logo
На Волховском фронте

Партизанская борьба под Ленинградом в период прорыва и окончательного снятия блокады

Победы, одержанные Советскими Вооруженными Силами под Сталинградом, на Северном Кавказе, развернувшееся мощное летнее наступление советских войск в 1943 г. коренным образом изменили положение в тылу немецко-фашистской армии. Почти повсеместно, в том числе и в оккупированных районах Ленинградской области, враг был вынужден сократить численность своих гарнизонов и уменьшить их состав, перебросить на южный участок советско-германского фронта часть наиболее боеспособных соединений. Ослабление своих сил под Ленинградом фашистские изверги пытались компенсировать усилением зверств по отношению к местному населению. Но их жестокость приводила к обратным результатам. Даже те, кто прежде оказывал лишь пассивное сопротивление врагу, теперь становились активными бойцами партизанских отрядов и членами антифашистских групп. Пламя народной войны все более ярко разгоралось на ленинградской земле, новые сотни и тысячи советских патриотов стремились принять активное участие в вооруженной борьбе против немецко-фашистских захватчиков. Происходил дальнейший процесс объединения отдельно действующих отрядов в крупные партизанские бригады. Так, 10 февраля 1943 г. на основе отрядов 3-й партизанской бригады И. И. Грозного (комиссар А. П. Нестеров) была сформирована 5-я ленинградская партизанская бригада. Ее командиром был назначен офицер-пограничник К. Д. Карицкий, а комиссаром — рабочий Горьковского автозавода И. И. Сергунин{745}.

Значительно усилилась массово-политическая работа среди населения. Многолюдные собрания и митинги проводились открыто, так как фашистские прихвостни-старосты и полицейские либо были истреблены, либо боялись появляться там, где отсутствовали вражеские войска. На собраниях колхозники принимали решения, направленные на усиление сопротивления оккупационному режиму: не давать продовольствия гитлеровцам, не выходить на дорожные работы, помогать Красной Армии и партизанам уничтожать немецко-фашистских захватчиков. Собрания часто заканчивались уходом целых групп населения в партизанские отряды. Из Пскова, Порхова, Острова, Гдова, Луги и других городов каждую ночь подпольщики выводили в леса и передавали в партизанские отряды большие группы советских военнопленных и местных жителей. Многие районы становились партизанскими.

Во второй половине июля 1943 г. по указанию Центрального штаба партизанского движения Ленинградский штаб решил усилить удары по железным дорогам. Началась «рельсовая война». Главным объектом нападения были Варшавская и Витебская линии железных дорог. Партизанские отряды 3-й бригады вышли к железным дорогам на участке Остров — Псков и Псков — Порхов; [326] партизаны 2-й бригады{746} — на участок Псков — Струги Красные; отряды 5-й партизанской бригады сосредоточились на Варшавской железной дороге между Стругами Красными и Лугой, на Витебской — между станциями Дно — Батецкая и Дно — Старая Русса. Отряды Волховской партизанской бригады совершали нападения на Варшавскую железную дорогу на участке между станциями Луга — Митинская и на Витебскую железную дорогу между станциями Батецкая — Вырица. Партизаны подрывали мосты, стрелки, станционные сооружения, спиливали телеграфные столбы, срывали провода. Фашистские восстановительные команды не успевали ремонтировать железнодорожное полотно, не хватало рельсов{747}.

«Рельсовой войной» партизаны решали две крупные задачи: срывали переброску резервов к фронту и отвлекали на себя и на охрану железных дорог десятки вражеских дивизий.

В сентябре 1943 г. начались ожесточенные схватки партизан с немецкими карательными экспедициями. Командование вражеской группы армий «Север» бросило против партизан три охранные дивизии, десятки карательных отрядов и многие регулярные части, снятые с фронта. Но это не ослабило партизанского движения, оно продолжало расти. В оккупированных районах Ленинградской области поднималось мощное народное вооруженное восстание. Основными причинами, обусловившими массовый характер народной борьбы в тылу немецких захватчиков, были победы советских войск на фронтах Великой Отечественной войны, двухлетняя напряженная борьба ленинградских партизан и самоотверженная работа коммунистов-подпольщиков. Движущей силой народных масс в их борьбе против фашистских захватчиков были пламенный советский патриотизм, любовь советского народа к Родине, советскому государственному и социалистическому общественному строю, жгучая ненависть к немецко-фашистским поработителям.

