Школьные музеи
Каким должен быть сайт школьного музея? Какие задачи он должен решать? Кто должен создавать такой ресурс?
Вот – лишь некоторые удачные решения. «И помнит мир спасенный…»http://www.schoolm263.by.ru/index_RU.htmСайт посвящен музею средней общеобразовательной школы №263 имени Рокосcовского. Специализация музея – история боевого пути 260 стрелковой дивизии. Сайт содержит информацию не только по истории создания музея и характеру его экспозиции, но и солидный справочный и статистический материал, а из текстов видно, над решением каких проблем работают музейщики.
«И сколько лет прошло, и сколько лет пройдет — никто из нас войны забыть не сможет...»http://www.omsk.edu.ru/schools/sch004/museum/index.htmСредняя школа №4 г. Омска предлагает познакомиться с некоторыми материалами из школьного музея Боевой Славы. Музей посвящен боевому пути трех стрелковых дивизий – 26-й Златоустовской краснознаменного ордена Суворова, 171-й Идрицко-Берлинской краснознаменной ордена Кутузова и 308-й гвардейской Рогачевской краснознаменной орденов Суворова и Кутузова. Много материалов рассказывает о трагедии 2-й Ударной армии в Мясном Бору. По целому ряду экспонатов можно проследить технологию поиска: как и кому писали, какие ответы приходили и т.д.
Музей «Наше Отечество«http://www.school-museums.narod.ru/1-56.htm, размещенный в средней школе №56 г.Барнаула фактически позиционируется как школа передового опыта. Как явствует из представленных материалов, «Наше Отечество» — старейший школьный музей на Алтае. Только за четыре месяца 1965 года здесь побывали 32 делегации учителей, которые, вернувшись домой, начинали организацию музея в своих школах. За 41 год работы музея проведено 86 поисковых экспедиций, установлено 18 мемориальных знаков. В поисковых исследованиях возрождены; былая слава 42-й барнаульской Краснознаменной бригады, подвиги 149-й Краснознаменной курсантско-комсомольской бригады, подвиги курсантов военных училищ Алтая 1941-1945 годов. О поисковой работе музея напечатано 352 статьи и публикации. Только за последние 6 лет проведено 130 встреч с ветеранами, об этом отснято 42 видеофильма.
Музей «Наши славные земляки«http://www.polk409.narod.ru/index.htm, созданный по материалам работы поискового отряда «Феникс» Лицея №43 г.Саранска, является попыткой выяснить судьбу солдат 409 стрелкового полка, который был сформирован 24 июня 1941 г. в г. Саранске из призывников со всех районов Мордовии. Он воевал в составе 137 стрелковой дивизии на Брянском фронте. Но кроме этого практически никакой информации не было. Ребятам показалось несправедливым, что о большинстве воинских частей, сражавшихся в годы Великой Отечественной войны, не вспоминает никто. 409 стрелковый полк только один из примеров забытья, хотя только из Саранска туда было призвано 1500 человек. Что же случилось с такими же юношами? Почему их судьба оказалась укрытой покрывалом безвестности? Нет ли здесь той истины, которую наше государство не хочет выставлять на всеобщее обозрение? В работе над данной темой был использован многогранный комплекс источников. Важнейшими свидетельствами послужили воспоминания родственников ветеранов этого полка, а также родственников погибших. В работе были использованы газетные публикации, архивные документы… Наряду с историческими, были использованы и социологические методы исследования: анкетирование, статистика.
Еще один интересный пример – сайт школьного музея Боевой Славы 295 стрелковой орденов Ленина и ордена Славы Краснознаменной гвардейской Херсонской дивизии(школа №1246 г.Москвы)http://1944.1941-1945.ru/museum.html. Интересная особенность сайта – рассмотрение боевого пути дивизии в контексте тех войсковых операций, в которых она участвовала. Знакомясь с этими материалами, школьники очень остро могут почувствовать, сколь много может содержать в себе обычная строчка обычного школьного учебника истории.
Подводя итоги этой темы, следует сказать, что в феврале этого года стартовал проект Школьные музеиhttp://vio.fio.ru/museum, призванный помочь школьным музеям в создании Интернет- представительства.
- Федеральное агентство по образованию
- Тема II: ссср в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
- Раздел II. Советский Союз в послевоенные годы (1945 – 1953 гг.).
- Тема I. Послевоенное восстановление народного хозяйства. Жизнь и быт советских людей.
- Тема II. Общественно-политическое и духовное развитие ссср во второй половине 1940-х – начале 1950-х гг.
