Эвальд Васильевич ильенков
1924 – 1979
ИЛЬЕНКОВ Эвальд Васильевич — советский философ, доктор философских наук, профессор. Родился в семье писателя В. П. Ильенкова. В 1941 г. поступает на философский факультет ИФЛИ (включенный в том же году в МГУ), но заканчивает его лишь в 1950 г. В 1942 г. Ильенков призывается в армию, с 1943 г. он на фронте, был награжден орденами и медалями. После окончания аспирантуры философского факультета МГУ в 1953 г. Ильенков работал в Институте философии АН СССР. Ильенков принимал активное участие в издании «Философской энциклопедии» (он был научным редактором отдела диалектического материализма). Первой фундаментальной работой Ильенкова была «Диалектика абстрактного и конкретного в "Капитале" К. Маркса», написанная в 1956 г. и изданная спустя четыре года. Центральной идеей этого исследования была разработка теории диалектики как логики и теории познания марксизма. Ильенков утверждал, что развитие диалектической логики не может ограничиваться лишь обобщением успехов современного естествознания. Культура мышления, диалектическая логика как ее базис могут успешно развиваться в ходе освоения и современного гуманитарного знания, по отношению к которому «Капитал» Маркса задает своего рода эталон научности. Ильенков подчеркивал ценность культуры, развивающей индивидуальные черты личности. Культура, полагает Ильенков, состоит вовсе не в том, чтобы повсюду выпячивать и подчеркивать свою «особенность», свою непохожесть на других, а как раз в обратном — в том, чтобы уметь делать все то, что умеют делать другие, но по возможности лучше. Будучи глубоко мыслящим философом, Ильенков выходит, через исследование философии Спинозы, на фундаментальную проблему идеального.
Учение об идеальном становится в философии Ильенкова ключевым в теории познания, в эстетике и теории художественного творчества (его статья «Об эстетической природе фантазии», 1964), в его исследованиях проблем формирования высших психических способностей человека. В последнем случае необходимо обратить внимание на то, что в начале 60-х гг. Ильенков начинает сотрудничать с психологом А. И. Мещеряковым в области формирования и развития психики слепоглухонемых детей. Учение об идеальном является ключевым и в понимании природы духовной культуры. Идеальное, подчеркивает Ильенков (в статье «Диалектика идеального»), в «своем "чистом виде" выявляется и фиксируется только в исторически сложившихся формах духовной культуры, в социально значимых формах своего выражения». В равной степени это относится и к пониманию идеала как активной формы общественного сознания, объединяющей идеал теоретического знания, эстетически-художественный идеал и идеалы социальной практики.
Сочинения
1. Ильенков Э. В. Диалектика абстрактного и конкретного в «Капитале» К. Маркса. М., 1960.
2. Ильенков Э. В. Об идолах и идеалах. М., 1968.
3. Ильенков Э. В. Диалектическая логика. Очерки истории и теории. М., 1974.
4. Ильенков Э. В. Учитесь мыслить смолоду. М., 1977.
5. Ильенков Э. В. Ленинская диалектика и метафизика позитивизма. М., 1980.
6. Ильенков Э. В. Искусство и коммунистический идеал. М., 1984.
7. Ильенков Э. В. Философия и культура. М., 1991.
8. Ильенков Э. В. Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении. М.,1997.
Литература
1. Мареев С. Н. Встреча с философом Э. Ильенковым. М., 1994.
Диалектика идеального1
<...> Проблема идеальности всегда была аспектом проблемы объективности («истинности») знания, то есть проблемой тех, и именно тех, форм знания, которые обусловливаются и объясняются не капризами личностной психофизиологии, а чем-то гораздо более серьезным, чем-то стоящим над индивидуальной психикой и совершенно от нее не зависящим. Например — математические истины, логические категории, нравственные императивы и идеи правосознания, то бишь «вещи», имеющие принудительное значение для любой психики и силу ограничивать ее индивидуальные капризы.