8 сентября 1943 г. в оккупированных районах Ленинградской области был объявлен приказ фашистского командования об обязательной поголовной эвакуации советских граждан в глубокий немецкий тыл. Он преследовал три цели: обеспечить немецких фабрикантов и помещиков даровой рабочей силой; затруднить наступление Советской Армии по земле, превращенной в пустыню; лишить партизан резервов и всенародной поддержки. Для выполнения этого приказа в районы Ленинградской области прибыли зондеркоманды — команды эвакуаторов и факельщиков, команды грабителей и убийц.

Эвакуация началась с присущей гитлеровцам звериной жестокостью и беспощадностью. Фашисты рыскали, как стаи хищных волков, врывались в деревни, выгоняли население на улицу, объявляли приказ об эвакуации, давали несколько минут на сборы и всех захваченных под конвоем угоняли на запад. Оказывающих сопротивление тут же расстреливали. Чаще всего расстрелы приобретали массовый характер, деревни выжигали. Осуществляя [327] эвакуацию, гитлеровские захватчики объявляли все население военнопленными, а их имущество — трофеями их армии. По всем районам пылали деревни, колхозные села превращались в пепелища. Особенно нагло действовали гитлеровцы там, где слабее было партизанское движение.

Насильственный угон советских людей в Германию вызвал огромную волну возмущения против немецких захватчиков. Оно было подготовлено коммунистами-подпольщиками и партизанами под руководством Ленинградского обкома партии и его штаба партизанского движения. В сентябре и октябре восстали жители деревень Уторгошского, Плюсского, Лужского, Порховского, Стругокрасненского, Дновского, Солецкого, Батецкого, Псковского, Гдовского, Сланцевского, Осьминского, Лядского и других районов. Они громили вражеские гарнизоны, уничтожали оккупационную администрацию, создавали местные отряды самообороны, целыми селениями уходили в партизанские отряды. Приток в отряды был настолько велик, что многих нечем было вооружать{748}. Всюду собирали оружие, доставали его в бою, и все же оружия не хватало. Ленинградский штаб партизанского движения силами транспортно-бомбардировочной авиации забросил в повстанческие районы 14 266 винтовок, 7 013 автоматов, 1479 пулеметов, 123 противотанковых ружья, 112 минометов, 10730 мин, 80 тыс. гранат, 114 т взрывчатки, 17 млн. патронов.

В связи с огромным ростом партизанских сил Ленинградский штаб партизанского движения осенью 1943 г., кроме четырех действовавших партизанских, создал еще восемь бригад (1, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 12-я). В них насчитывалось около 25 тыс. партизан и партизанок{749}, которым активно помогало население оккупированных районов области.

Значительно выросли партизанские силы непосредственно в полосе Волховского фронта. Если на 15 марта 1943 г. здесь действовали лишь пять партизанских отрядов и две разведывательные группы, то к осени тылы фашистских захватчиков громили две крупные партизанские бригады: 5-я (командир К. Д. Карицкий, комиссар И. И. Сергунин) и 11-я Волховская (командир Н. А. Бредников, комиссар Ф. И. Сазанов). В 5-й бригаде насчитывалось около 4 тыс. бойцов, в Волховской — свыше 2 тыс.{750}

Осенью 1943 г. по заданию Центрального штаба был проведен второй этап «рельсовой войны» под кодовым наименованием «Концерт», который продолжался с 19 сентября по конец октября. В этой операции приняли активное участие все ленинградские партизанские бригады, в том числе и вновь созданные. Волховская партизанская бригада в составе двух полков и четырех отдельных отрядов базировалась в это время в лесах севернее Луги — в центре коммуникаций 18-й фашистской армии. Партизаны бригады наносили удары по железным дорогам: Луга — Гатчина, Луга — Батецкая — Новгород, Вырица — Оредеж — Батецкая. Участок Витебской железной дороги Вырица — Оредеж был полностью выведен из строя. [328]

