logo
MHK-1

1. Акрополь

Акрополь - это большой продолговатый холм, возвышающийся над Афинами. Люди издавна селились здесь, т.к. местность была удобна для обороны и обеспечена водой. В микенские времена Акрополь представлял собой небольшой город, окруженной каменной стеной. К концу «темных веков» Акрополь превратился в священное для греков место, где возводились только храмы и городские святилища. Другие общественные здания и жилые дома строились у подножия горы.

480 г. до н.э. - после столкновения с персами храмы и стены Акрополя были разрушены. И именно Перикл инициировал его перестройку: все храмы, стоящие на Акрополе до сих пор, выстроены при нем. Непосредственное осуществление этого плана Перикл поручил Фидию. Трудно было сделать более удачный выбор. Их связывала личная дружба. Фидий посвятил этому проекту 16 лет своей жизни. Здесь в полной мере развернулись организаторские способности, а талант скульптора достиг творческой зрелости. Он осуществлял общий надзор за возведением зданий, ему подчинялись отряды ремесленников и каменотесов.

Как всякая греческая архитектура, комплекс Акрополя органически связан с окружающим ландшафтом. Причем если для архитектуры архаики был характерен принцип симметрии при размещении объектов, то в основе композиции Акрополя - это было характерно для всего периода классики - лежал принцип свободной планировки. Акрополь был и святилищем, и укреплением, и общественным центром:

- хранилась государственная казна,

- размещалась библиотека,

- находилась пинакотека (картинная галерея).

На ежегодных праздниках в честь Афины после конных и гимназических состязаний, после соревнования певцов и музыкантов наступал самый торжественный момент - всенародное шествие на Акрополь. Двигались всадники на конях, шли государственные мужи, шли военные в доспехах. Празднество заканчивалось всеобщим пиром на Акрополе.

Вход в Акрополь представлял собой мраморный проход - Прополеи (парадный вход) (архитектор Мнесикл). Пропилеи имели два крыла:

- на одном из них размещалась пинакотека

- на другом - небольшой по размерам храм богини Ники («победы») (архитектор Калликрат). Храм был разрушен во время турецкой войны в ХVІІІ в.

Внимание каждого входящего привлекала бронзовая статуя Афины - Промахос («воительница») (7 м, скульптор Фидий). В ясные дни блеск ее копья виден морякам, возвращающимся в порт. Статуя была уничтожена в ХІІІ в. рыцарями - крестоносцами.

Главный храм - Парфенон (архитекторы Иктин и Калликрат, под руководством Фидия). В целле храма находилась статуя Афины - Парфенос (дева) (скульптор Фидий). Она была изготовлена из дерева, открытые участки тела были покрыты платинами, изготовленными из кости, а доспехи - из золота. Это золото - государственный неприкосновенный запас весом в 2000 кг. Каждые 4 года (перед Олимпийскими играми) их снимали и взвешивали. Во время нападения на Афины византийцев статуя была вывезена в Константинополь, где ее следы затерялись.

Эрехтейон - один из красивейших храмов Акрополя. Храм, посвященный Афине и Посейдону. Согласно мифам, он стоял на месте, где в древности происходил спор Афины и Посейдона. Храм был назван в честь легендарного предшественника микенских царей Эрехтея.