Кондукт и мотет
аряду с органумом в музыкальной композиторской практике появляются жанрыкондуктаимотета.Кондукт отличается широтой своей тематики. Большая часть кондуктов связана с темами литургии, представляя в текстовом отношении комментарии к наиболее значительным духовным сюжетам или праздникам (кондукты о Деве Марии, пасхальные, рождественские). Помимо этого широкое распространение получают и светские тексты – политические (коронации, победы и проч.), морализующие, вплоть до сатирических памфлетов. Кондукты сочинялись как на основе заимствованного источника (григорианского хорала, переделанных светских мелодий [парафразы], в которых текст менялся на латинский), так и свободно сочиненного нижнего голоса. Типичной чертой являетсясиллабический склад многоголосия–нота против ноты (дискантный). Важную роль приобретает эффект вертикального звучания голосов, которые являются результатом линейного (горизонтального) сложения голосов. Существовал и тип кондукта, где силлабические разделы чередовались с мелизматическими (распевающими один слог текста длительное время).
Центральным жанром в XIIIвеке становитсямотет. По одной версии мотет вырастает на основе композиции клаузулы - известно, что вXIIIвеке клаузул-мотеты стали постепенно замещать в литургии большие по протяженности и сложные органумы. По другой версии мотет рождается из кондукта. Не случайно, сфера его бытования столь же широка, как и кондукта: в церкви, на празднествах, турнирах, различных церемониях. Оба жанра, таким образом,бифункциональны– являются и духовными, и светскими.
Мотет в XIIIвеке прошел путь от двухголосной до трех и четырехголосной композиции (наибольшее распространение получил трехголосный мотет). Сочинение мотета начиналось с тенора, к которому присоединялись мотетус (дуплум), затем приписывался триплум и позднее всего контратенор. Мелодически голоса отличались друг от друга – это былаполимелодическая полифония. Не случайно с этого времени входит запись композиции по голосам (в отличие от партитурной записи органумов, кондуктов и клаузул). Композиция мотета строится на использовании в качествеcantuspriusfactus’а фрагмента хорала в отличие от органума, где он проводится целиком. Теноровый репертуар мотетов заимствовался в основном из “MagnusLiberorgani”. Как и в дискантных разделах органума,тенор основан на принципе остинатно-вариационного изложения – вычлененный фрагмент мелодии остинатно повторялся в остинатных ритмических фигурах24. Число повторений определяло количество разделов. Если говорить о ритмической стороне многоголосия, то в теноровом голосе используются формулы модусов в более строгом, «чистом» виде, чем в свободных голосах, которые усложняют, дробят, модифицируют те же формулы.
Главная особенность мотета – это его подтекстовка, где сочетались различные тексты (своего рода полифония текстов). Не случайно название жанра происходит от французского слова mot, что в переводе означает «слово». Первоначально тексты голосов, присоединявшихся к тенору – дуплум и триплум - варьировали подтекстовку основного голоса. В дальнейшем они стали приобретать все большую самостоятельность; появились мотеты, в которых сочетались религиозные и светские юмористические, шуточные тексты, тексты на разных языках. Сложились 3 разновидности мотета:латинский(все голоса на латинском языке),французский(ente` - соответственно текст во всех голосах звучит на французском языке) иразнотекстовой(нижний голос – тенор – латинский источник, верхние голоса – французский текст).
В жанре мотета широкое распространение получила практика переработок (контрафактура) одного произведения – замена текстов (латинских на французские и наоборот), подписывание нового голоса к имеющимся двум или трем, перестановки голосов и т.д. Во внецерковной практике в одном из верхних голосов нередко использовались цитаты популярных песенных мелодий, а партия основного голоса – тенора - поручалась инструменталисту. Во второй половинеXIIIвека появляются и чисто интрументальные варианты мотетов. В последней трети этого столетия создаются мотеты, в которых отсутствует латинский тенор: все голоса основываются на французском тексте и песенных мелодиях (ente`). Появление светского напева в теноре обозначило полную секуляризацию мотета как жанра.
- Часть I
- Музыка в культуре первобытного общества
- Основные черты первобытного искусства
- Магический обряд. Пантомима.