Одновременно с разрушением коммуникаций, непрерывными боями против карателей за спасение советских людей отряды бригады совершали налеты на вражеские гарнизоны. 4 ноября 1943 г. отряд Г. П. Григорьева осуществил налет на разъезд Заклинье Витебской железной дороги, в результате которого было уничтожено все путевое хозяйство, а также были взорваны входные и выходные стрелки, семафор, средства сигнализации, рельсы, вырезаны 800 м связи, убиты 9 человек охраны. Дорога не работала 5 суток{751}. С 15 ноября по 15 декабря сформированный из отряда Григорьева полк провел 4 крупных боя с карателями. Партизаны полка взорвали 4 шоссейных моста, восстановительный поезд, уничтожили 22,2 км связи, взорвали 1,5 км железнодорожного полотна, пустили под откос эшелон противника.

Партизаны полка Волобуева, ведя непрерывные бои с карателями, организовывали засады и диверсии на шоссейных дорогах, подрывали рельсы и телеграфно-телефонную связь на Варшавской железной дороге, пускали под откос воинские эшелоны противника, устраивали налеты на гарнизоны, отбивали советских людей, угоняемых в Германию. В ночь на 25 декабря волобуевцы тремя отрядами — А. Ф. Степанова, И. П. Сафонова и А. М. Зверева — разгромили гарнизон врага в деревнях Верхутино, Марево и Троица. В ходе боев были уничтожены 2 склада с боеприпасами, склад с продовольствием, убиты 17, ранены 24 и взяты в плен 11 немецких солдат и офицеров, освобождены 133 местных жителя. Потери партизан — один человек убит и 8 ранены{752}. [329]

В ноябре — декабре 1943 г. и первой половине января 1944 г. партизаны Волховской бригады, несмотря на большую нехватку оружия и боеприпасов, смогли развернуть открытые бои с врагом.

5-я партизанская бригада в составе пяти полков в конце 1943 г. и начале 1944 г. действовала на большой территории южнее Луги — в Лужском, Плюсском, Дновском, Уторгошском, Солецком, Стругокрасненском, Батецком районах. Здесь партизаны разгромили гарнизоны врага, вместе с населением восстановили советскую власть. Вначале руководство органами народной власти осуществляло командование 5-й бригады, а позднее — созданный в этой партизанской зоне окружной комитет партии, во главе которого стоял секретарь Оредежского райкома партии И. И. Исаков.

Партизаны 5-й бригады наносили мощные удары по шоссейным и железным дорогам Луга — Псков, Батецкая — Дно, Старая Русса — Дно — Порхов и др. Они громили гарнизоны врага на железнодорожных станциях и разъездах, захватывали целые эшелоны с продовольствием и советскими людьми, которых гитлеровцы пытались увезти в Германию. Так, в начале октября 1943 г. партизаны отряда Горюнова на железнодорожном участке Уторгош — Дно задержали три эшелона с советскими гражданами и, перебив охрану, освободили их. Около 1200 освобожденных вступили в партизанские отряды. Ленинградский штаб партизанского движения в конце октября 1943 г. вручил 5-й партизанской бригаде Красное знамя за спасение советских людей от истребления и угона в немецкое рабство.

Ленинградские партизаны не позволили гитлеровцам осуществить их чудовищный замысел — превратить Ленинградскую область в зону пустыни. Экономическая инспекция группы армий «Север» в ноябре 1943 г. жаловалась в штаб «Ост»: «На железнодорожных линиях от Пскова на Лугу, на Дно, Даугавпилс, а также на Себеж и Нарва — Гатчина ежедневно с наступлением темноты в различное время совершаются взрывы. Участки выходят из строя, сильно затрудняя движение поездов». Командующий группой армий Кюхлер пришел к еще более печальному выводу: «Положение с партизанами на северном участке группы армий «Север» настолько обострилось, что основные железнодорожные линии и шоссе полностью заблокированы» {753}.

Ленинградские партизаны на всем протяжении борьбы против оккупантов оказывали значительную помощь советским войскам. Но особенно весомой и многообразной она была в период наступления войск Ленинградского и Волховского фронтов в январе 1944 г.

