logo
Боги Нового Тысячелетия

Авраам - шпион

Выше мы отметили присутствие Авраама в Содоме и Гоморре; он был также в Ханаане во время Битвы Царей. Кто же такой был этот библейский патриарх — Авраам и какую роль он играл в этот критический период мировой истории? Многие ученые не заметили или отвергли возможность того, что поскольку Авраам пришел из Ура, то он и был уроженцем этого города. В некоторых трудах авторы утверждают, что он действительно был шумером.

Главное, что говорит о шумерском происхождении Авраама, это его первоначальное имя AB.RAM, что на шумерском языке означает "Любимец отца"10. Другим свидетельством этого является библейский термин "Ibri", которым именовала себя семья Авраама. Этот термин, откуда произошло слово "hebrew" — "еврей", обычно переводится как "странник" или "тот, кто перешел", но по-шумерски это означает "уроженец Ибра (IBR). Географическое наименование Ибр (IBR) действительно связано с глаголом ibri, означающим "пересекать", но, как отметил один специалист, оно также тесно связано с первоначальным шумерским наименованием города Ниппур, NI.IB.RU, в буквальном переводе означающим "место пересечения". Мы уже говорилиоб этом городе в главе 8, и знаем, что это был первоначальный центр управления богов; он получил свое название от планеты NIBIRU, планеты Пересечения.

Таким образом, библейское Ибри — это шумерское "ни-иб-ри" — уроженец Ниппура. А Ниппур был главным религиозным центром Шумеру. Но Авраам был не из простои семьи жителей Ниппура. Имеются свидетельства, что он был выходцем из самого высшего класса священослужителей. Это подтверждается тем, как легко он завоевывал уважение к себе даже в чужих странах".

Что же священник из Ниппура мог делать в Уре? Элементарные расчеты показывают, что его появление совпадает по времени с приходом к власти III династии Ура в 2113 году до РХ, в царствование Ур-Намму. В шумерских текстах говорится, что бог Ниппура Энлиль поручил управление своим городом Сину — богу Ура. Время, когда Авраам отправился из Ура в Хар-ран, по-видимому, совпадает с моментом безвременной кончины Ур-Намму (примерно 2095 год до РХ).

Давайте рассмотрим жизнь Авраама после того, как он покинул Ур. Во-первых, его семье было ведено отправиться в Хар-ран — город, который был обнаружен археологами у подножья гор Таурус. Затем, когда Аврааму исполнилось 75 лет, Бог повелел ему покинуть Харран12. Путь его лежал через Ханаан, где ему явился Бог, и он соорудил там "алтарь" и "поклонялся там Господу"13. Он продолжал свой путь в Негев — пустыню, граничащую с Синаем, — а затем отправился в Северный Египет14. Согласно Книге Дат, его пребывание в Египте продолжалось 5 лет. Если Аврааму в 2024 году до РХ было 99 лет, то, значит, он родился в 2123 году до РХ, и, таким образом, его пребывание в Египте продолжалось с 2048 по 2043 год до РХ.

Как сказано в Ветхом Завете, первое, что сделал Авраам после возвращения в Ханаан, — он пришел к сооруженному им прежде алтарю и "там он поклонился Господу"15. Это было приблизительно в 2042 году до РХ — за год до того, как хананейские цари восстали против Сина, и как раз в это время Набу вел там активную агитацию, стараясь обеспечить себе поддержку.

В 2040 году до РХ, после Битвы Царей, выяснилось, что Авраам сумел заключить союз с местной знатью. Он возглавил 318 хорошо обученных солдат-аморитов, и они вызволили Лота из рук возвращавшихся домой восточных царей. Это было неплохо для старца 83-х лет от роду! Три года спустя Агарь родила ему сына Измаила. После этого в Библии зияет пробел, и только через 13 лет, когда Аврааму было уже 99 лет, он вступил в соглашение с Богом, который обещал ему на следующий год сына (тоже неплохо для такого возраста!). Не успел закончиться год16, как были уничтожены Содом и Гоморра. Это был 2024 год до РХ.

