Прабелорусы
Дреговичи — район Гомельской , Брестской и Минской областей Белоруссии
Кривичи(частично прановгородцы) — территория нынешних Витебской, Могилёвской, Псковской, Брянской и Смоленской областей, а также восточной Латвии
Радимичи(частично прарусские) — междуречье верхнего Днепра и Десны по течению Сожа и его притоков
Религия восточных славян
У восточных славян очень долго был патриархально-родовой строй, поэтому у них долго сохранялся и семейно-родовой культ в виде почитания предков, связанного с погребальным культом. Очень прочно удерживались верования, касающиеся отношения умерших к живым. Все умершие резко делились на две категории: « чистых» покойников — умерших естественной смертью («родители»); и на « нечистых» — умерших насильственной или преждевременной смертью (к ним относились и дети умершие некрещеными) и колдуны. Первых обычно почитали, а вторых (« мертвяков» — отсюда происходят много суеверий связанных с умершими) боялись и старались обезвредить:
Почитание «родителей» — это семейный, а раньше (родовой) культ предков. С ним связаны многие календарные праздники — Масленицаотсюда и родительская суббота), Радуница, Троица и другие[30]. Отсюда, возможно, появился и образ Чура (Щура), восклицания такие как « Чур меня», « Чур это мое», могли обозначать заклинание, призывающее Чура на помощь. Из культа предков происходит и вера в домового (домовик, доможил, хозяин и пр.).
«Нечистые мертвецы». Во многом, это были люди, которых боялись при жизни, и не перестали боятся и после их смерти. Интересен обряд « обезвреживания» такого мертвеца во время засухи, которую им часто приписывали. Выкапывали могилу мертвеца и бросали его в болото (иногда заливали водой), возможно именно отсюда происходит название « навий» (мертвец, умерший), а также « навка» — русалка[31].
Более сложен вопрос о богах и божествах восточных славян. Самыми древними являлись Перун , Велес и Мокошь.
Перун называется в летописи первым, как «бог грозы»:
«И нача княжити Володимер въ Киеве един, и постави кумиры на холму вне двора теремнаго: Перуна древяна, а главу его сребрену, а ус злат, и Хърса, Дажьбога, и Стрибога и Симаргла, и Мокошь. И жряху им, наричюще я богы, и провожаху сыны своя и дъщери, и жряху бесом, и оскверняху землю требами своими. И осквернися кровьми земля Руска и холмо-ть»[32]
Многие исследователи согласны, что потом он стал княжеским богом, но почитался ли крестьянами не известно[33] Считается, что после принятия христианства образ Перуна стал связываться с Ильёй Пророком. Велес, « скотий бог», мог быть покровителем скотоводства, так и земледелия.[34], а Мокошь — покровительницей женских работ, прядения и ткачества.
Из других богов, которые упоминаются в летописях и некоторых других источниках, можно назвать — Сварог, Даждьбог, Хорс (солнечные божества), Род и Роженица — этимология и происхождение которых неясны[35].
Во-многой литературе упоминаются иногда другие божества и боги, но часть из них не может считаться богами в строгом смысле этого слова (См. Умирающий и воскресающий бог — Третий этап — начало обожествление духа зерна, ему дается имя, но упоминается он лишь при праздновании того, или иного ритуала) — Ярило, Купала, Костробунько, Род и пр. Другие являются « плодом ошибок и фантазии» (В. Н. Топоров) — Лада-Ладо, Лель, Полель, Похвист и пр. Многие фольклористы, лингвисты и этнографы даже употребляют термин — « кабинетная мифология»[36][37][38][39]
Из низшей мифологии можно выделить лешего — враждебная человеку сила, олицетворявшая лес и таившуюся в ней опасность; водяного — страх перед водой, полудницы -полевой дух в образе женщины в белом, который является во время полуденного жара к работающим в поле, так как обычай требует сделать перерыв.
Спорным был вопрос о русалках. Многие считали её то олицетворением воды, то духом утопленницы. Неясным оставалась и этимология самого слова. Сегодня можно считать доказанным, что слово « русалка» заимствовано из латинского языка и начинает упоминаться не раньше 18 века[40][41] , а образ возник из слияния как водяных духов, берегинь, водяниц и пр[42].
В 980-е годы князем Владимиром была проведена языческая реформа с целью внутреннего укрепления государства через искоренение местных племенных культов. Князь выделил единый пантеон языческих богов во главе с Перуном, однако реформа не удалась, так как на базе политеизма не удалось объединить славянские племена.
Русь (ру́сы, в ед. числе руси́н) — народ, давший своё имя и составивший социальную верхушку первого государства восточных славян — Руси, в современной литературе известного какКиевская Русь.
Его этническая идентификация является дискуссионной, поскольку в одних источниках русь отождествляется со славянами, в других — отличается от них. История руси может быть прослежена с 1-й половины IX века, хотя её точная реконструкция остаётся ненадёжной из-за недостатка и противоречивого характера источников. К середине X века «русский род», составляющий дружину соплеменников во главе с князем киевским, объединил под своей властью территорию ильменских словен, полян, кривичей и поставил в зависимость от себя большую часть остальных восточнославянских племенных союзов и ряд финно-угорских племён. В результате интеграции руси со славянским населением бассейна среднего Днепра этнонимрусь распространился сначала на полян, а позже на всё население Древнерусского государства.[1]
В единственном числе представитель народа-племени русь назывался русин.[2] В Слове о полку Игореве также приводятся формы русичи и русицы.
