logo
экзамен ИЗЦ

Утверждение христианской религии в Европе. Основные положения средневеково-христианской доктрины. Средневековые ереси.

После падения Западной Римской империи многие германские племена приняли христианство достаточно рано, некоторые даже подпали под влияние первых ересей. Вестготы, остготы, бургунды, отреклись от веры своих отцов, в 496 г. Хлодвик воззвал к Господу, что привело к созданию объединенного франкского королевства. В Европе процесс христианизации неуклонно распространялся на все новые и новые территории. Все средиземноморские народы, с которыми викинги имели дело, были христианами; оставались еще мусульмане-арабы, но и их вера была монотеистической. Германцы и кельты, населявшие Британию, также исповедовали христианскую религию, а после того как Карл Великий силой обратил в новую веру саксов, границы христианского мира расширились до Эйдера. Но северные народы не спешили с переменами, достаточно долгое время Скандинавия оставалась единственным оплотом язычества в христианском окружении.

Возникновение средневековой философии очень часто связывают с падением Западной Римской империи, однако это не вполне верно. Возникновение и распространение христианства пришлось на период глубокого кризиса античной цивилизации, упадка ее основных ценностей. Христианское учение предлагало своим приверженцам путь внутреннего спасения: уход от греховного мира в себя, грубым плотским удовольствиям противопоставляется строгий аскетизм, а высокомерию и тщеславию "сильных мира сего" - сознательное смирение и покорность. Идеалистическая ориентация большинства философских систем средневековья диктовалась основными догматами христианства, среди которых наибольшее значение имели такие, как догмат о личностной форме бога-творца, и догмат о творении богом мира "из ничего". Согласно христианскому догмату, Бог сотворил мир из ничего благодаря своему всемогуществу. Такое мировоззрение характерно для средневековой философии и называется креационизмом. Догмат о творении переносит центр тяжести с природного на сверхприродное начало. В отличие от античных богов, которые были родственны природе, христианский Бог стоит над природой.

В эпоху средневековья ереси были распространены преимущественно в народной среде. Носителями еретических идей зачастую были беглые монахи, лишенные сана клирики, студенты и актеры. Их проповедь всегда носила антицерковный характер и антигосударственный. Еретики средневековья отрицали таинства и обряды, не признавали власть церковной иерархии, высмеивали духовенство. С точки зрения вероучения, средневековые ереси отнюдь не представляли собой единого целого. Восточная Европа и юг Франции - здесь христианство было менее укоренено и языческие традиции имели большее влияние на население. Иногда еретические учения распространялись на огромной территории и оказывали заметное влияние на политическую жизнь Европы. Так было, например, с альбигойцами, ставшими причиной вооруженного конфликта общеевропейского масштаба.