logo
На Волховском фронте

Обеспечение войск горючим

Работа службы снабжения горючим проходила в тесном взаимодействии с автомобильной службой. Автомобили после танков были основными потребителями горючего. Они использовались и для доставки горючего и смазочных материалов войскам. Водители автомашин, подвозившие горючее, были одновременно и заправщиками, хорошо знали порядок и технику заправки горючим, устройство заправочных и других технических средств службы, правила их эксплуатации, виды и сорта нефтепродуктов и др.

Основными задачами службы снабжения горючим были: организация планового расходования горючих и смазочных материалов, [262] своевременная доставка их до места потребления, накопление запасов и борьба за экономию и рациональное их использование.

Несмотря на напряженные моменты, порой создававшиеся при снабжении горючим, сокращение лимитов, отдел снабжения горючим фронта сумел бесперебойно обеспечивать войска на протяжении более чем двухлетнего периода действий Волховского фронта. Такого положения, когда ведение боевых операций лимитировалось бы недостатком горючего, не случалось. Добиться этого было не просто. Требовались исключительная четкость в планировании снабжения войск горючим, содержание в постоянной готовности средств заправки и транспортировки ГСМ и выполнение многих других задач. Их успешно осуществляли специалисты под руководством начальника отдела снабжения горючим фронта полковника И. С. Афонина, бессменно работавшего в этой должности на протяжении всего существования фронта.

Лимит горючего, отпускаемый фронту, с каждым годом уменьшался. В 1943 г. он, например, был установлен в несколько раз меньше, чем в 1942 г. Это было понятно каждому, кто хотя бы соприкасался с техникой и кто хорошо понимал военное и экономическое положение нашей страны в первые годы войны. Однако относительная стабилизация фронта, грамотная эксплуатация автотранспорта, экономное расходование и борьба за каждый грамм горючего, наведение жесткой лимитной дисциплины в войсках, увеличение количества перевозок железнодорожным, водным транспортом и по узкоколейке — все это позволило фронту уже в 1942 г. (июль — октябрь) дать экономию по автобензину, керосину и другим видам жидкого топлива в 5694 т, что по ценам тех лет составило 4656 тыс. руб.{605}

Борьба за экономию горючего еще более усилилась в 1943 г. За 10 месяцев 1943 г., несмотря на жесткие нормы расхода, удалось сэкономить 6495 т горючего{606}. Экономия горючего и смазочных материалов являлась насущной задачей всех командиров, в чьих частях и подразделениях были боевая техника, автотранспорт и другие агрегаты, расходовавшие нефтепродукты. Активную борьбу за экономию вели водители, все бойцы, соприкасающиеся в той или иной степени с техникой.

Несмотря на тяжелые условия работы автотранспорта, расход автобензина на 100 км пробега в среднем по фронту значительно сократился. Об этом свидетельствуют данные табл. 3.

По вопросу экономии горючих и смазочных материалов были изданы специальный приказ войскам фронта, директива автомобильного управления с указаниями мер, способствующих экономии моторесурсов и горючего. Организовывались выезды работников автомобильного управления и отдела снабжения горючим в войска с целью проверки выполнения приказов и инструкций и оказания практической помощи на местах. Во фронтовых и армейских автомобильных частях были организованы занятия по подготовке и повышению квалификации водительского состава. В войсках 8-й и 54-й армий учебой были охвачены 2154 водителя. [263] В 59-й армии прошли три сбора офицеров автотранспортных подразделений и частей с участием представителей отдела снабжения горючим и автоотдела армии. Автомобильным управлением фронта в октябре 1943 г. была издана и разослана автомобильным частям инструкция с чертежами и схемами о порядке подготовки и эксплуатации автомобилей в осенне-зимних условиях{607}.

Таблица 3. Сокращение расхода автобензина на Волховском фронте на 100 км пробега автомашины в 1942–1943 гг., кг{608}

Марки машин

Расходы на 100 км пробега

1942 г.

1943 г.

Автомобили грузовые ГАЗ-АА

19,1

17,7

Автомобили грузовые ЗИС-5

33,1

29,4

Для оказания технической помощи в пути следования на армейских и фронтовых военно-автомобильных дорогах были организованы пункты технической помощи. Систематически велась борьба за снижение аварийности. К злостным нарушителям правил движения применялись строгие меры взысканий — вплоть до лишения водительских прав и направления в штрафной батальон.

В войсках фронта был наведен строгий порядок в использовании легкового и грузового автотранспорта, что дало большую экономию моторесурсов. Сверхштатный транспорт был изъят и передан на укомплектование частей, имевших некомплект машин. Было резко снижено использование грузового автотранспорта в качестве легкового. Для служебных поездок офицерского состава во всех армиях и во фронте было введено регулярное автобусное движение. Это позволило прекратить практику прикомандирования отдельных машин к различным управлениям и отделам штабов армий и фронта. Автомобили, находившиеся в подобных командировках, изымались и возвращались в свои части.

