6. На пути ко всему новому
В эпоху Нового царства (1580 1085 гг. до н.э.) Египет переживал экономический подъем и занял ведущее положение в Восточном Средиземноморье. Появилось железо, но оно воспринималось как предмет роскоши, изделия из него имели золотую оправу. Широкое распространение, постепенно вытесняя медь и медные изделия, получила бронза. Из меди и бронзы изготовляли орудия и инструменты (топоры, пилы, мотыги, ножи, молотки), оружие (мечи, кинжалы, боевые топоры-секиры, наконечники копий и стрел), ритуальные и бытовые сосуды, предметы культа и быта (статуэтки богов, царей, священных животных) и художественные изделия, сохранившиеся до наших дней. Особое значение приобретала металлургия. Были известны различные сплавы, например бронза из 6 частей, которая по цвету напоминала золото и латунь или сплавы золота, которые различались как белое золото, азиатское золото, нубийское золото, золото из коптосской пустыни, хорошее золото, золото второго сорта, золото третьего сорта.
Время Нового царства открывало дорогу всему новому. Появились новые изобретения и усовершенствования в области техники и технологии. Если прежде медники раздували горн ртом через трубки, то в эпоху Нового царства уже были известны кожаные меха. Появился более удобный и производительный ткацкий станок, усовершенствованный плуг с отвесной рукояткой окончательно вытеснил старый, в садоводстве для поливки уже пользовались водоподъемным сооружением, напоминавшим колодезные журавли шадуфом. Стало интенсивно развиваться новое для египтян ремесло стеклоделие.Многочисленные мелкие изделия из непрозрачного цветного стекла и разнообразные сосуды украшали быт египтян. Достигнуты были и значительные успехи в области прикладной химии: своего расцвета достигло искусство мумифицирования, с помощью окиси железа делали золото со светло-алой поверхностью. Широко распространились колесные повозки, особенно для военных нужд. На широкую ногу было поставлено развитие коневодства. Впервые в качестве корабля пустыни появляется верблюд, заменив на этом месте осла.
Расширяется товарно-денежный обмен как внутри страны, так и за ее пределами. Именно в это время впервые появляется слово торговец, а слова серебро и деньги становятся синонимами. За работу иногда уже стали платить деньги вместо натурального вознаграждения. Чеканной монеты еще не существовало, ее заменяли весовые единицы золота, серебра и меди - дебен (91 г.), шат(7,5 г.), кедет (9,1 г.).
Вся экономика нового царства была связана с завоевательной политикой фараонов. В Египет хлынули не только полезные ископаемые, сырье, зерно и скот, но и небывалое количество военнопленных. После успешных походов цари дарили пленных египетским храмам, особенно фиванскому храму Амона. Главным средством поощрения отличившихся в битвах воинов была теперь не только земля, но и пленные, которыми щедро одаривалось воинство царя. Обладание рабами было одним из самых заветных желаний египтян, и даже люди со сравнительно скромным общественным положением (мелкие жрецы, торговцы, ремесленники) уже имели рабов. Очевидно, погоня за рабами была вызвана возросшей потребностью небольших хозяйств в дешевом рабском труде. Тем более, что начали меняться темп и организация труда человека. Он уже мог одновременно управлять несколькими орудиями.
Главной опорой египетских царей все более становится крепнущее в боях войско. Во времена Нового царства из каждой сотни юношей, достигших совершеннолетия, десять становились воинами, тогда как ранее один из ста. Воины нового царства представляли собой внушительную силу. Они получали государственное довольствие. Ежедневно каждому воину отпускалось 2 кг хлеба, кусок жареного мяса и 2 пучка зелени. Им раздавали земли, рабов, золотые и серебряные знаки отличия ожерелья, запястья и т.д. Египетское войско состояло их пеших бойцов и привилегированной части колесничих. Имелись воинские части и подразделения различной величины, и у каждого были свои стяги, трубы и барабаны. Пехоту египетского войска составляли в основном люди из народа. Они делились на стрелков и щитоносцев-копьеносцев. Мощный составной лук, стрелы с медными наконечниками, секиры, короткие мечи это оружие египетских воинов, которое выдавалосьгосударством для военных нужд, а в мирное время хранилось на специальных складах. С такой армией Египет вступил в эпоху широких завоевательных походов, что свидетельствует о кризисе цивилизационного развития.