К началу наступления в оккупированных районах Ленинградской области действовали 13 хорошо вооруженных бригад (14 полков и 65 отрядов), объединявших около 35 тыс. бойцов{754}.

Еще в начале декабря 1943 г. Ленинградский штаб партизанского движения разработал подробный план действий на зимне-весенний период 1943–1944 г.{755} В нем были сформулированы [330] основные боевые задачи бригад и отдельных отрядов и групп, не входящих в состав бригад. Намечались расширение очагов вооруженного восстания, разгром местных органов оккупационных властей, восстановление органов Советской власти, усиление деятельности партизан по разгрому коммуникаций врага, выведение из строя на длительное время основных железнодорожных магистралей: Красногвардейск — Луга — Псков; Красногвардейск — Кингисепп — Нарва; Псков — Сланцы — Веймарн; Старая Русса — Дно — Порхов — Псков; Пушкин — Дно — Чихачево.

По особому плану командований фронтов и Ленинградского штаба партизанского движения намечались: осуществление внезапных ударов по врагу с тыла во взаимодействии с наступающими войсками; захват важнейших опорных пунктов с целью облегчения прорыва наступающими оборонительных рубежей противника; захват и удержание до подхода наших войск узловых железнодорожных станций, крупных населенных пунктов, а также важных в тактическом отношении высот и рубежей; организация приема воздушных десантов и боевое охранение места их выброски; занятие перекрестков важнейших шоссейных дорог, большаков, участков железных дорог, перехват путей отступления врага; оказание помощи наступающим частям в осуществлении скрытых обходов флангов, захват и удержание переправ и т. д.; усиление диверсионно-разведывательной деятельности на особо важных направлениях{756}.

28 декабря 1943 г. Военный совет Ленинградского фронта поставил перед Ленинградским штабом партизанского движения конкретные задачи на разведку врага в течение января 1944 г., а 12 января — дополнительные задачи на прекращение перевозок противника по железным дорогам{757}.

20 января 1944 г. командующий Волховским фронтом К. А. Мерецков и член Военного совета Т. Ф. Штыков утвердили «Соображения по организации взаимодействия между войсками и партизанами Волховского фронта», представленные штабом фронта и оперативной группой Ленинградского штаба партизанского движения на Волховском фронте. 27 января командующий войсками Ленинградского фронта Л. А. Говоров утвердил «Оперативный план боевой деятельности ленинградских партизан в тылу противника во взаимодействии с наступающими войсками Ленинградского фронта», подготовленный Ленинградским штабом партизанского движения{758}. Подобные планы взаимодействия партизан с советскими войсками принял и Военный совет 2-го Прибалтийского фронта.

В соответствии с этими планами и приказами Ленинградский штаб партизанского движения расставил все партизанские бригады вдоль коммуникаций противника с таким расчетом, чтобы основные из них оказались под ударами партизан.

На железных и шоссейных дорогах Волосово — Луга, Луга — Плюсса, Волосово — Кингисепп — Нарва, Кингисепп — Сланцы — Гдов действовали партизаны бригад: 6-й (командир В. П. Объедков, [331] комиссар В. Д. Зайцев); 9-й (командир И. Г. Светлов, комиссар И. Д. Дмитриев); 12-й (командир А. А. Ингинен, комиссар Г. И. Мосин). В них насчитывалось до 6 тыс. бойцов.

На стыках Ленинградского и Волховского фронтов в Гатчинском, Тосненском, Оредежском, Слуцком, в северных частях Лужского, Батецкого и Новгородского районов вели борьбу полки и отряды 11-й Волховской партизанской бригады. В бригаде насчитывалось свыше 2 тыс. человек. Они наносили удары по: Варшавской железной дороге — от Сиверской до Луги; Витебской — от Вырицы до Батецкой; Новгородской — от Новолисино до Новгорода.

К январю 1944 г. участки железной дороги Новолисино — Новгород были полностью выведены из строя.

Южнее Волховской партизанской бригады, на стыках Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов, на железных и шоссейных дорогах Луга — Псков, Батецкая — Сольцы — Дно, Старая Русса — Дно — Порхов действовали 5-я бригада (командир К. Д. Карицкий, комиссар И. И. Сергунин) и 10-я (командир Т. А. Новиков, комиссар М. И. Тимохин) общей численностью до 10 тыс. партизан. На вооружении 5-й бригады, кроме большого количества автоматов и пулеметов, были минометы, противотанковые ружья и противотанковые пушки{759}.

