3) Этап надлома
Надлом может произойти по различным причинам.
1) правящее меньшинство изолируется или само изолирует себя от общества, а потому оказывается далеким от его потребностей и не может адекватно действовать;
2) творческое меньшинство, способное вывести культуру из состояния надлома, совершает ошибку, выраженную в пассивности после ряда собственных побед (Творческое меньшинство» – это совокупность людей, элита, которая раньше всех слышит «вызов», вырабатывает адекватные реакции на него, выдвигает новые идеи для «ответа» и проводит их в жизнь, ведя за собой пассивное «большинство». Постепенно элита утрачивает свой творческий потенциал, сохраняя свое господство лишь силой оружия);
З) большинство отказывается от веры в идеалы меньшинства. Нарастает чувство несправедливости, неудовлетворенности жизнью. Старые ценности забываются или отвергаются, начинается поиск новых идеалов. Общество оказывается в «подвешенном» состоянии, что неизбежно ведет к хаосу.
4) Конфликт между элитой и ведомой массой приобретает необратимый характер. Творческое меньшинство или даже общество в целом могут отказаться от высоких, универсальных целей и ценностей, обратив свое лицо к тому, что является сиюминутным, преходящим. Наступает «надлом цивилизации», культурный кризис.
4) этап распада. Цивилизация гибнет. Упадок цивилизации происходит под воздействием внутренних факторов. Цивилизация, которая подвергается распаду, либо исчезает с лица Земли (как этой произошло с египетской цивилизацией и цивилизацией инков), либо дает жизнь новым цивилизациям (эллинская цивилизация, породившая через вселенскую церковь западное и православное христианство).
Согласно Тойнби, Распад ожидает только ту цивилизацию, которая не способна ответить на вызов, брошенный ей извне. Стадия распада представляет собой ряд неудачных ответов на один и тот же вызов, который привел к надлому цивилизации. В социальном плане на стадии распада происходит расщепление общества на три составляющие:
1) правящее меньшинство, которое больше не являющееся творческой силой общества. Правящее меньшинство усиленно цепляется за власть, хотя реально уже не может обладать ею, поскольку власть получает только тот, кто способен спасти общество, направить его по пути развития. С целью удержания власти оно создает универсальное государство;
2) внутренний пролетариат, не доверяющий более правящему меньшинству. Его ответной реакцией является создание вселенской церкви;
3) внешний пролетариат, то есть пришельцы из внешнего по отношению к цивилизации пространства, которые паразитируют на цивилизации. Внутренний пролетариат может проявлять себя в варварских набегах на ослабевшую цивилизацию, а также в усиленной миграции с целью пользоваться благами, которые создала цивилизация.
Последовательная, глубокая, аргументированная критика Тойнби западной цивилизации вылилась в активные поиски средств духовного обновления не только Запада, но и всего мира. Моделью такого обновления Тойнби считал Россию, где, как он полагал, множество народов, разговаривающих на разных языках, унаследовавших столь разные культуры, объединены на основе социальных, политических, экономических связей, являясь «моделью мира в целом».
- Учебное пособие по культурологии (автор-составитель к.И.Н., доцент Низамова м.С.) Оглавление
- 1. Понятие культуры. Роль культуры в жизни людей
- 2. Современные подходы к пониманию культуры
- 3. Структурные элементы и функции культуры.
- 6. Элитарная, народная и массовая культура.
- 4. Элитарная, народная и массовая культура
- 5. Религия и атеизм как культурные явления
- 6. Искусство как культурное явление. Содержание и форма в искусстве. Виды искусства.
- 1. Пространственные виды искусства:
- 2. Временные виды искусства
- 7. Современное искусство
- 8. Наука – важнейший элемент культуры. Основные этапы развития науки. Связь науки с производством.
- 9. Основные этапы развития научной революции. Научная картина мира.
- 1 Этап. В XVII веке произошла первая научная революция. Она связана с революцией в естествознании.