Фараон Тутмос I(XVI в до н.э.) превратил Египет в мощную мировую по тому времени державу. На юге он продвинулся за третий порог Нила. Поход через Сирию и Палестину привел египтян кЕвфрату, где он нанес поражение такому государству как Митанни. Успешно начатые походы были неожиданно прерваны на 20 лет. После правления Тутмоса II престол захватила его вдоваХатшепсут. Это были годы мирного правления женщины-фараона, ознаменованные интенсивной строительной деятельностью. Придя к власти около 1500 г. до н.э. Тутмос III на 22-м году своего формального царствования стал, наконец, единовластным царем Египта. Он яростно преследует память о своей мачехе и резко меняет политическую жизнь страны. За 20 лет Тутмос III совершил не менее 15 походов в Переднюю Азию, занимая все новые города и области Сирии. Город Каркемиш стал самым северным рубежом египетских владений. Одновременно совершались военные походы на юге в Нубию вплоть до 4-го порога Нила. Империя Тутмоса III достигла таких размеров, которых не удалось превзойти его преемникам. Степень зависимости покоренных стран была различной. Эфиопия, Сирия, Палестина и Ливия платили ежегодную дань. Огромные богатства стекаются в Египет также с южных берегов Красного моря, со средиземноморских островов, отвавилонских, хеттских и ассирийских царей. Многое достается египетскому войску, однако не забыто и жречество, прежде всего храм Амона в Фивах. После Тутмоса III и его ближайших преемников Египет, подпитанный несметными богатствами, которые поступали из покоренных и зависимых стран, находился на вершине своего могущества. Однако, период военной экспансиивыявил и такую особенность египетской цивилизации, как жесткую зависимость могущества местной знати от ее положения в государственном аппарате. Интересы придворной и местной знати, унаследовавшей от своих предков место в обществе, все более и более сталкивались в интересами новой служилой знати, которая выдвинулась по службе и стремилась прорваться поближе к власти и во власть.
Открытая борьба между старой и новой знатью вылилась в так называемую реформу Эхнатона. Бросив вызов жреческой потомственной знати, в первую очередь могущественному фиванскомужречеству, фараон Аменхотеп IV стремился в первую очередь укрепить свою власть. Он выдвинул культ единого солнечного бога Атона, что внешне отразилось в изменении царского имени: вместо Аменхотепа (Амон доволен) он стал зваться Эхнатон (Атон доволен). Нововведения фараона-реформатора сопровождались крутыми мерами. Была построена новая роскошная столица Ахетатон (около совр. Эль Амарни) на полпути между Мемфисом и Фивами, украшенная дворцами и храмами, куда фараон переселился со всем своим двором, чиновниками и жрецами нового солнечного бога. Все стороны общественной жизни подверглись изменениям. Разрыв со стариной, со многими ее условностями ощущался во всей духовной жизни Египта. Введение нового культаАтона предполагало строительство новых храмов, дарение им земель, пастбищ, скота, обеспечение храмов рабочими руками, создание большого штата служителей нового культа. И хотя жрецы нового бога хвалились своей принадлежностью к новым людям, им не удалось сломить позиции фиванского жречества. Чтобы изменить сложившиеся на протяжении тысячелетий представления итрадиции, вероятно, недостаточно было семнадцати лет царствования Эхнатона. К тому же, кроме ставленников фараона, от этой реформы никто не выигрывал. Введение культа Атона не обещало ни реальных, ни воображаемых благ. За периодом передела власти и богатства наступило примирение. Преемники Эхнатона свернули реформу, а фараон Тутанхамон лишил культАтона государственной поддержки. Создается впечатление, что противники реформ праздновали свою победу. Парадокс, однако, заключается в том, что последующие фараоны не только не стали преследовать тех, но кого опирался Эхнатон служилую знать, но сделали особой заботой защиту ее интересов и материального обеспечения. По-прежнему многие царские должности при дворе фараона занимали выходцы из среды мелкого и среднего служилого люда. Это имело весьма важное последствие для дальнейшего развития египетской цивилизации. Также как и то, что после этих потрясений как бы зафиксировалось определенное территориальное разделение: юг страны область влияния фиванского жречества, север, где почти постоянно пребывает царский двор и войско, - сильны позиции средних слоев служилого населения.