На дорогах Гдовского, Лядского, Плюсского, Середкинского, Карамышевского районов сражались партизаны бригад: 2-й (командир Н. И. Синельников, комиссар В. И. Ефремов), 7-й (командир А. В. Алексеев, комиссар А. Ф. Майоров). В бригадах насчитывалось около 5 тыс. бойцов. [332]

В южных районах области — Псковском, Островском, Дедовичском, Сошихинском, Славковском, Пожеревицком — наносили удары по оккупантам пять партизанских бригад: 1, 3, 4, 8 и 13-я.

К началу 1944 г. некоторые северо-западные, западные и юго-западные районы области представляли собой сплошной партизанский край. Вражеские гарнизоны и административные органы, созданные оккупантами, почти везде были разгромлены. Гитлеровцы держались лишь в крупных гарнизонах вдоль железных и шоссейных дорог.

Еще до начала наступления партизаны обрушили массированные удары по коммуникациям противника, особенно по железнодорожным магистралям. Партизанские бригады закрепили участки железных дорог за полками и отрядами и организовали волнообразные налеты на железнодорожные линии, т. е. захватывали в разное время определенные участки железнодорожного полотна, разгоняли охрану, взрывали рельсы и мосты, нарушали связь. В результате действий партизан к январю 1944 г. железная дорога от Вырицы до ст. Оредеж была выведена из строя настолько, что противник даже не брался за ее восстановление.

В начале января 1944 г. Волховская бригада получила приказ разгромить врага на ст. Мшинская Варшавской железной дороги. Налет на станцию совершали полки Н. А. Волобуева и П. В. Долинина. К 4 час. 15 января задача была выполнена. Партизаны взорвали водонапорную башню, заправочную колонку, железнодорожную казарму связи, бензосклад, продсклад, 2 семафора, все стрелки и крестовины, около 300 рельсов, порвали 1,5 км телефонной связи{760}.

В последних числах января войска Ленинградского фронта приближались к Луге, а войска Волховского фронта — к поселку и станции Оредеж. Захват Оредежа мог бы отрезать большую вражескую группировку в районе Любань, Чудово, так как единственным для нее выходом была построенная противником дорога Любань — Оредеж — Луга. Однако отсутствие хороших дорог и незамерзшие болота задерживали продвижение наших войск.

В этих условиях командующий Волховским фронтом принял решение захватить и удержать железнодорожную станцию и поселок Оредеж силами партизан. Задача была нелегкой. Время, отведенное на подготовку операции, было крайне ограничено. Оредеж необходимо было захватить в ночь на 31 января. На подготовку операции партизаны имели лишь 2–3 дня, а отряды бригады находились на боевых заданиях и были разбросаны на территории от Красногвардейска до Толмачева и Батецкой. Для проведения операции можно было использовать только полк Волобуева и три сравнительно небольших отдельных отряда общей численностью около 500 бойцов.

На их вооружении находилось лишь легкое стрелковое оружие — автоматы и ручные пулеметы. Ни минометов, ни артиллерии не было. Однако партизаны хорошо знали объект атаки, состав и расположение гарнизона, систему укреплений поселка. [333]

В бригаде были бойцы, знавшие в Оредеже каждый дом. Комиссар бригады Ф. И. Сазанов до войны работал секретарем Оредежского райкома партии. Учитывая свои силы и сведения о противнике, командование бригады разработало план захвата пос. Оредежа.

Вечером 30 января выделенные для проведения операции отряды сосредоточились на исходном рубеже в двух километрах от поселка. Отряд А. Ф. Степанова наносил удар по комендатуре и вокзалу. Отряд А. А. Долганова получил задачу разгромить вражеский гарнизон в дер. Пантелеевичи, примыкавшей к поселку, а отряд И. П. Сафонова — захватить северную часть поселка. Три других отряда перекрывали подходы к Оредежу с севера и юга по железной и шоссейной дорогам.

