logo
Учебник В

4. Энеолит эпоха перехода к цивилизации

В IV тысячелетии до н.э. на смену каменному веку, длившемуся 2,6 млн. лет приходит век металла. Один из первых, если не самый первый металл, использованный человеком, - медь. Ее залежи имелись на Синайском и Балканском полуострове, в Малой Азии, на острове Кипр, на юге Китая, на территории современного Ирана, Армении, Португалии, Испании, Франции, Англии, Австрии и Венгрии. Переход от камня к металлу занял тысячелетия: на Ближнем и Среднем Востоке V III тыс. до н.э., в Европе с III тыс. до н.э. Наступило время, когда изделия из камня уже не были единственными, а медные еще не получили широкого распространения. Этот переходный период называют энеолитом либо халколитом, т.е. медно-каменным веком.

На этом отрезке истории человечество успешно осваивало новый материал медь. Но полностью вытеснить каменные, медным изделиям так и не удалось. Рабочие свойства камня в ряде случаев оказались выше меди, к тому же пригодный для изготовления орудий труда камень имелся повсюду, а залежи меди располагались лишь в некоторых районах. Медь, уступая по твердости камню, была, однако, гораздо более удобным, податливым и ковким материалом, которому можно было придать любую форму. Даже самые совершенные каменные орудия были трудоемки в изготовлении и недостаточно надежны в применении, чтобы удовлетворить разнообразные, все усложняющиеся потребности. На изготовление каменного топора уходили месяцы напряженного труда. Используя медь, это можно было сделать значительно быстрее. Сломанные каменные изделия нельзя исправить, а медные легко поддавались переплавке. Рыболовные крючки, иглы, наконечники копий, сделанные из меди, технически более совершенные, чем каменные. Гвозди, проволока, трубы, которые в условиях развивающегося строительного дела стали пользоваться особым спросом, вряд ли можно сделать из камня. К тому же энеолитическая металлургия, не отличаясь сложностью, была проста и доступна любому человеку: сначала медную руду обжигали на костре, а затем ее нагревали в смеси с древесным углем в примитивной плавильной печи. Итак, с появлением меди перед человеком открылись такие возможности, которых не было у его предков ни в неолите, ни вмезолите и, тем более, в палеолите.

Появление металла сыграло исключительную роль в развитии всех видов хозяйственной деятельности человека и сопровождалось крупными изменениями в технологии, в экономической и социальной жизни, в усилении торгового обмена и военных столкновений между племенами. В итоге раннеземледельческий мир стал постепенно переходить к цивилизации. Это был не простой поступательный процесс. Шли сложные преобразования во всех сферах жизнедеятельности. Переход у цивилизации осуществлялся в обществах раннеземледельческих культур. Они были самодостаточны и способны к саморазвитию. Однако, выход из родового коллектива в цивилизацию проходил в разделенном обществе (разделение труда, разделение производства, разделение общества и т.д.), что противоречило самой природе раннеземледельческого мира. Эпоха медно-каменного века открыла перед человеком новые возможности, сохраняя старые родовые традиции. Наступало время хаоса, неустойчивости и нестабильности. В целом возросла неупорядоченность и неравномерность динамики исторического развития человечества. И в этом состоит отличительная особенность энеолита.

В пору медно-каменного века проявились противоречивые последствия первого общественного разделения труда на земледельческий и скотоводческий. Первобытное земледельческое общество достигло своего наивысшего расцвета. Специализация хозяйственной деятельности племен завершилась. Но даже в эпоху энеолита не существовало чисто земледельческих племен, ибо земледельцы продолжали заниматься подсобным скотоводством, охотой и рыболовством. Они продолжали опираться на выработанные ранее традиции земледельческой культуры, при этом максимально реализуя опыт и возможности земледельческого труда. Появление металла стимулировало потребности земледельцев в совершенствовании своих орудий труда. Появились медная мотыга и лопата, которые существенно облегчили труд человека, повышая при этом его производительность. Жители Египта, Двуречья, Иранского нагорья изобрели плуг и наряду с мотыжнымстало развиваться плужное земледелие.