При Рамзесе I начались войны с хеттами за Сирию, которые продолжались и в царствование Рамзеса II. В Кадешском сражении с обеих сторон участвовали огромные армии (около 20000 человек с каждой стороны). В 1292 г. до н.э. между Рамзесом II и хеттским царем Хаттушалем III был заключен мирный договор, который был записан на серебряных табличках на хеттском и египетском языках. Северная Сирия осталась под влиянием хеттов, а Южная Сирия, Палестина и Финикия снова оказались под властью Египта. Мирный договор был скреплен династическим браком междуРамзесом II и хеттской царевной. Долголетнее правление Рамзеса II (правил 66 лет) сохранилось в памяти многих поколений египтян как время расцвета Египта. Он многое сделал для подъема восточной части Дельты, построив здесь новые города и среди них новую столицу Пер-Рамзес (Дом Рамзеса). Вся восточная часть Дельты так и называлась страна Рамзеса. В Египте появилось много выходцев из Азии финикийские купцы, знатные сирийцы.
При преемниках Рамзеса II, как говорится в одном папирусе, наступили другие времена, когда пришлось защищать границы Египта от ливийских племен и нашествий народов моря. В XIII-XII вв. до н.э. С Балканского полуострова через Эгейское море в Переднюю Азию вторглась группа племен. До сих пор точно не установлено, какие именно народы входили в эту волну переселенцев, хотя есть предположение, что среди них были ахейские греки, разгромившие Трою. Используя в сражениях неизвестное в Египте железное оружие, народы моря были грозными противниками, победа над которыми далась нелегко, при этом заметно ослабив власть центральной администрации. Политическое и экономическое размежевание Нижнего и Верхнего Египта усиливалось. Власть на юге переходит к верховному жрецу Амона Херихору, в Дельте возникла собственная династия со столицей в городе Танисе (Пер-Рамзес). С середины XI в. единое египетскоегосударство Нового царства прекращает свое существование.
- 2. Становление цивилизационных теорий
- 3. Теории эпохи индустриальной цивилизации
- 4. Цивилизационные теории эпохи великого кризиса
- 5. Рубеж тысячелетий: техногенные и информационные концепции цивилизаций
- Раздел I. Глава 2. Предыстория человеческого общества
- 1. Становление человеческого общества
- 2. Мезолит рубеж истории человечества
- 3. Неолитическая цивилизация
- 4. Энеолит эпоха перехода к цивилизации
- Раздел II. Глава 2. Месопотамская цивилизация
- 1. Древнее Двуречье
- 2. Истоки Месопотамской цивилизации
- 3. Шумерская цивилизация
- 4. Старовавилонский период
- 5. Касситский период
- 6. Нововавилонский период
- 7. Месопотамская цивилизация в мировой истории
- Раздел II. Глава 1. Египетская цивилизация
- 1. Природа и население
- 2. Раннеземледельческая культура Египта
- 3. Цивилизация эпохи Раннего царства
- 4. Древнее царство
- 5. Расцвет цивилизации в эпоху Среднего царства
- 6. На пути ко всему новому
- 7. Поздний период Египетской цивилизации
- 8. Египетская цивилизация в мировой истории
- Раздел II. Глава 3. Индийская цивилизация
- 1. Природа и население
- 2. Раннеземледельческая культура Индостана
- 2. Хараппская цивилизация
- 4. Ведийская цивилизация
- 5. Цивилизация между Гангом и Гималаями
- 6. Цивилизация Кушанской и Гуптской империй
- 7. Особенности и достижения Древнеиндийской цивилизации
- 1. Природа и население
- 2. Раннеземледельческие культуры колыбель Китайской цивилизации
- 3. Шанская (иньская) цивилизация
- 4. Цивилизация эпохи Чжоу
- 5. Цивилизация эпохи Восточного Чжоу
- 6. Цивилизация эпохи Цинь
- 7. Цивилизация эпохи династии Хань
- 8. Особенности и достижения Древнекитайской цивилизации
- Раздел III. Глава 1. Финикийская цивилизация вариант ближневосточного развития
- 1. Природа и население
- 2. Расцвет торговли и мореплавания
- 3. Финикийские города-государства
- 4. Финикийцы в составе мировых цивилизаций
- Раздел III. Глава 2. Древняя Сирия первые шаги цивилизации
- 1. Условия становления локальной Сирийской цивилизации
- 2. Двойной опыт объединения