В три часа 31 января партизаны ворвались на станцию и в поселок. Нападение было столь стремительным и неожиданным, что гитлеровцы в панике начали сдаваться в плен, считая, что Оредеж окружен регулярными частями Красной Армии. Однако вскоре они поняли, что наступают партизаны и стали оказывать бешеное сопротивление. Пленные начали разбегаться, а охранять их было некому. Тяжелый неравный бой продолжался в течение шести часов, до рассвета. В ходе его партизаны разрушили все путевое хозяйство, крупный мост, взорвали эшелон с боеприпасами, 2 склада с продовольствием, склад с горючим, 192 автомашины, уничтожили около 600 вражеских солдат и офицеров.

При разгроме противника на ст. Оредеж партизаны бригады сражались с исключительным мужеством и отвагой. В этом бою бригада понесла тяжелые потери: 38 человек были убиты и 51 ранен{761}. Смертью храбрых в бою за Оредеж пали командиры отрядов А. Ф. Степанов, А. М. Зверев и В. И. Осипов.

Хотя наступавшие части и не смогли выйти к Оредежу в намеченные сроки, все же дерзкая операция партизан причинила противнику значительный урон. Вот что писал после войны по этому поводу К. Типпельскирх: «Под сильным натиском противника в направлении на Любань немецкие части... попали в исключительно критическое положение и лишь ценою тяжелых потерь вновь соединились с остальными откатывавшимися назад войсками 18-й армии»{762}.

В то время как партизаны громили оредежский гарнизон немецко-фашистских войск, полк под командованием А. И. Сотникова совершал нападения на железную и шоссейную дороги Батецкая — Новгород. В районе его деятельности были разгромлены гарнизоны противника, ликвидированы органы оккупационной власти, население взято под охрану партизан.

В период наступления наших войск под Ленинградом и Новгородом активизировала боевую деятельность 5-я партизанская бригада — самая крупная бригада Ленинградской области. Она наносила удары по коммуникациям 38-го армейского корпуса врага и оказала большую помощь наступавшим войскам 59-й армии. [334] В первые же дни ее наступления партизаны 5-й бригады разрушили участок Витебской железной дороги между станциями Уторгош и Сольцы. За семь дней они взорвали пять железнодорожных мостов, 7 тыс. рельсов, 18 паровозов, 160 вагонов и платформ с живой силой и техникой и один бронепоезд, разрушили 24 моста на шоссейных дорогах, разбили 218 автомашин врага.

По мере продвижения советских войск на юг и запад партизанские бригады одна за другой устанавливали непосредственные контакты с командованием частей и соединений Ленинградского и Волховского фронтов, плечом к плечу с ними громили немецко-фашистских захватчиков.

Одной из первых с войсками встретилась 5-я партизанская бригада. 27 января 1944 г. 2-й полк этой бригады под командованием А. Ф. Тараканова с боем овладел ст. Передольской Витебской железной дороги и удержал ее до подхода 7-й гвардейской танковой бригады. Партизаны бригады совместно с войсками Волховского фронта разгромили многие гарнизоны противника{763}.

Ярким примером таких совместных действий явился бой за дер. Оклюжье Плюсского района, превращенную гитлеровцами в мощный опорный пункт на пути к шоссе Луга — Псков. Надо было овладеть этим пунктом и господствующей над местностью выгодной высотой. Упорный бой за Оклюжье продолжался весь день 31 января. Партизаны и воинские части здесь впервые в период борьбы за освобождение Ленинграда бок о бок сражались с врагом. Однако сломить противника не удалось. Подтянув свежие силы, гитлеровцы отрезали часть наших войск, вышедших к Оклюжью. Оказавшиеся в окружении части возглавил командир 256-й стрелковой дивизии полковник А. Г. Козиев. Большую помощь им оказывали партизаны 5-й бригады. Они выделяли для войск носильщиков, гужевой транспорт, делились боеприпасами, доставляли продовольствие, эвакуировали раненых и больных в свои партизанские госпитали{764}.

В первых числах февраля с войсками Ленинградского фронта встретились 6, 9, 12-я партизанские бригады. Они установили связь с 46-й стрелковой дивизией полковника С. Н. Борщева, провели вместе с ее воинами несколько боев.