Вот эта-то своеобразная категория явлений, обладающих особого рода объективностью, то есть совершенно очевидной независимостью от индивида с его телом и «душой», принципиально отличающейся от объективности чувственно-воспринимаемых индивидом единичных вещей, и была когда-то «обозначена» философией как идеальность этих явлений, как идеальное вообще. В этом смысле идеальное (то, что относится к миру «идей») фигурирует уже у Платона2, которому человечество и обязано как выделением этого круга явлений в особую категорию, так и ее названием. «Идеи» Платона — это не просто любые состояния человеческой души» («психики»); это — непременно универсальные, общезначимые образцы-схемы, явно противостоящие отдельной «душе» и управляемому ею человеческому телу как обязательный для каждой «души» закон, с требованиями коего каждый индивид с детства вынужден считаться куда более осмотрительно, нежели с требованиями своего собственного единичного тела, с его мимолетными и случайными состояниями.
Как бы сам Платон ни толковал далее происхождение этих безличных всеобщих прообразов-схем всех многообразно варьирующихся единичных состояний «души», выделил он их в особую категорию совершенно справедливо, на бесспорно фактическом основании: все это всеобщие нормы той культуры, внутри которой просыпается к сознательной жизни отдельный индивид и требования которой он вынужден усваивать как обязательный для себя закон своей собственной жизнедеятельности. Это и нормы бытовой культуры, и грамматически-синтаксические нормы языка, на котором он учился говорить, и «закон государства», в котором он родился, и нормы мышления о вещах окружающего его с детства мира и т. д. и т. п. Все эти нормативные схемы он должен усваивать как некоторую явно отличную от него самого (и от его собственного мозга, разумеется) особую «действительность», в самой себе к тому же строго организованную... Выделив явления этой особой действительности, неведомой животному и человеку в первобытно-естественном состоянии, в специальную категорию, Платон и поставил перед человечеством реальную, и очень нелегкую, проблему — проблему «природы» этих своеобразных явлений, природы мира «идей», идеального мира.<...>
<...> Пока под «идеальным» понимается все то, и только то, что имеет место в индивидуальной психике, в индивидуальном сознании, в голове отдельного индивидуума, а все остальное относится в рубрику «материального» (этого требует элементарная логика) — к царству «материальных явлений», к коему принадлежат солнце и звезды, горы и реки, атомы и химические элементы и все прочие чистопородные явления, эта классификация вынуждена включать в себя и все вещественно зафиксированные (опредмеченные) формы общественного сознания, все исторически сложившиеся и социально-узаконенные представления людей о действительном мире, об объективной реальности. Книга, статуя, икона, чертеж, золотая монета, царская корона, знамя, театральное зрелище и организующий его драматический сюжет — все это предметы, существующие, конечно же, вне индивидуальной головы и воспринимаемые этой головой (сотнями таких голов) как внешние, чувственно-созерцаемые, телесно-осязаемые «объекты».
Однако если вы на этом основании отнесете, скажем, «Лебединое озеро» и «Короля Лира» в разряд материальных явлений, вы совершите принципиальную философско-теоретическую ошибку. Театральное представление — это именно представление. В самом точном и строгом смысле этого слова — в том смысле, что в нем представлено нечто иное, нечто другое. Что?
«Мозговые нейродинамические процессы», совершившиеся когда-то в головах П. И. Чайковского3 и Вильяма Шекспира4? «Мимолетные психические состояния отдельной личности» или «личностей» (режиссера и актеров)? Или что-то более существенное?
Гегель на этот вопрос ответил бы: «субстанциональное содержание эпохи», то бишь духовная формация в ее существенной определенности. И такой ответ, несмотря на весь идеализм, лежащий в его основе, был бы гораздо вернее, глубже и, главное, ближе к материалистическому взгляду на вещи, на природу тех своеобразных явлений, о которых тут идет речь, — о «вещах», в теле которых осязаемо представлено нечто другое, нежели они сами.
Что? Что такое это «нечто», представленное в чувственно-созерцательном теле другой вещи (события, процесса и т. д.)?
