logo
ХРЕСТОМАТИЯ по культурологии

Михаил Александрович лифшиц

1905 – 1983

ЛИФШИЦ Михаил Александрович — советский философ, эстетик, культуролог, литературный критик. Учился в Москве в Высшем художественно-техническом институте, с 1925 г. читал курсы философии и эстетики в вузах Москвы. В 1938 – 1941 гг. Лифшиц был главным редактором серии «Жизнь замечательных людей». В последующие годы редактировал многочисленные издания классиков философской и общественной мысли. Лифшиц был действительным членом Академии художеств СССР, доктором философских наук.

Угол зрения, присущий Лифшицу, сам философ называл «обыкновенным марксизмом». Он был последовательным марксистом на протяжении всей своей жизни, в 30-е гг. участвовал в борьбе против вульгарного социологизма. В это же время Лифшиц был составителем сборников «Маркс и Энгельс об искусстве», «Ленин о культуре и искусстве», переведенных на многие языки.

В центре научных интересов Лифшица — изучение философского эстетического наследия К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина. Работы «Философия искусства К. Маркса», «Марксизм и художественная культура» и др. отличаются глубиной анализа эстетических воззрений основоположников марксизма. Лифшицу была присуща широкая эрудиция в области мировой философской и эстетической мысли. В 30 – 40-е гг. он пишет ряд работ, которые относятся к жанру философско-исторической публицистики. Среди них «Иоганн Иоахим Винкельман и три эпохи буржуазного мировоззрения», «Литературное наследство Гегеля», «Вольтер — мыслитель и художник», «Джамбаттиста Вико», «Эстетика Гегеля и диалектический материализм». Это очерки по истории общественной мысли, главное место в них занимают вопросы искусства в широком смысле слова.

Лифшиц работал в эпоху тоталитаризма, отмеченную прежде всего идеологической непримиримостью. Его мировоззренческая принципиальность, бескомпромиссность, научная последовательность не могут не вызвать уважения. Однако черты эпохи, ее противоречия, естественно, нашли свое отражение в его трудах. Особенно это заметно в работах 60 - 80-х гг. Они посвящены проблематике современной советской и зарубежной культуры и носят откровенный публицистический характер. Статьи в книгах «В мире эстетики» (1985) и «Искусство и современный мир» (1978) отличаются яркой полемичностью, публицистическим пафосом, эмоциональностью. Они направлены против многого и многих, но теряют глубину подхода к анализируемым произведениям искусства. Уже посмертно были опубликованы «Очерки русской культуры», представляющие собой стенограмму цикла лекций, прочитанных в 1943 г.

Сочинения

1. Лифшиц М. А. Собрание сочинений: В 3 т. М., 1984 – 1988.

2. Лифшиц М. А. Искусство и современный мир. М., 1978.

3. Лифшиц М. А. В мире эстетики: Статьи 1969 – 1981 гг. М., 1985.

4. Лифшиц М. А. Очерки русской культуры: Из неизданного. М., 1995.

5. Лифшиц М. А. «Сейчас нам кажется, что истины нет...» // Свободная мысль. 1992. № 6.

6. Лифшиц М. А. Карл Маркс. Искусство и общественный идеал. М., 1972.

7. Лифшиц М. А. Мифология древняя и современная. М., 1980.