- 3. Сирия зона нестабильности
- Раздел III. Глава 3. Цивилизация Древней Палестины 1. Природа и население
- 2. Между властью фараона и переселением народов моря
- 3. На пути к Израилю
- 4. Особенности и достижения цивилизации Древней Палестины
- Раздел IV. Глава 1. Хеттская цивилизация
- 1. Анатолия центр цивилизационного развития
- 2. От раннеземледельческой культуры к городу-государству
- 3. Этапы истории Хеттской державы
- 4. Война и мир Хатти
- 5. Достижения цивилизации хеттов
- Раздел IV. Глава 2. Ассирийская цивилизация
- 1. Природные условия и население
- 2. Древнейший период истории
- 3. Цивилизация Среднеассирийского периода
- 4. Цивилизация Новоассирийской эпохи
- 5. Ассирийская цивилизация между враждой и миром
- 6. Наследие Ассирийской цивилизации
- Раздел IV. Глава 3. Цивилизация персов
- 1. Древняя Персия страна стран
- 2. Величайшая восточная деспотия
- 3. Авестийская цивилизация
- Раздел V. Глава 2. Древнеримская цивилизация
- 1. Древнеримская цивилизация морская цивилизация
- 2. Цивилизация царского Рима
- 3. Древнеримская цивилизация эпохи Республики
- 4. Военная экспансия и ее результаты
- 5. Древнеримская цивилизация эпохи Империи
- 6. Основные достижения Древнеримской цивилизации
- Раздел VI. Глава 1. Византийская цивилизация
- 1. Византия как цивилизационное пространство
- 2. Взлет и падение Византийской цивилизации
- 3. Византийская модель цивилизационного развития
- 4. Византия империя ромеев
- 5. Роль религии в Византийской цивилизации
- Раздел VI. Глава 2. Арабская исламская цивилизация
- 1. Домусульманская Аравия
- 2. Ислам основа арабской цивилизации
- 3. Арабский халифат
- 4. Арабская культура в развитии мировой цивилизации
- Раздел VI. Глава 3. Западноевропейская средневековая цивилизация
- 1. Новая жизнь имперской идеи
- 2. Торгово-политические полюсы Средневековья
- 3. От лоскутной цивилизации к единому историческому пространству
- 4. Становление института западноевропейской средневековой демократии.
- 5. Иерархичность и корпоративизм западноевропейского общества
- 6. Религия структурообразующий компонент Западноевропейской средневековой цивилизации
- 7. Человек Западноевропейского Средневековья
- 8. Основные достижения Западноевропейской средневековой цивилизации
- Раздел VII. Глава 1. Европейская прединдустриальная цивилизация
- 1. Европейский Запад: зарождение Прединдустриальной цивилизации
- 2. Демографические и этнические процессы в Раннее новое время
- 5. Консолидация единого исторического пространства
- 6. Золотой век европейского абсолютизма
- Раздел VII. Глава 2. Взлет духа и модернизация
- 1. Возрождение новый взгляд на мир и человека
- 2. Реформация время перемен в религиозной жизни
- 3. Просвещение третий духовный переворот
- 4. Первые революции начало общеевропейской модернизации
- 5. Человек эпохи Прединдустриальной цивилизации
- Раздел VIII. Глава 1. Рождение индустриальной цивилизации
- 1. Особенности становления индустриальной цивилизации
- 2. Основные тенденции развития европейских стран в XIX в.
- 3. Духовная культура Европы индустриальной эпохи
- Раздел VIII. Глава 2. Становление индустриального общества Северной Америки
- 1. Создание независимого государства Соединенные Штаты Америки
- 2. Государственное устройство и становление демократии в сша
- 3. Центры цивилизационного развития сша
- 4. Технический прогресс и культура индустриального общества Северной Америки
- Раздел VIII. Глава 3. Индустриальная цивилизация XX века
- 1. Цивилизационные кризисы XX века
- 2. Поиски путей выхода из кризиса
- 3. Особенности кризиса цивилизации второй половины XX века
- 4. Духовный мир человека Индустриальной цивилизации XX века
- 5. Третья научно-техническая революция
- 6. Новое индустриальное общество
- Раздел IX. Глава 1. Постиндустриальная цивилизация
- 1. Начало постиндустриального общества
- 2. Основные тенденции цивилизационного развития
- 3. Центры мирового хозяйства
- 4. Глобальные проблемы современности
- 5. Отличительные черты постиндустриальной цивилизации