С точки зрения последовательного материализма этим «нечто» может быть только другой материальный объект. Ибо с точки зрения последовательного материализма в мире вообще нет и не может быть ничего, кроме движущейся материи, кроме бесконечной совокупности материальных тел, событий, процессов и состояний.
Под «идеальностью» и «идеальным» материализм и обязан иметь в виду то очень своеобразное и строго фиксируемое соотношение между двумя (по крайней мере) материальными объектами (вещами, процессами, событиями, состояниями), внутри которого один материальный объект, оставаясь сам собой, выступает в роли представителя другого объекта, а еще точнее — всеобщей природы этого другого объекта, всеобщей формы и закономерности этого другого объекта, остающейся инвариантной во всех его измерениях, во всех его эмпирически-очевидных вариациях.
Несомненно, что «идеальное», понимаемое так — как всеобщая форма и закон существования и изменения многообразных, эмпирически-чувственно данных человеку явлений, в своем «чистом виде» выявляется и фиксируется только в исторически сложившихся формах духовной культуры, в социально значимых формах своего выражения (своего «существования»), а не в виде «мимолетных состояний психики отдельной личности», как ее далее ни толкуй — спиритуалистически-бестелесно, на манер Декарта5 или Фихте6, или же грубо-физикально, как «мозг», на манер Кабаниса7 или Бюхнера8- Молешотта9.
Вот эта-то сфера явлений — коллективно созидаемый людьми мир духовной культуры, внутри себя организованный и расчлененный мир исторически складывающихся и социально зафиксированных («узаконенных») всеобщих представлений о «реальном» мире — и противостоит индивидуальной психике как некоторый очень особый и своеобразный мир — как «идеальный мир вообще», как «идеализированный» мир.<...>
- Хрестоматия по культурологии
- Предисловие
- Самосознание русской культуры
- Николай Михайлович карамзин
- Нечто о науках, искусствах и просвещении1
- Несколько слов о русской литературе6
- О случаях и характерах в Российской истории, которые могут быть предметом художеств14
- О любви к отечеству и народной гордости16
- Предисловие (к «Истории государства Российского»)17
- Речь, произнесенная на торжественном собрании Императорской Российской академии
- 5 Декабря 1818 года25
- Примечания
- Орест Михайлович сомов
- О романтической поэзии1
- Примечания
- Николай Александрович полевой
- Рецензия на книгу а. Галича «Опыт науки изящного»1
- Примечания
- Дмитрий Владимирович веневитинов
- О состоянии просвещения в России1
- Примечания
- Степан Петрович шевырев
- История поэзии1
- Теория поэзии2 Заключение
- Александр Семенович шишков
- Рассуждение о старом и новом слоге российского языка1
- Разговоры о словесности2
- Рассуждение о любви к отечеству3
- Из доклада на заседании Главного правления училищ4
- Примечания
- Петр Яковлевич чаадаев
- Философические письма1 Письмо первое
- Письмо шестое6
- Апология сумасшедшего8
- Записка графу Бенкендорфу13
- Отрывок из исторического рассуждения о России14
- Примечания
- Александр Сергеевич пушкин
- О народном воспитании1
- О прозе5
- О причинах, замедливших ход нашей словесности11
- О предисловии г-на Лемонте к переводу басен и. А. Крылова20
- О народности в литературе24
- Отрывки из писем, мысли и замечания31
- Второй том «Истории русского народа» Полевого33
- Опровержение на критики37
- О критике39
- О ничтожестве литературы русской41
- О ничтожестве литературы русской50 планы
- Мнение м. Е. Лобанова о духе словесности как иностранной, так и отечественной51
- Письмо п. Я. Чаадаеву
- 19 Октября 1836г.