В период наступления наших войск под Ленинградом и Новгородом для осуществления крупных боевых операций по приказу Ленинградского штаба партизанского движения партизаны часто объединялись. Боевыми действиями таких объединенных сил руководили партизанские советы. Так, 6, 9, 12-я партизанские бригады, соединив свои усилия, помогли нашим частям разгромить гарнизон врага на ст. Плюсса Варшавской железной дороги. Первым военным комендантом Плюссы был назначен командир отряда 6-й партизанской бригады В. А. Печкуров{765}.

5 февраля 1944 г. встретились с частями Ленинградского и Волховского фронтов партизаны 11-й Волховской бригады. В ночь с 12 на 13 февраля бойцы этой бригады вместе с войсками 67-й армии Ленинградского фронта штурмовали Лугу и овладели ею. [335]

Это была последняя боевая операция Волховской партизанской бригады.

Многочисленные диверсии на железных дорогах, особенно на Варшавской, вынудили гитлеровцев более интенсивно использовать шоссе Псков — Луга и грунтовые дороги. Ленинградский штаб партизанского движения поставил перед партизанами задачу — перекрыть шоссе и грунтовые дороги, не позволить немецко-фашистским захватчикам уйти из-под ударов наших войск. Выполняя приказ, партизаны вместе с населением устраивали многокилометровые завалы на шоссейных и проселочных дорогах. Так, в Карамышевском районе в помощь партизанам 7-й партизанской бригады было поднято население нескольких деревень. В ночь на 7 февраля на шоссе Псков — Луга вышли и выехали на подводах около 2500 мирных жителей с топорами, вилами, лопатами. Вместе с партизанами они всю ночь рубили лес и вывозили его на дорогу, ставили надолбы, копали ямы, спиливали телеграфные столбы, устраивали завалы, опутывали их снятыми со столбов проводами, минировали. Через три дня на шоссе Карамышево — Подборовье партизаны вместе с населением устроили завал на участке в 17 км между деревнями Лопатово и Ямкино. С двух сторон у обоих концов завала партизаны организовали засады. Потеряв значительное количество солдат убитыми и ранеными и оставив на дороге 23 подбитые машины, фашисты были вынуждены искать другие пути отхода{766}.

В период боев за окончательное снятие блокады города Ленина ленинградские партизаны совершили 15 налетов на гарнизоны железнодорожных станций и разъездов, в том числе на такие, как Мшинская, Оредеж, Передольская, Плюсса, освободили и удерживали до подхода частей нашей армии сотни населенных пунктов, участвовали в боях за многие города области.

За время наступления советских войск под Ленинградом и Новгородом народные мстители взорвали свыше 58 тыс. рельсов, 300 железнодорожных мостов, пустили под откос 136 воинских эшелонов с живой силой, боеприпасами и военной техникой. На шоссейных дорогах они уничтожили 1620 автомашин и 811 повозок с боеприпасами и различным военным имуществом, подорвали и сожгли 247 мостов{767}.

Важную роль в разгроме Советской Армией гитлеровских войск под Ленинградом сыграла разведка партизан. Все основные опорные пункты и узлы сопротивления гитлеровцев были разведаны, железные и шоссейные дороги находились под неусыпным круглосуточным наблюдением партизан. Подпольщики и партизанские разведчики проникали в гарнизоны врага, на его аэродромы, в штабы, в оккупационную администрацию. Около сотни радиостанций «Север» широким потоком передавали развединформацию о численности гарнизонов, нумерации частей, передвижении противника, а часто и о его намерениях.

Важнейшим направлением деятельности партизан и подпольщиков явилась идейно-политическая работа партийных организаций, [336] коммунистов и комсомольцев в оккупированных районах. Именно эта работа обеспечивала успех боевых действий партизан и широкое участие населения в срыве мероприятий оккупантов, вела к разложению тыла противника, снижала боеспособность вражеской армии.

