logo
Древние славяне

Железные дороги

Первая железная дорога в Российской империи построена в 1837 году по маршруту Санкт-Петербург-Царское село, на 12 лет позже первой железной дороги в мире, появившейся в Великобритании в 1825 году. Также, как и в Европе, строительство первых железных дорог породило множество предрассудков, активно подогреваемых извозчиками, которые боялись разориться. Обычными были опасения вроде «Железные дороги помешают коровам пастись, куры перестанут нести яйца, отравленный дымом воздух будет убивать пролетающих птиц… дома близ дороги погорят… в случае взрыва паровоза будут разорваны на куски и все пассажиры», и «быстрота движения, несомненно, должна развивать у путешественников болезнь мозга». Ожидалось также, что строительство дорог вызовет «упадок нравственности». Настороженное отношение общества к строительству привело к тому, что железная дорога была передана в ведение III отделения Бенкендорфа.

Однако со временем строительство железных дорог становится особо поощряемым царским правительством. Крымская война 1853—1856 наглядно продемонстрировала, что гужевого транспорта уже недостаточно для эффективного снабжения воюющей армии. Император Александр II учреждает особый железнодорожный фонд, с 1870-х годов начинается активное строительство.