logo
ХРЕСТОМАТИЯ по культурологии

Иван Васильевич киреевский

1806 – 1856

КИРЕЕВСКИЙ Иван Васильевич — русский философ, литературный критик и публицист; наряду с Хомяковым — основоположник славянофильства. Входил в кружок «любомудров», испытал влияние немецкой идеалистической философии. В «Обозрении русской словесности 1829 года» охарактеризовал этапы развития русской литературы начала XIX в. и выделил реалистические тенденции последнего «пушкинского» периода. В 1830 г. Киреевский был в Германии, слушал лекции философов Шлейермахера, Гегеля, Шеллинга, К. Риттера. В 1832 г. Киреевский предпринял издание журнала «Европеец», привлек к нему лучшие литературные силы (в т. ч. А. С. Пушкина). Журнал был запрещен на втором номере, в частности, за статью Киреевского «Девятнадцатый век», в которой Николай I усмотрел пропаганду конституции. В дальнейшем Киреевский посвятил себя почти исключительно теоретическим занятиям; участвовал с начала 1840-х гг. в разработке учения славянофилов. Основные опубликованные сочинения — «О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России» (1852), «О необходимости и возможности новых начал для философии» (1856). Рассматривая философию Гегеля как завершение западноевропейского рационализма, восходящего к католической схоластике и Аристотелю, Киреевский противопоставляет ей традиции Платона и восточно-христианского «умозрения», из которых, по Киреевскому, и должна исходить самобытная русская философия. В отходе от религиозных начал, утрате духовной цельности и, в частности, разъединении познавательных и моральных сил Киреевский видит источник кризиса «европейского просвещения» и господства отвлеченного мышления в идеалистической философии. Усвоение Россией достижений «европейской образованности», этого «зрелого плода внечеловеческого развития», должно сопровождаться, по Киреевскому, переосмыслением на их основе православного учения, сохранившего в чистоте изначальную истину христианства. В этом, утверждает Киреевский, и состоит то «новое начало», которое Россия призвана внести во всемирную историю; источники его он пытается усмотреть в характере древнерусской общественной жизни и быта. Консервативно-утопический материал универсальной православно-христианской культуры, овладевающей «умственным развитием современного мира», выдвигался Киреевским без учета конкретных общественно-политических условий России середины XIX в. Киреевский оказал влияние на развитие русской идеалистической философии конца XIX – начала XX в.

Сочинения

1. Киреевский И. В. Полное собрание сочинений :В2т. М.,1911.

2. Киреевский И. В. Критика и эстетика. М., 1979.

3. Киреевский И. В. Избранные статьи. М., 1984.

Литература

1. Герцен А. И. Былое и думы: В 2 т. М., 1988. Глава XXX.

2. Лисковский В. Братья Киреевские. Жизнь и труды их. СПб., 1899.

3. Лушников А. Г. И. В. Киреевский. Казань, 1918.

4. Манн Ю. Путь И. Киреевского // Манн Ю. Русская философская эстетика. М., 1969.