12. Трактовка понятий культура и цивилизация в концепции а. Тойнби
Продолжателем идей Н.Я.Данилевского и О.Шпенглера является А. Тойнби.
Арнольд Тойнбu (1889-1975), английский историк, социолог и философ культуры. А. Тойнби предпринял грандиозную попытку научно объяснить причины развития и упадка культур. Разработал самостоятельную концепцию культуры, в основе которой лежит понятие цивилизации.
Концепция Тойнби была изложена им в двенадцатитомном труде «Исследование истории», писавшемся на протяжении более 25 лет (с 1934 по 1961 гг.).
А. Тойнби трактует историю как существование сменяющих друг друга замкнутых культурных организмов-цивилизаций.
Цивилизация представляет собой общность людей, которые проживают на общей территории и обладают общими духовными традициями и сходным образом жизни. Каждая цивилизация специфична из-за разницы в природных условиях своего обитания. На основе непохожих условий жизни формируются различные представления о пространстве, времени, о мире в целом, фиксируемые в языке, в характерных для данной цивилизации символах.
Тойнби сравнивает цивилизацию с биологическим видом, который имеет собственную среду обитания. В этом отношении концепция Тойнби не оригинальна, она продолжает идеи Данилевского и Шпенглера.
Проводя анализ истории, Тойнби выделяет двадцать одну цивилизацию, когда-либо существовавшую на Земле (данная цифра меняется по ходу книги). А Затем сократил до 13. На данный момент их осталось пять (не считая две реликтовые):
а) западная христианская цивилизация;
б) православная христианская цивилизация;
в) исламская цивилизация;
г) дальневосточная цивилизация;
д) индуистская цивилизация.
Тойнби подразделял цивилизации на основные и локальные. Основные цивилизации отличаются тем, что они оказали заметное влияние на другие цивилизации и ход мировой истории в целом. К ним относятся, например, шумерская, вавилонская, эллинская, китайская, индусская, исламская, христианская, а также некоторые другие цивилизации. Локальными Тойнби называл цивилизации, которые характеризуются замкнутостью в национальных рамках. К ним он относил русскую, немецкую, американскую и некоторые другие цивилизации (всего им было описано порядка 30 локальных цивилизаций).
Между некоторыми из этих цивилизаций существуют родственные отношения, например, западная христианская и православная христианская, находящиеся друг с другом в «сестринских» отношениях, происходят из эллинской цивилизации. Цивилизации, кроме этого, взаимодействуют друг с другом и могут влиять друг на друга. Такая точка зрения в корне противоречит точке зрения Шпенглера, согласно которой цивилизации являются замкнутыми в себе сущностями, не способными понять друг друга и не проистекающими одна из другой.
В отличие от своих предшественников, Тойнби не отрицал существования мировой цивилизации.
В мировой цивилизации он видел не предпосылку, а результат мировой истории. Спасение для всех цивилизаций состоит в единении, которое, по мнению Тойнби, возможно лишь на основании мировой религии. Такая религия должна возникнуть как результат объединения существующих мировых религий: христианства, ислама и буддизма. Таким образом, хотя Тойнби и считал цивилизации замкнутыми образованиями, цель мировой истории он видел в создании единой мировой культуры, которая и является продуктом исторического процесса.
- Учебное пособие по культурологии (автор-составитель к.И.Н., доцент Низамова м.С.) Оглавление
- 1. Понятие культуры. Роль культуры в жизни людей
- 2. Современные подходы к пониманию культуры
- 3. Структурные элементы и функции культуры.
- 6. Элитарная, народная и массовая культура.
- 4. Элитарная, народная и массовая культура
- 5. Религия и атеизм как культурные явления
- 6. Искусство как культурное явление. Содержание и форма в искусстве. Виды искусства.
- 1. Пространственные виды искусства:
- 2. Временные виды искусства
- 7. Современное искусство
- 8. Наука – важнейший элемент культуры. Основные этапы развития науки. Связь науки с производством.
- 9. Основные этапы развития научной революции. Научная картина мира.