Вот выдержка из дневника немецкого офицера Фр. Бишеле, убитого партизанами: «В деревне, которую мы заняли, в глубокой тишине стоят дома с пустыми черными окнами. На улице воет одинокая собака. Мои солдаты, располагаясь на отдых, молчат. Я знаю, они не спят, каждый прислушивается к малейшему звуку. Вокруг угрюмо ходят часовые. Они похожи на обреченных... Кругом ни одного человека, но повсюду и везде — в лесах, болотах — носятся тени мстителей. Это партизаны. Неожиданно, точно из-под земли, они нападают на нас и исчезают. Мстители преследуют нас на каждом шагу. Проклятье! Никогда и нигде на войне не приходилось переживать ничего подобного. Сейчас пишу дневник и с тревогой смотрю на заходящее солнце. Нет, лучше не думать... Наступает ночь, чувствую, как из темноты неслышно ползут, подкрадываются тени, и меня охватывает леденящий ужас...»{768}. «... По мере того, — признавался Гудериан, — как война принимала затяжной характер, а бои на фронте становились все более упорными, партизанская война стала настоящим бичом, сильно влияя на моральный дух фронтовых солдат»{769}.

Многие оккупанты стали понимать непрочность и иллюзорность своих завоеваний. Они видели, что народ остался непокоренным [337] и ведет решительную смертельную борьбу против захватчиков.

К началу 1944 г. были образованы три партизанские зоны: первая — в районе Осьмино и Сланцев, вторая — южнее Луги, третья — в юго-западных районах Псковщины. Здесь были восстановлены органы Советской власти. В это время на территории области действовали 111 партийных организаций, объединявших 1637 коммунистов, и 146 комсомольских организаций, в которых насчитывалось 2655 человек{770}.

Ленинградские партизаны и подпольщики на всем протяжении борьбы за Ленинград вели систематическую политическую работу среди населения городов и деревень области. Особенно широкий размах она получила с началом наступления войск Ленинградского и Волховского фронтов в январе — феврале 1944 г. Партизанские агитаторы оперативно обеспечивались самой свежей информацией о положении на фронтах Великой Отечественной войны, о жизни и труде советских людей. В их распоряжении было около 100 партизанских радиостанций «Север», две областные газеты: «Ленинградский партизан» и «За Советскую Родину». Кроме того, партизанскими бригадами и подпольными партийными организациями при помощи портативных типографий «Лилипут» издавались примерно десять газет и огромное количество листовок. Большую работу по организации партизанской печати проводили партизаны-журналисты: М. Абрамов, В. Акатов, И. Виноградов, [338] В. Никандров, И. Шматов и др. В период наступлений газеты и листовки выходили с такими призывами к населению: «Братья и сестры! Помогайте наступающей Красной Армии! Вместе с партизанами перехватывайте дороги!», «Преградим все пути врагу!», «Все силы партизан на помощь наступающим войскам!», «Плечом к плечу с воинами Красной Армии», «Все как один на разгром врага» и др.

* * *

Около трех лет в тылу немецко-фашистских войск, осаждавших Ленинград, бушевало пламя народной войны против немецко-фашистских захватчиков. Ленинградские партизаны не давали покоя врагу ни днем, ни ночью. Они мужественно и честно выполняли свою священную клятву — беззаветно помогать Красной Армии в освобождении Ленинграда от блокады, очистить все города и села Ленинградской области от фашистской нечести. Партизанская борьба под Ленинградом и Новгородом, в том числе в полосе Волховского фронта, развертывалась и протекала в чрезвычайно сложной обстановке, которая требовала огромнейших усилий партизан и партийных организаций.

Партизаны и подпольщики словом и делом поднимали население на борьбу с фашистскими оккупантами. Они постоянно оказывали существенную помощь советским войскам в разгроме немецко-фашистских захватчиков под Ленинградом, гнали их с родной земли, вели огромную политическую работу среди местного населения, защищали его от уничтожения и угона в фашистское рабство. Сила партизан заключалась в руководстве ими Коммунистической партии и в постоянной поддержке местного населения. Борьба партизан характеризовалась целеустремленностью, тесным их взаимодействием как между собой, так и с войсками, а также высоким боевым мастерством и массовым героизмом. Партия и Советское правительство высоко оценили деятельность партизан и подпольщиков. Около 6 тыс. советских патриотов, действовавших в тылу врага на оккупированной территории Ленинградской области, награждены орденами и медалями Советского Союза, 19 храбрейшим присвоено звание Героя Советского Союза. [340]