logo
ХРЕСТОМАТИЯ по культурологии

Главные тенденции нашего времени2

<...> Чувственная форма культуры и общества базируется на основном принципе, что истинная реальность и ценность является чувственно воспринимаемой и что за пределами реальности и ценностей, которые мы можем видеть, слышать, ощущать во вкусе, прикосновении и запахе, нет другой реальности и нет реальных ценностей.<...>

<...> Идеациональная культура и общество средних веков базировались и были артикулированы во всех своих аспектах на основном принципе, что истинная реальность или ценность — это сверхчувственный и сверхрациональный Бог и его Царство, как определено в христианском символе веры; в то же время чувственная реальность или ценность либо просто мираж, либо даже что-то негативное и греховное. Более того, идеациональная культура признавала божественные откровения как критерий истины и не признавала свидетельство чувств. В соответствии с этим, идеациональная культура мало заботится о научном изучении чувственных феноменов или об изобретении технологических приспособлений; поскольку чувственный мир в целом есть просто мираж, такая деятельность — лишь трата времени и энергии, исследование не более чем теней реальности и ценности.

Вследствие этого, идеациональная культура является нетворческой в области науки и технологии, т. к. она сосредоточивает свою познавательную энергию на изучении Царства Божия и реализации ценностей во время краткого земного путешествия человека к вечности.<...>

<...> Изредка появляется и расцветает на сравнительно короткое время третий основной тип культуры и изящных искусств, промежуточный между чувственным и идеациональным. Его основной принцип провозглашает, что истинной реальностью-ценностью является Неопределенное Многообразие (Infinite Manifold), которое имеет сверхчувственные, рациональные и чувственные формы, неотделимые одна от другой. Этот тип культуры можно назвать интегральным. Все его компоненты и его социальная жизнь выражают этот принцип. Он обращает внимание как на эмпирические, так и на сверхэмпирические аспекты истинной реальности-ценности. Наука так же, как философия и теология, начала расцветать в нем, и они гармонично сотрудничают друг с другом, Предметы изящных искусств здесь частично являются сверхчувственными и частично эмпирическими, но только в самых благородных и самых возвышенных аспектах чувственной реальности. Его герои отчасти боги, отчасти в высшей степени героические человеческие существа. Это искусство, намеренно пренебрегающее всем вульгарным, низким-и безобразным в эмпирическом мире чувств. Оно облагораживает недостойное, украшает безобразное, омолаживает старое и увековечивает смертное. Его стиль отчасти символический и аллегорический, отчасти реалистический и натуралистический. Его эмоциональный тон спокойный, мирный и невозмутимый. Художник здесь просто primus inter pares3 в обществе, членом которого он является.<...>