- 2 Этап. На рубеже XIX-хх вв. Произошла новая научная революция, начавшаяся в физике и охватившая все основные отрасли науки.
- 3 Этап. В середине хх века началась научно-техническая революция (нтр).
- 10. Культурогенез. Культура и цивилизация, их взаимосвязь.
- 5) Язык.
- Классификация цивилизации
- 11. Трактовка понятий культура и цивилизация в концепции н.Я Данилевского, о.Шпенглера.
- Концепция локальных культур н.Я.Данилевского
- Концепция о. Шпенглера
- 12. Трактовка понятий культура и цивилизация в концепции а. Тойнби
- Стадии жизни цивилизации в концепции Тойнби
- 2) Этап роста.
- 3) Этап надлома
- 13. Возникновение и становление постмодернизма.
- 14. Постмодернизм как образ жизни.
- 15. Типология культур. Восточные и западные типы культур.
- 1 Ступень - доистория, длившаяся сотни тысячелетий.
- 7. Выделение культур по месту и времени их возникновения:
- 16. Культура и человек. Инкультурация и социализация.
- 17. Культура и личность
- 18. Культура и образование. Образование в современном мире.
- 2. Задача унификация образования (единообразие, единая форма образования) в развитых странах.
- 19. Возникновение культуры. Материальная и духовная культура первобытного общества.
- 20. Своеобразие культуры Древнеегипетской цивилизации.
- 1. Культура эпохи Древнего и Среднего царства
- 2. Культура эпохи Нового царства.
- 21. Культура древней Индии.
- 22. Культурное наследие Древнего Китая
- Периодизация истории и культуры Древнего Китая:
- 23. Культура древней Японии
- 24. Культура средневековой Японии.
- 25. Крито-микенская культура в мифах и археологических исследованиях
- II. История эллинизма (конец IV-I вв. До н. Э.)
- 26. Характеристика Византийской культуры
- 27. Культура западноевропейского средневековья
- 28. Культура арабо-мусульманского Востока в средние века
- 29. Характеристика культуры эпохи Возрождения
- 30. Культура России в первой половине XVIII века
- М.В.Ломоносов
- 31. Культура, наука и образование в России во второй половине XVIII века.
- 32. Культура России в первой половине XIX века. «Золотой век» русской культуры.
- 33. Культура России во второй половине XIX века.
- 34. «Серебряный век» русской культуры (1890-е – 1917 гг.).
- 35. Развитие просвещения, образования, науки в России на рубеже XIX–xXвв.
- 36. Развитие образования и просвещения в России после Октябрьской революции и в 1920-е годы.
- 37. Развитие высшей школы и науки после Октябрьской революции и в 20-е годы в России.
- 38. Деятельность обществ «Долой неграмотность» и «Воинствующих безбожников». Движение «Пролеткульта».
- 39. Отношение к «попутчикам» в литературе и искусстве в 1920 - е годы.
- 40. Культура российского зарубежья в 1920-е годы.
- 41. Культурная революция 1930-х годов в ссср
- 42. Подготовка кадров новой советской технической и гуманитарной интеллигенции в 30-е годы в России. Развитие науки, литературы и искусства
- 43. Влияние культа личности, политики массовых репрессий на творческую интеллигенцию.
- 44. Религия и церковь в условиях сталинского тоталитаризма. Отношение власти к культовым сооружениям в 30-е годы, и к памятникам истории и культуры в целом.
- 46. Развитие образования и науки в ссср в середине 1950-х – середине 1960-х годов
- 47. Духовная жизнь советского общества в середине 1960-х – начале 80-х годов.
- 48. Достижения и просчеты в системе народного образования, высшей школы в 1970–начале 80-х гг. В России
- 49. Диссидентское и правозащитное движение в ссср
- 50. Образование, наука и культура в условиях рынка в 1990-х гг.
- 51. Природа и культура. Роль природы в становлении культуры.
- 52. Экология и экологическая культура.