Таким образом, в то время, как амориты вторглись на родину Авраама с востока, Бог обещал его потомкам западные земли. Был ли Авраам пешкой в этой игре или же он заработал обещанную награду? Давайте проследим за его действиями в контексте угрозы со стороны Мардука.

Прежде всего Авраам направился в Харран, самый северный форпост Ура, на границе с землями хеттов, куда вскоре должен был прибыть Мардук. В 2048 году до РХ — в том самом году, когда Мардук возвратился после 24-летнего отсутствия, Авраам покинул Харран, но там остался его отец. Возможно, это было связано со смертью царя ура Шульги и с перспективой новой смуты в западных провинциях его империи. Так или иначе, Авраам направился в Египет и беседовал там с северными фараонами, которые оказывали отчаянное сопротивление сторонникам Мардука на юге. Может ли быть простым совпадением, что Авраам вернулся в Ханаан лишь за год до восстания царей?

Я не согласен с высказанным Ситчином мнением, что Авраам играл какую то военную роль в Битве Царей. Как я уже говорил выше, в Синае вообще не было сражения, было лишь тактическое отступление. Как видно из Библии, участие Авраама в военных действиях ограничилось в дальнейшем тем, что он, по-видимому, в результате внезапного рейда выручил своего племянника Лота. Ничего, кроме этого, в действиях Авраама по военной части не было. Но зато имеются веские основания думать, что он выполнял важную шпионскую миссию!

В этот момент неустойчивости III династии Ура бог Ура Син, вероятно, счел, что ему было бы весьма полезно иметь пару надежных глаз и ушей в объятых смутой западных провинциях, в особенности потому, что он опасался предстоящего возвращения Мардука. Не подлежит сомнению, что такой шпион у него был в Ханаане, так как в Библии ясно говорится об этом:

Тогда Господь сказал: "Я слышал много раз, что жители Содома и Гморры полны греха, так пойду же и посмотрю, так ли плохи дела, как Я слышал"11 (курсив мой. — А.Э.).

Поскольку Авраам пользовался доверием хананейских царей, он вполне мог быть в курсе политической обстановки и возможных перемещений войск. Выше я говорил, что Набу подстрекал западных царей создать армию и захватить космический центр в Синае в 2041 году до РХ. Именно в это время Авраам возвращался в Ханаан, чтобы проследить — что они намереваются предпринять. Таким образом "алтарь", который он соорудил в Ханаане и где он поклонялся Господу, это бьы лишь способ информировать Суна о ходе событий.

ПЕТРА

Уничтожение Содома и Гоморры, других городов равнины и космического центра привело к тяжелым последствиям. Выпадение радиоактивных осадков в Шумере привело к тому, что многие из оставшихся в живых стали беженцами. В результате массовых миграций вырос уровень культуры и техники, чем и объясняется большие скачки в развитии, произошедшие примерно в 2000 году до РХ, следы которых археологи обнаруживают по всему свету. Мы поговорим об этих миграциях позже — в главе 15. Однако, если кое-кто из шумеров убежал на тысячи миль, то другие предпочли остаться поблизости от дома. Одним из таких беженцев был племянник Авраама Лот. В Библии говорится, что Лот боялся оставаться в Сигоре (Zoar), потому он ушел вместе со своими двумя дочерями в горы, и они стали там жить в пещере. Однажды старшая дочь сказала младшей: "Повсюду на земле мужчины и женщины женятся. Но наш отец стар, мужчин же здесь нет и не от кого нам иметь детей. Давай напоим отца вином, и, когда он опьянеет, ляжем с ним, и от отца сохраним наш род"18.

