logo
ХРЕСТОМАТИЯ по культурологии

Юрий Михайлович лотман

1922 – 1993

ЛОТМАН Юрий Михайлович русский филолог, культуролог, глава московско-тартуской семиотической школы. В 1939 г. он поступает на филологический факультет Ленинградского государственного университета. В октябре 1940 г. призывается в армию, он — участник Великой Отечественной войны. Филологический факультет Лотман закончил в 1950 г. Он начинает свой путь исследователя как историк-архивист, а завершает его как археолог культуры.

В 1954 г. Лотман был приглашен в Тартуский университет, где до последних дней жизни занимался самыми различными аспектами гуманитарных наук, в литературоведении — от русской литературы XVIII века до Пушкина, Гоголя, Тютчева, писателей XX века.

Одним из важнейших направлений в научной биографии Лотмана стали структурно-семиотические исследования. Лотман был первым теоретиком литературного структурализма, создателем фундаментальных трудов, обосновывающих принципы структурно-семиотических исследований (среди них выделяется публикация «Лекций по структуральной поэтике» — Тарту, 1964). В 1964 г. под руководством Лотмана были организованы «Летние школы по вторичным моделирующим системам». Результаты научных исследований стали публиковаться в особой серии — «Трудах по знаковым системам». Работа над структурно-семиотическими проблемами расширила круг научных интересов Лотмана. Начав с доклада «О построении типологии культуры» (1968), он до конца жизни занимался культурологией.

Используя методы семиотики, кибернетики, структурализма, Лотман дает определение культуры как «совокупности всей ненаследственной информации, способов ее организации и хранения», т. е. рассматривает культуру как сложную знаковую систему (отграниченную от не-культуры, от природы именно знаковостью, втягивающую природную не-знаковость в себя и преобразующую ее семиотически) со своей памятью, способами изучения и саморегуляции. Лотман классифицирует культуры и аспекты культур как закрытые и открытые, парадигматические и синтагматические, пространственные и временные; семантические и синтаксические; на культуры, ориентирующиеся на обычай или закон, на концы или начала, на «свое» или «чужое», на систему сообщений «Я — ОН» или на автокоммуникацию (т. е. на систему «Я — Я»).

В исследованиях Лотмана огромную роль сыграло введение понятия «текст» как фундаментального понятия семиотики. Идея Лотмана о культуре как совокупности текстов имела своим следствием натурализацию культуры. В статье «Феномен культуры» Лотман определяет культуру как сверхиндивидуальный интеллект, который представляет собой механизм, восполняющий недостатки индивидуального сознания. В 80-е гг. Лотман приходит к идее семиосферы, которая представляет собой некий семиотический континуум, заполненный разнотипными и находящимися на разном уровне организации семиотическими образованиями. В работе «Культура и взрыв» (1992) Лотман приходит к выводу, что культура, будучи устройством, вырабатывающим информацию, представляет собой антиэнтропийный механизм человечества. Список научных трудов Лотмана достигает тысячи наименований. Они переведены на многие языки мира.

Сочинения

1. Лотман Ю. М. Избранные статьи: В 3 т. Таллинн, 1992.

2. Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М., 1992.

3. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. СПб., 1994.

4. Лотман Ю. М., Цивъян Ю. Г. Диалог с экраном. Таллинн, 1994.

5. Лотман Ю. М., Погосян Е. А. Великосветские обеды. СПб., 1996.

6. Лотман Ю. М. Письма. 1940 - 1993. М., 1997.

Литература

1. Ю. М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа / Сост. А. Д. Кошелев. М., 1994.

2. Из истории московско-тартуской семиотической школы // Новое литературное обозрение. 1993. № 3.

3. В честь 70-летия профессора Ю. М. Лотмана / Сборник статей. Тарту, 1992.

4. Наследие Ю. М. Лотмана: настоящее и будущее. Trieste, 1996.