logo
Гаврилова Л

Модусная ритмика в органумах

итмическая организация органальных голосов подчиняется нормаммодусной ритмики(существенно, что намечается принцип имитации и можно найти примеры применения секвенции в качестве приема развития мелодии). Процесс унификации ритмических фигур вvoxorganalisначался с серединыXIIвека и теоретически был обоснован в трактатахXIIIвека на основе практики школы Нотр-Дам:Иоанн де Гарландия “De mensurabili musica” (1240 или 1260гг.), Аноним “Discantus position vulgaris”, Франко Кёльнский “Ars cantus mensurabilis”(1260 или 1280гг).

В своем трактате Франко Кельнский выделяет три вида фигур (фигура – это знак, обозначающий звук или звуки согласно своей продолжительности) или нот – лонгу, бревис и семибревис. Фигуры делятся на простые (или одиночные) и сложные илилигатуры. Их прообразами были знаки невменной нотации. Невменные знакипунктум и вирга стали бревисом и лонга,а знаки для обозначения групп нот –квилис, податус, климакус и др. записывались в форме лигатур.

Одной из главных проблем для исследователей является ритмическая расшифровка нотных записей средневековья. Исторический феномен нотации, именуемой модальной, заключается в неоднозначности чтения фигур. Графическое изображение звука не имело точного соответствия реальной длительности, как в современной системе нотации. Ритм выводился не из конкретного нотного знака, а из контекста – сочетания между собой нотных знаков. В связи с этим во второй половинеXIIвека сложилась определенная система последования фигур илимодусная ритмика. В качестве основных знаков в этой системе выступали лонга и бревис.

Модус– мензурированное (мензура - мера) последование лонг и бревисов согласно определенным ритмическим формулам. Модусом называется также сама ритмическая формула.

В различных модусах (обычно приводят систему 6-ти модусов, но у Ф. Кельнского их пять) простые фигуры лонг и бревисов, а также лигатуры прочитывалися по-разному. В зависимости от контекста, возможности их прочтения могли быть двоякими. Поясним эту особенность. Наименьшая единица измерения длительности называлась tempus(время). Бревис (В), содержащий 1 темпус, считалсяrecta– правильным. Бревис, который содержал 2 темпуса, являлся сверхмензурированным –altera, альтерированным. Лонга (L) также могла бытьperfectus- совершенной и содержать три темпуса, иimperfectus– несовершенной, включать два темпуса. данная неоднозначность потребовала выработки теоретиками определенных правил чтения фигур.

Вопрос о происхождении системы ритмических модусов сложен и до сих пор не получил однозначного толкования. Известна идея теоретика Уолтера Одингтона (13-14вв.) о прямой связи между ритмическими модусами средневековья и поэтическими размерами древних греков. В XXвеке ее развивает английский ученый Уильям Уэйт. Он предположил, что в поисках ритмических основ для своей музыки первый представитель модусной ритмики из собора Нотр-Дам в Париже Леонин обратился к трактату Августина "DeMusiса", где нашел ритмические образцы в виде античных стихотворных стоп.