- Мифологические представления
- Музыка в культуре древних цивилизаций
- Хронограф Шумер
- Шумерская культура
- Исследования Шумера
- Вавилонское царство и Ассирия
- Археологические исследования Вавилона
- Письменность
- Литературные памятники
- Эпос о Гильгамеше
- Музыкальная культура
- Египетская культура
- Пирамиды
- Культура в период Среднего и Нового царства
- Мумификация и изобразительный канон в рельефе.
- Письменность. Литература.
- «Книга мертвых»
- Религиозные представления
- Мистерии
- Индийская культура
- Хараппская цивилизация
- Древняя Индия
- Ведическая литература
- Китайская культура
- Музыкальная теория
- Инструменты
- «Книга песен»
- Музыкальная культура античности периодизация
- Хронограф
- Общая характеристика художественной культуры Античности.
- Крито-микенская культура
- Гомеровская Греция «Одиссея» и «Илиада»
- Архаический период
- Греческая классика
- Эллинистическое искусство
- Римское искусство
- Музыка в Древней Греции
- Музыка и музы
- Аэды и поэты
- Музыкальные инструменты
- Музыкально-теоретические представления
- Ah c d e f g a h c d e f g a
- Воспитательная роль музыки
- Древнегреческий театр
- Культ Диониса и дифирамб.
- Организация состязаний в дни Великих Дионисий
- Жанровые и композиционные особенности трагедии
- Некоторые вопросы теории драмы
- Комедия
- Драматурги
- Музыкальная культура средневековья периодизация
- Хронограф
- Общая характеристика художественной культуры Средневековья
- Основные периоды
- Исторические сведения
- Христианство
- Особенности архитектуры средневекового собора как отражение художественной картины мира Средневековья
- 2. Истоки литургической музыки.
- Пение псалмов Давида
- Слово и музыка. Аллилуйя
- Псалмодическое пение
- Типы псалмодирования
- Антифонарий Григория Великого
- Каролингское возрождение
- Каролингская традиция богослужений
- Суточные богослужения
- Оффиций
- ---- Речитация Проприй ← Ординарий →
- Григорианский хорал
- Сборники певческого репертуара
- Ладовая теория Средневековья
- Церковные лады
- Секвенции Тропы
- Современная история изучения григорианского пения
- Нотация
- Реформы нотации
- Невменная, буквенная и линейная нотации
- Реформа Гвидо Аретинского
- Система сольмизации
- Многоголосие. Культовые жанры
- Органум
- Сantus prius factus
- Параллельный органум.
- Свободный органум.
- Мелизматический органум
- Школа Нотр-Дам
- Модусная ритмика в органумах
- Система модусов:
- Кондукт и мотет
- Артистические профессии средневековья
- Менестрельный профессионализм
- Инструментарий
- Музыкально-поэтическое искусство трубадуров и труверов
- Куртуазная лирика миннезингеров
- Поэзия и песни вагантов
- Искусство Европы XIV века
- «Осень Средневековья»
- Эпоха “Ars Nova”
- Филипп де Витри
- Система пролаций ф. Де Витри
- Гильом де Машо
- Техника изоритмии
- Баллады, рондо, ле и виреле
- Итальянское искусство 14 века
- Мадригал
- Баллата и качча
- Франческо Ландини
- На рубеже 14 и 15 веков
- Периодизация
- Хронограф
- Общая характеристика художественной культуры Возрождения
- Выдающиеся мастера Возрождения
- Литература
- Нидерландская полифоническая школа
- Предпосылки для формирования композиторской школы европейского значения
- Роль английской школы
- Мастера нидерландской школы
- Гийом Дюфаи
- Йоханнес Окегем
- Якоб Обрехт
- Жоскен Депре
- Нидерландская школа после Жоскена
- Итальянская композиторская школа XVI века
- Венецианская композиторская школа
- Адриан Вилларт
- Андреа и Джованни Габриели
- Римская композиторская школа
- Джованни Пьерлуиджи да Палестрина
- Жанры духовной музыки в творчестве итальянских композиторов
- Жанры светской музыки
- Мадригал
- Лютневая музыка
- Композиторские школы Франции, Германии, Англии и Испании в XVI в. Франция
- Клеман Жанекен
- «Плеяда».
- Германия
- Искусство мейстерзингеров
- Реформация
- Протестантский хорал
- Испания
- Приложения словарь терминов и понятий
- Латинский текст и перевод missae ordinarium