- Тема III. Международное положение ссср в 1945 – 1953 гг. «Холодная война.
- Раздел III. Советский Союз в 1953 – 1964 гг. «Оттепель».
- Тема I. Общественно - политическое и культурное развитие ссср в 1953 – 1964 гг.
- Тема II. Проблемы социально-экономического развития ссср в 1953 – 1964 гг.
- Тема III. Внешняя политика Советского Союза в 1953 – 1964 гг.
- Раздел IV. Советский Союз во второй половине 60-х первой половине 80-х гг. XX века.
- Тема I. Тенденции социально-экономического развития ссср в 1965 – 1985 гг.
- Тема II. Общественно – политическая и культурная жизнь советской страны в 1964 – 1985 гг. Конституция 1977 года.
- Тема III. Внешняя политика ссср в 1965-1985 гг..
- Раздел V. Ссср в 1985 – 1991 годах.
- Тема I. Новые элементы в советской общественно-политической и культурной жизни, политические реформы в ссср в 1985-1991 годах.
- Тема II. Внешняя политика ссср в 1985-1991 годах.
- Тема II. Экономические реформы, поиск путей оздоровления экономики ссср в 1985 – 1991 годах.
- Раздел VI. Современная Россия. (1992 – 2000-е гг.)
- Тема I. Экономически реформы в России, смена модели социально-экономического развития в 1990-е - 2000-е годы.
- Тема II. Общественно-политическое положение в России в 1990-е - 2000-е годы. Политические реформы. Конституция 1993 года.
- Тема III. Внешняя политика российского государства в 1990-е - 2000-е годы.
- Литература. Общий курс.
- Учебная и справочная литература.
- Раздел I. Советский Союз в годы второй мировой войны (1939-1945 гг.). Советский Союз накануне Великой Отечественной войны (1939-1941 гг.). Источники.
- Исследования и монографии.
- Советский Союз в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Источники.
- Исследования и монографии.
- Раздел II. Советский Союз в послевоенные годы (1945 – 1953 гг.). Источники
- Исследования и монографии.
- Раздел III. Советский Союз в 1953 – 1964 гг. «Оттепель». Источники
- Исследования и монографии.
- Раздел IV. Советский Союз во второй половине 60-х первой половине 80-х гг. XX века. Источники
- Исследования и монографии.
- Раздел V. Ссср в 1985 – 1991 годах. Источники
- Исследования и монографии.
- Раздел VI. Современная Россия. (1992 – 2004 гг.) Источники
- Исследования и монографии.
- Планы семинарских занятий и методические рекомендации по новейшей истории россии (1939-2000-е гг.). Учебная литература.
- Методические рекомендации для подготовки к семинарскому занятию.
- Доклады:
- Источники.
- Литература.
- Методические рекомендации.
- Источники.
- Литература.
- Методические рекомендации.
- Доклады.
- Источники.
- Литература.
- Методические рекомендации.
- Источники.
- Литература.
- Методические рекомендации.
- Источники.
- Литература.
- Методические рекомендации.
- Методические рекомендации.
- Методические рекомендации.
- Источники.
- Литература.
- Литература для индивидуальной работы.
- Экзаменационные вопросы по курсу истории России
- 1939 – 2000-Е гг.
- Глоссарий.
- Основные даты и события.
- Темы докладов по новейшей истории россии (1939-2000-е гг.)
- Тематика курсовых и выпускных квалификационных работ.
- Критерии оценки знаний студентов на занятиях и экзамене.
- Интернет ресурсы:
- Библиотеки.
- Сайты высших учебных заведений.
- Работы историков (лекции, сайты историков).
- Периодические издания.
- Научные исследования.
- Виртуальные энциклопедии.
- Коллекции методических разработок.
- Всеобщая история. История древнего мира.
- История средних веков.
- Новая история.
- Новейшая история.
- Отечественная история. С древнейших времен до конца xVвека.
- Отечественная история (XVI–xviiIвв.).
- Отечественная история (xiXв.).
- Отечественная история (xXв.).
- Краеведение.
- Интернет-ресурсы по истории Великой Отечественной войны с краткими методическими рекомендациями по их использованию в учебной и внеучебной работе.
- Интернет-ресурсы, подготовленные при активной поддержке органов государственной власти специальной к 60-летию Великой Победы..
- Порталы.
- Библиотеки.
- Периодические издания.
- Школьные музеи
- Виртуальные энциклопедии и справочники.
- Иллюстративный материал и фотографии. Карты.
- Отдельные этапы войны
- Вооружение. Отдельные рода войск.
- Воспоминания.
- Исследовательская работа.