Теории о происхождении
Существует несколько гипотез об этнической принадлежности руси: норманнская, славянская (антинорманская), индо-иранская (сарматская) и другие.
Об этимологии имени русь см. также статьи Русь и Рюрик.
- Статья посвящена истории раннесредневековых славян с VI по VIII вв.
- Данные языкознания
- Данные археологии
- Письменные свидетельства
- Анты и склавины
- Управление союзом
- Социальная структура антского общества
- Раннеславянский быт
- Ранние направления экспансии
- Отношения с Византией
- Аварское нашествие, перемещение части антов на запад
- Аваро-славянское наступление на Византию
- Славянское движение на восток
- Славяне в Малой Азии и на Ближнем Востоке
- Славяно-болгарское царство, этногенез болгар
- Продвижение славян на восток
- Источники
- Миграция
- Этногенез
- Образ жизни в раннем Средневековье
- Формирование политических объединений
- Прабелорусы
- Норманская теория
- Славянская (антинорманская) теория
- Индо-иранская теория
- Повесть временных лет
- Византийские источники
- Западно-европейские источники
- Арабо-персидские источники
- Хазарские источники
- Присутствие скандинавов
- Появление западных славян в Приильменье
- Летописная версия
- Прародина
- Финно-угорские народы
- Исторические гипотезы
- Новгородская Русь
- Киевская Русь
- Развитие древнерусских городов
- Клады арабских монет
- Образование Русского централизованного государства
- Российское царство
- Ливонская война (1558—1583)
- Опричнина
- Борьба против кочевников
- Смутное время
- Дом Романовых
- 1635-1653 Годы — сооружение Белгородской черты (Тамбов, Воронеж, Старый Оскол, Белгород, Ахтырка) для защиты границ от набегов крымских татар и ногайцев (Татарский вал)[4].
- Правление Александра I (1801—1825)
- 1813—1814 Годы: европейский освободительный поход русской армии.
- Правление Николая I (1825—1855)
- Реформы и контреформы
- Экономическое развитие России в конце XIX- начале XX века
- Великое княжество Московское
- Русское царство
- Образование Киевской Руси
- Княжение Олега Вещего
- Игорь Рюрикович
- Святослав Игоревич
- Характеристика государства в IX—X вв.
- Дружина
- Налоги (дань)
- Изменения в государственном управлении в конце X — начале XII вв.
- Характер государственности русских земель
- Московское государство
- Великое княжество Московское (конец XV—середина XVI века)
- Свержение монголо-татарского ига
- Расширение границ и централизация управления
- Русско-литовские войны XV—XVI веков
- Государство и церковь
- Русское царство (1547—1721)
- Новгородская республика
- Владимиро-Суздальское княжество, Великое княжество Владимирское
- Галицко-Волынское княжество
- Смоленское княжество
- Черниговское княжество
- Великое княжество Литовское
- Великое княжество Московское
- Половцы
- Католические ордена, Швеция и Дания
- Монголо-татары
- Псковская республика (1348—1510)
- Углицкое княжество (1216—1591)
- Территориальный состав и губернии
- Духовенство
- Купечество
- Казачество
- Пореформенная Российская империя (1861—1917)
- Рост крестьянских волнений:
- Инородцы
- Иностранцы
- Крупнейшие города Российской империи
- Государственный совет
- Государственная дума
- Губернаторы
- Чины гражданской службы по Табели о рангах
- Земледелие
- Железные дороги
- Рост протяжённости железных дорог в Российской Империи.
- Развитие промышленности
- Рост промышленности
- Доли в мировом промышленном производстве, %%
- Экономика Российской империи в XVIII веке.
- Экономика Российской империи в XX веке
- Гвардия
- Иррегулярные войска
- Военный флот
- Русская православная церковь
- «Иноверные и инославные» исповедания
- Реформы Петра I
- Вторая половина XVIII века — первая половина XIX
- Реформы Александра II
- Конец XIX — начало XX веков
- Предвоенное состояние финансов
- 60 % Российского госдолга приходилось на Францию.
- Финансы в Первую мировую войну
- Золотой запас
- Разделы Речи Посполитой. Царство Польское. Курляндия и Семигалия
- Присоединение Грузии
- Русско-турецкие войны. Присоединение Крыма, Новороссии, Молдавии и Валахии
- Литература
- Кинематограф
- Государственная символика
- Государственные награды
- Общая организация
- Поставщики двора
- Придворные церемонии
- Военная свита
- 7 Июля 1811 года на должность Главного начальника войск, расположенных по Кавказской линии, и губерниях Астраханской и Кавказской был назначен генерал Ртищев.
- Ичкеринское сражение (1842)
- Сражение за Дарго (Чечня, май 1845 года)
- 24 Марта в Сеитовой слободе был схвачен другой видный пугачёвский полковник — Хлопуша.
- Объявляется во всенародное известие
- Указ правительствующего Сената
- [Править]