Три великие реки Нил, Евфрат и Инд человек освоил, переходя у цивилизации. В долинах этих рек появились первые речные цивилизации. В результате очередного экологического кризиса, связанного с таянием и окончательным исчезновением ледников на севере, юг переживал тяжелейшую засуху. Земледельцы, обитавшие в долинах Нила, Евфрата, Инда, жили в весьма неблагоприятных условиях. Эти южные реки текут через зону пустыни и очень жарких степей, где без искусственного орошения хлеб расти не может. К тому же реки периодически сильно разливаются, затопляя посевы. В Египте почти никогда не бывало дождей, а в Месопотамии в ноябре и декабре шли беспрерывные дожди, остальное время года засуха. Столь сложные условия требовали новых приемов и принципов обработки земли и прежде всего освоения поливного земледелия. Переход к цивилизации сделал отказ от длительно существовавшей традицииземледельческой культуры необходимым и неизбежным. Устанавливалась новая более динамичная культура сельскохозяйственного труда. Человек энеолита научился собирать, сохранять и равномерно распределять бесценную регионов влагу.

В Египте разгораживали поля земляными валами. Отстаиваясь после разлива, вода оставляла плодородный ил и, когда ее спускали, ил надолго сохранял влагу, которой теперь хватало не только для посева, но и для периода взращивания злаков. В период разлива Евфрата воды отводились в специальные водохранилища, откуда в дальнейшем их можно было несколько раз подавать на поля. Реально осуществить такие ирригационные работы в медно-каменном веке можно было только нескольким объединившимся общинам. При этом организационной стороной дела, вероятно, занимались культовые вожди жрецы. Освоение речной ирригации было возможно только там, где почва была достаточно мягкой, берега рек не слишком круты и каменисты, течение не слишком быстрое. Там, где организованная речная ирригация оказалась возможной, даже эти примитивные оросительные сооружения позволили расширить посевную площадь, а тучная илистая почва стала приносить обильные урожаи. Земледельцам, обитавшим на Ниле и на Евфрате уже к концу IV тыс. до н.э. посевы давали 10-20-кратные урожаи.

Рост урожая был исключительно благоприятным и для развития скотоводства. Часть выращенного урожая шла на корм скоту, способствуя росту его поголовья. По мере увеличения стад их владельцам все шире приходилось использовать подножный корм и там, где это было возможно, передвигаться в поисках пастбищ. Нередко часть племени занималась преимущественно земледелием, другая часть преимущественно скотоводством.

В тех местах, где имелись благоприятные условия, например, в полосе степей, основным видом хозяйственных занятий было скотоводство. Оно обеспечивало племя продуктами питания и давало материал для изготовления одежды. Как правило, скотоводческое племя обитало в одном месте, вплоть до полного истощения пастбищ. Когда по этой причине или из-за засухи выпас скота в данном районе становился невозможным, скотоводы массами переселялись в другие места, уходя все дальше от районов своего первоначального обитания. У скотоводов, живших в степях, богатых травами, не было нужды заниматься земледелием. Степное скотоводство давало столько продуктов, что позволяло их избыток обменивать на хлеб и все самое необходимое человеку того времени. Однако, цивилизации складывались там, где торжествовал оседлый образ жизни.

Развитие земледельческо-скотоводческого труда обеспечивало возможность накопления излишков и высвобождения времени и средств для изготовления различного рода предметов потребления. Сначала это были предметы, связанные с обработкой продуктов земледелия и скотоводства. Значительно повысился жизненный уровень людей. Община теперь могла прокормить не только стариков, которые были заняты в религиозно-интеллектуальной сфере и управлении, не только детей, занятых своим обычным делом учебой и освоением опыта. Часть работоспособных людей, освобождаясь от сельскохозяйственных работ, посвящала себя ремеслу, продукция которого была востребована раннеземледельческим миром и находила перспективу даже за его пределами. Переход в цивилизацию завершило второе общественное разделение труда ремесло окончательно отделилось от земледелия.

На протяжении V III тысячелетий до н.э. формируются принципиально новые технологии. Разрабатывались различные приемы обработки керамики, металла. В IV тыс. до н.э. появляется одно из крупнейших достижений древности гончарный круг, увеличивший производительность в 7-10 раз. Значительные изменения происходят в ткацком производстве, строительстве. Появляютсяспециализированные ремесла: гончарное, ткацкое, камнерезное, кораблестроительное, медницкое и др. Усложнение ремесла требовало все больше трудовых затрат, умения и опыта. Стали выделяться особенно искусные умельцы. Зачастую ремесленников собирали в царских и храмовых хозяйствах. Среди продукции древних мастером много высокохудожественных образцов, к примеру, ювелирных изделий.