- Примечания
- Михаил Сергеевич лунин
- Письма из Сибири1 №15. 1838. Сибирь
- Общественное движение в России в нынешнее царствование2
- Примечания
- Михаил Федорович орлов
- Из речи, произнесенной в Библейском обществе в Киеве1
- Примечания
- Николай Иванович тургенев
- Мысли о составлении общества1
- Примечания
- Александр Александрович бестужев
- Об историческом ходе свободомыслия в России (Письмо к Николаю I из Петропавловской крепости)1
- Взгляд на старую и новую словесность в России2
- Взгляд на русскую словесность в течение 1824 и начале 1825 годов3
- Вильгельм Карлович кюхельбекер
- О направлении нашей поэзии, особенно лирической, в последнее десятилетие1
- Правила соединенных славян2
- Примечания
- Десятилетие Министерства народного просвещения
- Примечания
- Николай Васильевич гоголь
- Скульптура, живопись и музыка1
- Несколько слов о Пушкине3
- О малороссийских песнях4
- О движении журнальной литературы в 1834 и 1835 году5
- Петербургские записки 1836 года6
- Четыре письма к разным лицам по поводу «Мертвых душ»7
- Авторская исповедь8
- Примечания
- Владимир Федорович одоевский
- Русские ночи1
- Русские ночи, или о необходимости новой науки и нового искусства7 Введение
- Психологические заметки10
- Элементы народные14
- Примечания
- Алексей Степанович хомяков
- «Семирамида»1
- Несколько слов о философическом письме (напечатанном в 15 книжке «Телескопа») (Письмо к г-же н.)2
- О старом и новом3
- Замечания на статью г. Соловьева «Шельцер и антиисторическое направление»4
- Примечания
- Иван Васильевич киреевский
- Обозрение русской словесности 1829 года1
- «Горе от ума» — на московском театре5
- В ответ а. С. Хомякову6
- Обозрение современного состояния литературы
- «Лука да Мария» народная повесть, сочинение ф. Глинки8
- О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России (Письмо к гр. Е. Е. Комаровскому)9
- Примечания
- Константин Сергеевич аксаков
- Ломоносов в истории русской литературы и русского языка1
- О русском воззрении3
- Еще несколько слов о русском воззрении4
- Обозрение современной литературы5
- Примечания
- Иван Сергеевич аксаков
- Речь о а. Ф. Гильфердинге, в. И. Дале и к. И. Невоструеве1
- Речь о а. С. Пушкине2
- Примечания
- Александр Иванович герцен
- О развитии революционных идей в России1
- Былое и думы11
- Письма к путешественнику18 Письмо второе
- Письмо пятое
- Порядок торжествует22
- Из переписки м. Гессу27
- 3 Марта 1850 г. Париж
- А. А. Герцену30
- Примечания
- Виссарион Григорьевич белинский
- Литературные мечтания (Элегия в прозе)1
- Мысли и заметки о русской литературе5
- Сочинения Александра Пушкина Статья восьмая6
- Взгляд на русскую литературу 1846 г.7
- Письмо Гоголю8
- Примечания
- Аполлон Александрович григорьев
- Критический взгляд на основы, значение и приемы современной критики искусства1
- Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина2
- Искусство и нравственность. Новые grubeleien по поводу старого вопроса3
- Примечания
- Николай Гаврилович чернышевский
- Эстетические отношения искусства к действительности (диссертация)1
- Эстетические отношения искусства к действительности (диссертация)2
- Сочинения т. Н. Грановского3
- Апология сумасшедшего5
- Примечания
- Николай Александрович добролюбов
- Губернские очерки1
- Русская цивилизация, сочиненная г. Жеребцовым3
- Когда же придет настоящий день?4
- Черты для характеристики русского простонародья5
- Примечания
- Дмитрий Иванович писарев
- Русский Дон Кихот1
- Бедная русская мысль3
- Очерки из истории труда5
- Примечания
- Федор Иванович тютчев
- Россия и Германия1
- Россия и Революция3
- Россия и Запад5
- Письма и. С. Гагарину18 (от 2 мая 1836 г.)
- П. А. Вяземскому21 (март 1848 г.)