- 1 Этап. В XVII веке произошла первая научная революция. Она связана с революцией в естествознании.
- 2 Этап. На рубеже XIX-хх вв. Произошла новая научная революция, начавшаяся в физике и охватившая все основные отрасли науки.
- 3 Этап. В середине хх века началась научно-техническая революция (нтр).
- 10. Культурогенез. Культура и цивилизация, их взаимосвязь.
- 5) Язык.
- Классификация цивилизации
- 11. Трактовка понятий культура и цивилизация в концепции н.Я Данилевского, о.Шпенглера.
- Концепция локальных культур н.Я.Данилевского
- Концепция о. Шпенглера
- 12. Трактовка понятий культура и цивилизация в концепции а. Тойнби
- Стадии жизни цивилизации в концепции Тойнби
- 2) Этап роста.
- 3) Этап надлома
- 13. Возникновение и становление постмодернизма.
- 14. Постмодернизм как образ жизни.
- 15. Типология культур. Восточные и западные типы культур.
- 1 Ступень - доистория, длившаяся сотни тысячелетий.
- 7. Выделение культур по месту и времени их возникновения:
- 16. Культура и человек. Инкультурация и социализация.
- 17. Культура и личность
- 18. Культура и образование. Образование в современном мире.
- 2. Задача унификация образования (единообразие, единая форма образования) в развитых странах.
- 19. Возникновение культуры. Материальная и духовная культура первобытного общества.
- 20. Своеобразие культуры Древнеегипетской цивилизации.
- 1. Культура эпохи Древнего и Среднего царства
- 2. Культура эпохи Нового царства.
- 21. Культура древней Индии.
- 22. Культурное наследие Древнего Китая
- Периодизация истории и культуры Древнего Китая:
- 23. Культура древней Японии
- 24. Культура средневековой Японии.
- 25. Крито-микенская культура в мифах и археологических исследованиях
- II. История эллинизма (конец IV-I вв. До н. Э.)
- 26. Характеристика Византийской культуры
- 27. Культура западноевропейского средневековья
- 28. Культура арабо-мусульманского Востока в средние века
- 29. Характеристика культуры эпохи Возрождения
- 30. Культура России в первой половине XVIII века
- М.В.Ломоносов
- 31. Культура, наука и образование в России во второй половине XVIII века.
- 32. Культура России в первой половине XIX века. «Золотой век» русской культуры.
- 33. Культура России во второй половине XIX века.
- 34. «Серебряный век» русской культуры (1890-е – 1917 гг.).
- 35. Развитие просвещения, образования, науки в России на рубеже XIX–xXвв.
- 36. Развитие образования и просвещения в России после Октябрьской революции и в 1920-е годы.
- 37. Развитие высшей школы и науки после Октябрьской революции и в 20-е годы в России.
- 38. Деятельность обществ «Долой неграмотность» и «Воинствующих безбожников». Движение «Пролеткульта».
- 39. Отношение к «попутчикам» в литературе и искусстве в 1920 - е годы.
- 40. Культура российского зарубежья в 1920-е годы.
- 41. Культурная революция 1930-х годов в ссср
- 42. Подготовка кадров новой советской технической и гуманитарной интеллигенции в 30-е годы в России. Развитие науки, литературы и искусства
- 43. Влияние культа личности, политики массовых репрессий на творческую интеллигенцию.
- 44. Религия и церковь в условиях сталинского тоталитаризма. Отношение власти к культовым сооружениям в 30-е годы, и к памятникам истории и культуры в целом.
- 46. Развитие образования и науки в ссср в середине 1950-х – середине 1960-х годов
- 47. Духовная жизнь советского общества в середине 1960-х – начале 80-х годов.
- 48. Достижения и просчеты в системе народного образования, высшей школы в 1970–начале 80-х гг. В России
- 49. Диссидентское и правозащитное движение в ссср
- 50. Образование, наука и культура в условиях рынка в 1990-х гг.
- 51. Природа и культура. Роль природы в становлении культуры.
- 52. Экология и экологическая культура.