logo
Учебник В

2. Раннеземледельческая культура Египта

Первые люди появились в пойме Нила в эпоху неолита. Сюда их привели внешние обстоятельства климат становился все более засушливым, высыхали нильские притоки, пустыня наступала, и люди тянулись к благодатной влаге Нила. Сначала они селились по краям долины, ибо Нил в то время вызывал страх и опасения. Он встретил человека стихией паводков и буйством хищного животного мира (крокодилы, бегемоты, змеи, насекомые и т.д.). Жители поселений занимались земледелием, скотоводством, охотой, рыболовством, собирательством. В целом благоприятные условия оазисной природы способствовали развитию этих поселений и повышению уровня жизни их обитателей. Сформировался раннеземледельческий мир, примером которого являетсяБадаритская культура. Жители поселка Бадари в Верхнем Египте вели оседлый образ жизни, возделывали ячмень и полу, разводили скот, занимались охотой и рыболовством. Больших успехов достигли в ремесле, делая оружие, украшения, амулеты и статуэтки. Из камня изготовляли топоры и наконечники стрел, из дерева бумеранги, из слоновой кости гребни, ложки и амулеты, из раковин рыболовные крючки, выделывали кожи, знали ткани, умели плести корзины, делали глиняные сосуды. Бадаритцы пользовались для украшения лица и с гигиенической целью растертой малахитовой краской. Появились у них и металлические изделия из меди.

С появлением меди и медных орудий труда началось наступление на Нильскую долину. В первой половине IV тыс. до н.э. человек создал бассейновую систему орошения. Изо дня в день, из года в год, из века в век египтяне были заняты одним и тем же: чтобы нильская вода не уничтожила во время разливов все на своем пути, строили специальные земляные стены береговые дамбы, насыпали поперечные плотины и укрепляли берега. Процесс обуздания реки, приспособления ее к нуждам людей занял, вероятно, все IV тысячелетие до н.э. По ходу укрощения Нила в жизни египтянина происходили серьезные изменения. Менялись условия труда, его организацией занимались преимущественно племенные вожди и жрецы, началось имущественное расслоение. Каждое ирригационное хозяйство объединяло людей в некую территориальную общность, своеобразную соседскую общину ном. В эпоху, предшествовавшую образованию государства, в Египте насчитывалось около 40 таких областей. В результате их объединения возникло два соперничающих между собой царства - Верхний и Нижний Египет.

Длительная борьба между ними отразилась в религиозном мифе о борьбе между богами Гором и Сэтом, которые считались покровителями Нижнего и Верхнего Египта. На длительное существование Верхнего и Нижнего Египта как двух самостоятельных царств указывают сохранившиеся в течение всей истории египетской цивилизации титулы фараона владыка двух стран и царь Верхнего и Нижнего Египта, а также прочно укоренившееся деление государственного аппарата на две части, соответственно Северной и Южной стране. Цари Верхнего Египта носили на голове убор белого цвета, цари Нижнего Египта красного цвета. После слияния обеих частей Египта и образования единого государства объединенная красно-белая корона этих царств сталасимволом царской власти до конца египетской цивилизации.

Оба царства, ведя борьбу за преобладание и господство во всей стране, в то же время экономически дополняли друг друга. Верхний Египет представлял собой центр развития земледелия, Нижний Египет -скотоводства, виноградарства и садоводства.