- Примечания
- Константин Дмитриевич кавелин
- Взгляд на юридический быт древней Руси1
- Мысли и заметки о русской истории2
- Наш умственный строй5
- Авдотья Петровна Елагина6
- Московские славянофилы сороковых годов7
- Письмо ф. М. Достоевскому8
- Злобы дня9
- Примечания
- Николай Яковлевич данилевский
- Россия и Европа1
- Примечания
- Владимир Васильевич стасов
- Двадцать пять лет русского искусства1
- Примечания
- Владимир Сергеевич соловьев
- Национальный вопрос в России Выпуск первый1
- О народности и народных делах России2
- Славянский вопрос3
- Русская идея4
- Николай Федорович федоров
- Музей, его смысл и назначение1
- Примечания
- Василий Васильевич розанов
- Иная земля, иное небо...1
- Примечания
- Павел Николаевич милюков
- Очерки по истории русской культуры1
- Георгий Валентинович плеханов
- Новый защитник самодержавия, или Горе г. Л. Тихомирова1
- Очерки по истории материализма4
- Несколько слов в защиту экономического материализма5
- Основные вопросы марксизма6
- О книге в. Виндельбанда7
- О книге г. Риккерта11
- Предисловие к книге а. Деборина «Введение в философию диалектического материализма»12
- Владимир Ильич ленин
- Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов? (Ответ на статьи «Русского Богатства» против марксизма)1
- Критические заметки по национальному вопросу3
- Успехи и трудности Советской власти9
- Задачи союзов молодежи10
- О кооперации11
- О нашей революции12
- Примечания
- Александр Александрович богданов
- Красная звезда1
- Культурные задачи нашего времени3
- О художественном наследстве4
- Примечания
- Петр Климентьевич энгельмейер
- Теория творчества1
- Примечания
- Лев Платонович карсавин
- Основы политики1
- Примечания
- Николай Сергеевич трубецкой
- Об истинном и ложном национализме1
- Мы и другие2
- Вавилонская башня и смешение языков3
- Петр Николаевич савицкий
- Степь и оседлость1
- Евразийство2
- Географический обзор России - Евразии3
- Примечания
- Николай Александрович бердяев
- Воля к жизни и воля к культуре1
- Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX и начала XX века2
- Примечания
- Иван Александрович ильин
- О чувстве ответственности1
- О страданиях и унижениях русского народа2
- Против России3
- Россия есть живой организм4
- О воспитании в грядущей России6
- О русской идее7
- Творческая идея России8
- Примечания
- Георгий Петрович федотов
- Лицо России1
- Трагедия интеллигенции2
- Будет ли существовать Россия3
- Проблемы будущей России4
- Примечания
- Питирим Александрович сорокин
- Социокультурная динамика1
- Главные тенденции нашего времени2
- Примечания
- Павел Александрович флоренский
- О цели и смысле прогресса1
- Из автореферата2
- Записки о христианстве и культуре4
- Обратная перспектива9
- Культ, религия и культура10
- Столп и утверждение Истины. Опыт православной теодицеи11
- Примечания
- Владимир Иванович вернадский
- Несколько слов о ноосфере1
- «Коренные изменения неизбежны...» Дневник 1941 г.2
- Михаил Михайлович бахтин
- Проблемы поэтики Достоевского1
- Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса2
- Примечания
- Михаил Александрович лифшиц
- Античный мир, мифология, эстетическое воспитание1
- Очерки русской культуры8
- Примечания
- Юрий Михайлович лотман
- Культура и взрыв1
- Эвальд Васильевич ильенков
- Проблема идеала в философии10
- Об эстетической природе фантазии11
- Примечания
- Мераб Константинович мамардашвили
- Как я понимаю философию1
- О философии2
- Необходимость себя3
- Примечания
- Лев Николаевич гумилев
- География этноса в исторический период1
- Примечания
- Дмитрий Сергеевич лихачев
- Книга беспокойств1
- Нельзя уйти от самих себя... Историческое самосознание и культура России2
- Моисей Самойлович каган
- Лабиринты современной культуры1
- Примечания
- Сергей Сергеевич аверинцев
- Риторика и истоки европейской литературной традиции1
- Русское подвижничество2
- Примечания
- Валентин Григорьевич распутин
- Культура: «левая, правая где сторона?»1
- Примечания
- Самосознание русской культуры
- Сергея Вадимовича Степашина
- 190000, Санкт-Петербург, а/я № 321.
- 197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15.