Эта история о кровосмешении Лота и его дочерей свидетельствует о том, насколько страшны были масштабы постигшей страну катастрофы. Хотя боги иногда практиковали подобные акты кровосмешения, среди людей в то время такие нравы были довольно редки. Это можно понять только как последствие ядерного взрыва. Мы, в наше время, сталкиваемся с такими чудовищными актами только в самых крайних случаях — например, бывали случаи каннибализма среди людей, спасшихся во время авиакатастрофы, и оказавшихся затерянными где-то в недоступной местности. Лот и его дочери, оказавшиеся свидетелями массовой гибели людей в результате ядерного взрыва, вполне могли думать, что они остались единственными выжившими на Земле людьми.

Где же находились эти "горы" и эта "пещера", где жил Лот со своими дочерьми? Насколько мне известно, никто не пытался установить их местонахождение, возможно, потому, что эта история связана с Содомом и Гоморрой, и, следовательно, считается, что это всего лишь библейский миф. И тем не менее такое место, вполне отвечающее описаниям, имеется — оно расположено в глубине гор. Мне довелось побывать там в 1994 году.

Таинственный затерянный город Петра находится менее чем в 60 милях к югу от Мертвого моря, где, как предполагается, когда-то стояли города Содом и Гоморра. Таким образом, он находится неподалеку и в то же время в достаточно безопасном удалении от Зоара (по Библии — Сигора. — Прим. переводчика}, маленького городка, спасшегося от разрушения, куда вначале бежал Лот19. Изучив карту, я увидел, что город Петра расположен посреди горной цепи, протянувшейся от Мертвого моря далеко На юг почти до самого Аккабского залива, окруженного с обеих сторон горами. Если кто-нибудь бежал на юг, у него не было иного выбора, как искать убежища в этих горах. В "Путеводителе по Среднему Востоку " Хачетта о Петре пишется следующее:

"...это не столько город, сколько естественная крепость, где можно найти убежище, не воздвигая стен, и где можно жить в пещерах с такими же удобствами, как и в построенном доме" (курсив мой. — А.Э.).

В Петру, что означает в переводе "Скала", ведет узкий проход длиной в милю и шириной в шесть футов (2 м), проходящий между двумя возвышающимися на 260 футов (87 м) скалами. Выйдя из узкого прохода, сразу же попадаешь в "сказочный город из розового песчаника. Здесь, н^площади в 8 квадратных миль, стоит множество фантастических храмов и гробниц, вырубленных из песчаных скал.

Я пытался найти литературу по истории Петры, но обнаружил, что ее практически нет. Город Петра был "открыт" в 1812 году молодым швейцарским исследователем Иоганном Людвигом Буркхардтом, но с тех пор очень мало было сделано, чтобы расширить наши познания об этом когда-то очень важном городе. Как говорится в одной книге, "о происхождении и характере этого города нам почти ничего не известно".

Тем не менее большая коллекция обнаруженных в Петре вырубленных из камня храмов и гробниц приписывается набатеям — народу неизвестного происхождения, который постепенно просачивался в эту местность примерно в 500—400 годы до РХ. Этот народ разбогател благодаря расположению Петры на перекрестке двух важнейших торговых путей. Было бы наивно думать, что прежние путешественники и захватчики нс оставили здесь своих следов. И действительно, в Петре имеется поразительное разнообразие архитектурных стилей и различных культур. С одной стороны, здесь встречаются многочисленные изображения ступенчатых пирамид, что указывает на месопотамс-кие связи города, с другой — обелиски и изображения змей, явно свидетельствующие о связях с египетской культурой. И римляне, разумеется, также не устояли против искушения построить здесь большой амфитеатр.

Меня в этом городе поразил огромный контраст в качестве художественных работ. Большая часть памятников и храмов чрезвычайно примитивны — это иногда просто трещины, расширенные в виде пещер, украшенные с фасада двухмерным рельефом посредственного исполнения. Многие из этих фасадов сильно разрушены из-за воздействия стихии.

