logo
ХРЕСТОМАТИЯ по культурологии

Георгий Петрович федотов

1886 – 1951

ФЕДОТОВ Георгий Петрович — русский религиозный философ, историк, философ истории и культуры, публицист. Учился в Технологическом институте в Петербурге, из которого за участие в студенческом движении был исключен и выслан за границу. В 1908 г. Федотов возвращается на родину и продолжает образование на историческом факультете Петербургского университета. В 1914 – 1918 г. он приват-доцент Петербургского, а с 1920 до 1922 г. — профессор Саратовского университета. В 1925 г. философ эмигрирует и занимается преподавательской деятельностью в Православном богословском университете в Париже. В 1931 – 1939 гг. Федотов совместно с И. И. Фондаминским и Ф. А. Степуном издает «Новый град», журнал, пропагандировавший христианский социализм. Необходимо отметить, что в своем мировоззрении Федотов, как ищущий истину исследователь, прошел сложный эволюционный путь: от марксизма к философскому идеализму и к православию. Русский мыслитель более чем в трехстах статей отразил результаты своих исканий. В 1940 г. Федотов подает прошение об отставке и покидает оккупированный фашистами Париж. После года мытарств он оказывается в США. С 1943 г. до своей кончины в 1951 г. преподает историю в Свято-Владимирской православной семинарии в Нью-Йорке. Если на родине Федотов выступал как историк-медиевист, исследовавший историческую эпоху сквозь призму духовной культуры и посредством анализа самосознания личности и культурной деятельности, то в эмиграции он обращается в полной мере к историософским и культурологическим сюжетам. Особое место в эмигрантский период занимают темы исторической судьбы России, русской культуры, христианского социализма. Федотов определяет культуру как автономное «царство идеальных ценностей», находящееся между Богом и природой. Началами культуры выступают логос, олицетворяющий порядок, форму, стройность, гармонию, и дух, утверждающий вдохновение, творческий порыв, воображение и интуицию. Так Федотов интерпретирует (в христианском измерении) соответствующие начала культуры у Ницше (аполлоновское и дионисийское). Культура, т. е. «царство идеальных ценностей», развивается вокруг единого религиозного центра, создавая полифонию автономных духовных сфер. С этих позиций Федотов характеризовал тенденции в ервопейской духовной культуре первой половины XX в. как кризисные, что вызвано усилением секуляризационных процессов и забвением христианских основ культуры.

Одной из ключевых тем творческих исканий Федотова является тема исторической судьбы России. Федотов выделяет три эпохи в истории России, символизируемые тремя столицами (Киев, Москва, Петербург), и трактует ее судьбу как историософско-богословскую проблему. Русский духовный тип предстает в виде сложного комплекса языческих и христианских элементов, образующих некое единство, основной чертой которого выступает кенотизм, т. е. спасение через страдания, жертвенность, уничижение, кроткое непротивление (от греч. кеносис — нисхождение Бога к людям). Федотов выступал против идейных установок евразийцев, поскольку считал, что русская культура имеет европейские истоки, идущие от греко-римского мира через Византию. Многие работы Федотова, особенно относящиеся к исследованию отечественной культуры, сохраняют свою научную ценность и в настоящее время.

Сочинения

1. Федотов Г. П. Полное собрание статей: В 4 т. Париж, 1973 – 1988.

2. Федотов Г. П. Судьба и грехи России: В 2 т. СПб., 1991.

3. Федотов Г. П. Стихи духовные. Русская народная вера по духовным стихам. М., 1991.

4. Федотов Г. П. Святые Древней Руси. М., 1997.

Литература

1. Библиография трудов Г. П. Федотова. Париж, 1951.

2. Галахтин М. Г. П. Федотов // Русская философия. Малый энциклопедический словарь / Под ред. А. И. Алешина и др. М., 1995.

3. Рыбачук В. Б. Философия культуры Г. П. Федотова. М., 1995.