Утверждаясь в раннеземледельческом мире, ремесло стимулировало развитие обмена. Обмен происходил как внутри общины между ремесленником и земледельцем, так и между отдельнымиобщинами и племенами. На этапе перехода к цивилизации часть изделий и продуктов производилась непосредственно для обмена. Каким образом шло перемещение ремесленных изделий, зачастую на очень большие расстояния, - пока остается неясным. При обмене не прибегали к посредству денег, однако у ранних земледельцев постепенно складывались представления об эквивалентности обмениваемых товаров. Средством обмена могли быть кусочки ткани, меха, редкие раковины, скот, слитки металла.

Переход человечества к цивилизации сопровождался и некоторыми потерями. В числе первых жертв оказалась женщина, ибо с началом утверждения цивилизации она терпит свое первое поражение. С развитием пахотного земледелия сельскохозяйственные работы перешли из рук женщины в руки мужчины. Мужчина земледелец кормилец стал главой семьи. Степное скотоводство также преимущественно дело мужчин. Оно обогащало людей, давая реальный и по масштабам того времени ощутимый доход, не сравнимый с результатом труда женщины-домохозяйки. Мужчина постепенно становится господином не только скота и всего хозяйства, но и самой женщины. Ее роль и влияние уменьшились. С энеолита на многие столетия женщина замкнулась в узком домашнем хозяйстве.

В результате изменился характер семьи и рода. Возник патриархат, т.е. господство мужчин, и в соответствии с этим не муж стал приходить в дом и родовой коллектив жены, а жена в дом и родовой коллектив мужа. Наследство семьи получали сыновья, особенно старший сын. Постепенно стали вести счет родства уже не по материнской линии, а по отцу. В такой патриархальной семье женщине отводилась подчиненная роль. Обязательность единобрачия устанавливалась только для женщин. Для мужчины допускалась полигамия многоженство. В то же время превращениематриархата в патриархат человеку раннеземледельческого мира давалось не легко. Чтобы оправдать отход от заветов предков, он должен был прибегать ко всевозможным уловкам и хитростям, помогавшим ему ломать традицию в рамках традиции.

Значение семьи выросло. Она уже противостояла родовому коллективу. Патриархальная, или большая семья, состояла нескольких, обычно трех или четырех поколений ближайших родственников. В состав семьи входили также рабы. Разрастаясь, патриархальная семья делилась на другие семьи, связанные близким родством. Они жили по соседству и были объединены обязанностью взаимопомощи, взаимной ответственности и защиты, общим культом, особым наименованием, вели свое происхождение от одного предка. В семье стали накапливаться богатства, причем, не в равной мере. Внутри рода выделялись семьи выборных вождей, жрецов, других знатных людей, которые по праву руководителей распоряжались родовой собственностью, использовали ее для личного обогащения.

Когда подобные семьи обогащались, то обязаны были, согласно родовым традициям, поделиться с членами рода. Однако, они не были в этом заинтересованы. Возникали и такие ситуации, когда семьи сама не могла справиться с хозяйством, и нуждалась в помощи других членов рода, что последних не всегда устраивало. Таким образом, на этапе перехода к цивилизации стало очевидным, что в родственных отношениях уже не было прежней заинтересованности, которая так укрепляла род, ибо родственники всем начали приносить неудобства, хлопоты, тяготы, убытки. С этого момента родовой коллектив начал разрушаться, исчезало последнее препятствие для развития частной собственности, появления неравенства и классов.

Родовые связи начали уступать место чисто соседским, и родовая община сменялась соседской общиной, где только земля оставалась общей, а остальное имущество семей становилось частной собственностью. Переход к цивилизации это путь к частной собственности, ибо цивилизация в определенном смысле строй частной собственности. Погоня за умножением богатства приводила к междуобщинным и межплеменным войнам, а вслед за этим к превращению пленных в настоящих рабов. Так, цивилизуясь, общество породило рабство. Раб это вещь в руках господина, которую можно было продать, купить или уничтожить. Но поскольку рабство в то время оказалось экономически более выгодной системой, оно явилось основой самых первых древнихцивилизаций.

