукописи появились сомнения в подлинности самого "Слова". Слишком уж высокий
уровень культуры демонстрировала эта поэма. Ее называли кустом роз на ржаном
поле. Но с тех пор нам стал значительно лучше известен общий уровень русской
культуры, в который гармонично вписывалось "Слово". Сомнения в подлинности
возродились в XX веке: во время немецкой оккупации Франции в Париже
появилась книга, автор которой, А. Мазон, пытался доказать, что "Слово" --
подделка XVIII века. Однако тщательный анализ языка поэмы и имеющихся в ней
половецких слов, произведенный лингвистами-русистами и тюркологами, показал,
что русский язык "Слова о полку Игореве" -- подлинный язык XII века. Что же
касается половецких включений, то этот вымерший тюркский язык стал известен
ученым (благодаря находке в библиотеке поэта Петрарки
латинско-половецко-персидского словаря) только в середине XIX века, уже
после гибели рукописи "Слова".
"Слово о полку Игореве" написано в связи с разгромом войск северского
князя Игоря половецким ханом Кончаком в 1185 году и стремительным походом
Кончака на Киев. Среди князей обнаружились распри и "непособие" великому
князю. Поэма целиком обращена против княжеских раздоров и "неодиначества".
Автор поэмы -- вдохновенный патриот, который выступал не против
существовавших тогда суверенных княжеств, а против разброда перед лицом
общерусской опасности.
Очень важны для науки два литературных произведения -- "Слово Даниила
Заточника" и "Моление Даниила Заточника", иногда ошибочно приписываемые
одному лицу.
Источники по истории русских княжеств XII--XIII веков многочисленны и
разнообразны. Изучение их и извлечение из них данных о хозяйстве, социальной
структуре, политическом строе и общественной мысли еще далеко не закончено.
Для уяснения современного состояния источниковедения следует обратиться к
уже рекомендованному выше изданию "Советское источниковедение Киевской
Руси".
Общему историко-географическому обзору русских княжеств посвящена
солидная работа А. Н. Насонова "Русская земля и образование территории
древнерусского государства" (М., 1951), снабженная рядом подробных карт.
Монографии, посвященные истории отдельных княжеств в "удельный период",
начали появляться еще в XIX веке (труды П. В. Голубовского, Д. И. Багалея,
М. С. и А. С. Грушевских, Д. И. Иловайского, Корсакова, Костомарова и др.),
но они в значительной мере устарели.
Появился ряд монографий и в советское время.
В 1975 году группа авторов осуществила в одном издании обзор целого
ряда русских земель X--XIII веков и их соседей.
Все разделы снабжены картами, поясняющими границы княжеств,
местонахождение городов, отдельные события.
К сожалению, в эту книгу не может вместиться история всех полутора
десятков русских земель, на которые распалась Киевская Русь в XII веке.
Здесь рассмотрены лишь важнейшие княжества, игравшие роль в общерусских
делах (подразделенные на два региона-- южный, наиболее древний, и северный).
За пределами рассказа остались княжества Переяславское, Турово-Пинское,
Смоленское, Рязанское.
- Б.А.Рыбаков. Рождение Руси
- Содержание содержание
- Рыбаков б.А.
- От автора
- Начало руси
- "Откуду есть пошла русьская земля?"
- Происхождение и древнейшие судьбы славян
- Происхождение Руси
- Образование государства руси
- Русь первоначальная (IX -- середина X века) Полюдье
- Сбыт полюдья
- Укрепление державы
- Расцвет киевской руси
- Владимир красное солнышко
- Ярослав мудрый и ярославичи
- Феодальный замок XI--XII веков
- Народные массы. "Смерды" и "ремественники"
- Восстание в Киеве в 1068 году
- Усобицы и единство (конец XI - начало XII века) Князья "Гориславичи" и киевское восстание 1113 года
- Владимир Мономах -- боярский князь (1053--1113--1125 годы)
- Рождение самостоятельных княжеств
- Суверенные феодальные земли
- Источники
- Южнорусские княжества в XII -- начале XIII века Киевское княжество
- Черниговское и Северское княжества
- Галицко-Волынские земли
- Северорусские княжества в XII -- начале XIII века Полоцкое княжество
- Смоленское княжество
- Новгород Великий
- Владимиро-Суздальское княжество
- Культура руси IX - XIII веков