На фронте от 10 до 30% машин были оборудованы жесткими сцепками (правда, дорожные условия иногда ограничивали их применение). Но и эта мера давала определенную долю экономии моторесурсов и горючего. Этим целям способствовала и передислокация армейского автотранспорта непосредственно в районы армейских складов и баз снабжения, что значительно сократило холостой пробег автомобилей. Конечно, все это делалось в разумных пределах, со строгой маскировкой расположения автомобильных частей и путей их передвижения, с обеспечением прикрытия от воздушного нападения противника.

Был также ограничен выход машин за пределы армейского и фронтового тыла. Только в крайних случаях такие выезды разрешались [264] начальниками тылов армий и фронта с выдачей специальных разовых пропусков. Усиливался контроль за правильностью использования и эксплуатацией автомашин на военно-автомобильных дорогах. Проводился он силами внештатной фронтовой автоинспекции.

В целях сокращения расхода горючего применялись ограничения. Для грузовых и особенно легковых машин устанавливался строгий лимит расхода горючего. Однако случаи перерасхода горючего сверх установленного лимита были. В случае перерасхода ГСМ производилось расследование и стоимость его взыскивалась с виновных в 12,5-кратном размере{609}.

Во фронте были упорядочены хранение горючего и его учет как на складах, заправочных пунктах, так и в подразделениях. Велась решительная борьба с непроизводительными потерями ГСМ при заправке техники, которые часто происходили из-за неисправности заправочных средств, тары и другого имущества. В частях были изготовлены ливеры, воронки и другие простейшие средства заправки, способствовавшие ликвидации потерь горючего. Силами фронтовых и армейских регулировочных карбюраторных станций систематически осуществлялись регулировка и проверка карбюраторов и жиклеров. Эти станции ежемесячно обслуживали до 10% списочного состава автомобилей.

В результате принятых мер на фронте была достигнута значительная экономия горючего. Больше всего экономилось нефтепродуктов в ноябре и декабре 1943 г., накануне решающих сражений. В этот период экономия автобензина по сравнению с расходом составила более 17%, а по дизельному топливу — почти 70%. Последнее объясняется тем, что танки в обороне в большинстве случаев использовались как огневые точки с весьма редким их передвижением. В целом же за 10 месяцев 1943 г. было сэкономлено 6495 т горючего{610}.

Наряду с мерами по экономии ГСМ проводилась работа специалистов тыла по регенерации отработанных масел. Для решения этой задачи во фронте была создана регенерационная станция, которая за 10 месяцев своей работы в 1943 г. выработала 59 т авиационного масла и 103 т автола{611}.

Так, благодаря кропотливой работе командиров, политорганов, офицеров тыла, партийных организаций фронту удалось создать запасы горючего к предстоящей операции.

Однако работа командования и специалистов службы по экономии горючего могла широко вестись лишь в обороне. С началом наступательных действий основная задача службы снабжения горючим резко менялась. Она заключалась в том, чтобы как можно полнее обеспечить войска всеми видами горючего, своевременно и в нужные районы доставить его наступающим частям и подразделениям.

Доставка ГСМ требовала гибкости и широкого маневрирования транспортными и заправочными средствами. Обеспечение фронта цистернами, контейнерами, бочками, особенно на первом этапе [265] действий фронта, было связано с большими трудностями. Их недоставало. Доставка горючего была сопряжена также и с недостатком наливного подвижного состава железнодорожного транспорта и автоцистерн. Однако работники отделов снабжения горючим фронта и армий, проявляя творческую инициативу и изобретательность, маневрируя средствами хранения и подвоза, находили выход из этого трудного положения и успешно выполняли поставленные перед службой задачи.

Они находили необходимые резервуары в гражданских организациях, перебрасывали цистерны или контейнеры с одного участка фронта, где потребность в них была не так остра, на другой, организовывали подачу горючего по трубопроводу. Например, во время боевых действий на западном берегу Волхова в районе Спасской Полисти и Мясного Бора по дну реки был проложен трубопровод, по которому велась перекачка горючего с восточного берега реки на западный{612}. По тем временам это был смелый и успешно осуществленный эксперимент. Затем войска Ленинградского фронта при участии специалистов Волховского фронта осуществили в первые годы войны эксперимент еще более сложного масштаба, проложив трубопровод по дну Ладожского озера для подачи горючего блокированному Ленинграду. Этот опыт не раз был использован в ходе последующих боев и операций.

Анализируя работу специалистов службы снабжения горючим за все годы боевых действий фронта, можно сделать вывод, что они с поставленными задачами справились. Их работой успешно руководили опытные офицеры, не жалевшие сил для общего дела победы в войне. На должностях начальников отделов снабжения горючим армий в разное время были: Н. П. Числов, И. К. Ощепков, М. А. Бояринцев, Д. В. Вавилов, А. П. Тырлов, А. С. Гуторов, А. П. Лупов, Г. С. Черепов и др.