Имущественное неравенство порождало и неравенство общественное. Стала складываться верхушка родовой знати, ведавшая практически всеми делами. Знатные общинники становились вождями, жрецами, заседали в совете племени. Внутри племени выделялись богатые и сильные роды, в подчинении которых оказались роды обедневшие и ослабевшие. Благодаря частым войнам, иногда в подчинении могли оказаться целые племена или группы племен. Затем в процессе постепенного перехода к цивилизации начинает признаваться неравенство, устанавливая вначале с помощьюобычая, а потом и закона различные перегородки между людьми. Такие социальные группы людей, называемые сословиями, уже отражали и классовые и профессиональные различия. К высшимсословиям относились жрецы и воины, к низшим крестьяне, ремесленники, купцы. Сословие наиболее бесправных людей составляли рабы.

При той социальной структуре, которая сложилась в раннеземледельческой мире, уже не могла сохраниться старая система управления, основанная на правах родства и на личном авторитете вождя. Моральных средств управления уже было недостаточно, и постепенно вошли в практику силовые методы. Формируются новые органы управления, которые опираются на силу, служащуюпорядку: армия, полиция, законодательство, суд, бюрократия, одним словом государство. Власть вождя становится царской, власть родовых старейшин властью богатых и знатных над родом, власть народных собраний властью меньшинства. Вождь лидер опирается на воинскую силу, с течением времени узурпируя жреческие функции. Его личность объявляется священной, появляются особая одежда, специфические атрибуты власти, формируются прижизненный и заупокойный культ. Так в конце каменного века погибающий родовой строй взрастил строй цивилизации.

Начавшийся переход к цивилизации сопровождался стремительным ростом объема информации, когда традиционные формы ее передачи устная и художественная уже не справлялись. Для нормальной жизни нового общества человек обязан был научиться надежно хранить и передавать информацию. На рубеже IV-III тыс. до н.э. в Шумере были сделаны первые шаги по созданию письменности. Для обозначения предметов и количественных данных использовали пиктограммы (или рисунчатое письмо). Позднее пиктограммы становились все более стилизованными, постепенно приобретая вид абстрактных символов, превращаясь в идеографическое или логографическое письмо обозначение отдельных слов или знаменательных слогов. Таково древнейшее так называемое иероглифическое письмо шумеров, египтян, эламитов, китайцев, критян, этрусков, майя, ацтеков и других народов. Нужная информация записывалась заостренными тростниками на сырых глиняных табличках в виде вертикальных колонок. Затем стали писать горизонтальными строками, что значительно ускорило процесс письма. Для овладения сложными системами древней письменности нужно было длительное время, что вызывало необходимость специального обучения в школах писцов. Появление письменности важнейший шаг в цивилизацию, апогей развития духовной культуры первобытного человека.

Человек каменного века не был немым. Общались между собой не только жены с мужьями, дети с родителями, родственники, соплеменники, но и одно племя с другим. На протяжении тысячелетий в условиях разрозненности и борьбы за выживание первобытный человек создал разнообразные родовые и племенные языки. На этапе перехода к цивилизации они оформились в языковые семьи, т.е. языки со сходным грамматическим строем и основным словарным фондом. В Северной Африке возник семито-хамитский язык, носителей которого было сравнительно немного, и со временем они расселились в долине Нила (египтяне), на Аравийском полуострове (семиты), в Северной Африке (берберы, ливийцы), в Северо-Западной Африке (племена, говорившие на кушитских языках). Центральная Азия стала местом формирования родственных тюркских и монгольских языков, в Восточной Азии распространились сино-тибетские языки. Индоевропейская языковая семья (славянский, балтийский, романский, германский, кельтский, индо-иранский, греческий, армянский) возникла в южной части Восточной Европы, а также на некоторых территориях Центральной Азии. В лесной зоне от Прибалтики до Зауралья складывалась финно-угорская семья языков ( венгерский, мордовский, марийский, финский, эстонский, карельский). Языковые семьи как большие культурные общности способствовали взаимопониманию и культурному прогрессу всего человечества.

К числу очагов древнейших цивилизаций, возникших независимо и самостоятельно, относятся Шумер, Египет, Хараппа, циньский Китай, крито-микенская Греция, группа мезоамериканскихцивилизаций и древние цивилизации Перу. С переходом к цивилизации усилилась неравномерность исторического развития, и сами цивилизации, особенно на этапе их формирования, нередко были лишь небольшими островками в бескрайнем море первобытных племен.