Напротив, монастырь (Эд Деир) — это внушительное здание высотой в 135 футов (45 м) и шириной в 150 футов (50 м). Его верхняя часть украшена трехмерной резьбой, и главной художественной деталью является урна высотой в 30 футов (Юм). Монастырь относят к 40 году нашей эры, и, возможно, эта датировка соответствует действительности, так как он меньше пострадал от эрозии, хотя и расположен на склоне холма. Однако, хотя монастырь украшен резьбой и хорошо сохранился, несмотря на его строгий стиль и внушительные размеры, он не выдерживает сравнения с Сокровищницей.

Я считаю, что Сокровищница (Эль Казнех)-явно выделяется среди других зданий Петры своими высокими художественными качествами. Барельефы на ее фронтоне просто поразительны, и вряд ли кто-либо из современных архитекторов мог бы создать что-либо подобное. Ее можно сравнивать разве только с большим египетским сфинксом. И здесь также главным украшением служит урна, по которой и получили свое название Сокровищница и все сооружение.

Повсюду в Петре можно увидеть немало плохих и сильно обветренных барельефов, которые, по-видимому, представляют собой копии с Сокровищницы. Но, в отличие от этих более поздних копий, строители Сокровищницы позаботились о том, чтобы, прежде чем начать резьбу ло камню, глубоко внедриться в глубь скалы. Эта технология, а также тщательный выбор места для здания, укрытого со всех сторон скалами, могли ввести в заблуждение археологов, и те допустили в оценке времени постройки Сокровищницы ошибку в тысячу лет.

Не могла ли Сокровищница быть как раз тем самым местом, где примерно в 2000 году до РХ жил Лот со своими дочерьми? Действительно, внутри здания имеется большая естественная пещера с высоким сводом, отделанная таким образом, что получается жилое помещение для небольшой семьи. Интерьер пещеры примитивен и чисто функционален, единственное, что там имеется, — большие пустые ниши. И напротив, внешний фасад Сокровищницы невероятно богат украшениями — это поистине тщательно и любовно выполненное художественное произведение. Вопрос только в том, кому понадобилось вкладывать столько труда и времени, чтобы выстроить такое в отдаленной местности?

Когда предпринимаются попытки углубиться в историю Петры и обитавших здесь народов, обычно всегда начинают с эдомитян. Считается, что этот народ — потомки Исава — населял эти земли примерно с 1000 года до РХ. Никто, правда, не утверждает, что именно эдомитяне основали Петру, но историки почему-то не склонны углубляться в предшествующую историю.

Моя версия истории Петры такова. После ядерной катастрофы 2024 года до РХ Лот и его дочери бежали на юг и обнаружили проход в горах. В наши дни вокруг Петры лежит бесплодная пустыня, но в те времена здесь росли кедровые и сосновые леса. В конце прохода между скалами они нашли пещеру, в которой и поселились, как об этом рассказывается в Библии. После смерти Лота его сыновья (от его дочерей) Моав и Бен-Амми посвятили себя увековечиванию памяти отца (и, возможно, памяти его обратившейся в пар жены) и вытесали в скалах здание, известное ныне как Сокровищница. Урна (смысл символики которой остается необъясненным) содержит прах их покойного отца и, возможно, также поставлена в память о его жене.

После этого сыновья Лота отправились знакомиться с внешним миром. Как говорится в Книге Бытия, один, Моав, положил начало племени моавитян, которые жили в горах вокруг Петры. Другой сын, Бен-Амми, стал отцом рода аммонитян. Город Аммон и в настоящее время стоит в 90 милях к северу от Петры.

Позже сюда пришли эдомитяне и набатеи. Некоторые из них воспроизводили увиденные здесь образцы творчества, иногда дополняя их собственными художественными и культурными традициями. Но никогда они не вкладывали столько труда, сколько затратили первые строители. За тысячи лет это место утратило свою прежнюю важную роль, и память о его происхождении сохранили лишь немногие избранные. Те немногое сведения, которые передавались от поколения к поколению, были затем запечатлены в библейском мифе о разрушении Содома и Го-морры. Не этим ли объясняется то, что ученые нс желают заниматься изучением происхождения Петры?