Обозрение современного состояния литературы
<Статья вторая>7
<.. .> Что такое народ, если не совокупность убеждений, более или менее развитых в его нравах, в его обычаях, в его языке, в его понятиях сердечных и умственных, в его религиозных, общественных и личных отношениях, — одним словом, во всей полноте его жизни? К тому же мысль вместо начал нашей образованности ввести у нас начала образованности европейской уже и потому уничтожает сама себя, что в конечном развитии просвещения европейского нет начала господствующего. Одно противоречит другому, взаимно уничтожаясь. Если остается еще в западной жизни несколько живых истин, более или менее еще уцелевших среди всеобщего разрушения всех особенных убеждений, то эти истины не европейские, ибо в противоречии со всеми результатами европейской образованности, — это сохранившиеся остатки христианских начал, которые, следовательно, принадлежат не Западу, но более нам, принявшим христианство в его чистейшем виде, хотя, может быть, существования этих начал и не предполагают в нашей образованности безусловные ^поклонники Запада, не знающие смысла нашего просвещения и смешивающие в нем существенное с случайным, собственное, необходимое с посторонними искажениями чужих влияний: татарских, польских, немецких и т. п.<...>
<...>.. .Каково бы ни было просвещение европейское, но если однажды мы сделались его участниками, то истребить его влияние уже вне нашей силы, хотя бы мы того и желали. Можно подчинить его другому, высшему, направить к той или другой цели; но всегда останется оно существенным, уже неизъемлемым элементом всякого будущего развития нашего. Легче узнать все новое на свете, чем забыть узнанное. Впрочем, если бы мы и могли даже забывать по произволу, если бы могли возвратиться в ту отделенную особенность нашей образованности, из которой вышли, то какую пользу получили бы мы от этой новой отделенности? Очевидно, что рано или поздно мы опять пришли бы в соприкосновение с началами европейскими, опять подверглись бы их влиянию, опять должны бы были страдать от их разногласия с нашею образованностию, прежде чем успели бы подчинить их нашему началу, и, таким образом, беспрестанно возвращались бы к тому же вопросу, который занимает нас теперь.
Но кроме всех других несообразностей этого направления оно имеет еще и ту темную сторону, что, безусловно отвергая все европейское, тем самым отрезывает нас от всякого участия в общем деле умственного бытия человека, ибо нельзя же забывать, что просвещение европейское наследовало все результаты образованности греко-римского мира, который в свою очередь принял в себя все плоды умственной жизни всего человеческого рода. Оторванное, таким образом, от общей жизни человечества, начало нашей образованности, вместо того чтобы быть началом просвещения живого, истинного, полного, необходимо сделается началом односторонним и, следовательно, утратит все свое общечеловеческое значение.
Направление к народности истинно у нас как высшая ступень образованности, а не как душный провинциализм. Потому, руководствуясь этою мыслию, можно смотреть на просвещение европейское как на неполное, одностороннее, не проникнутое истинным смыслом и потому ложное; но отрицать его как [будто] бы не существующее — значит стеснять собственное. Если европейское в самом деле ложное, если действительно противоречит началу истинной образованности, то начало это как истинное должно не оставлять этого противоречия в уме человека, а, напротив, принять его в себя, оценить, поставить в свои границы и, подчинив таким образом собственному превосходству, сообщить ему свой истинный смысл. Предполагаемая ложность этого просвещения нисколько не противоречит возможности его подчинения истине. Ибо все ложное в основании своем есть истинное, только поставленное на чужое место: существенно ложного нет, как нет существенности во лжи.
Таким образом, оба противоположные взгляда на отношения коренной образованности нашей к просвещению европейскому, оба эти крайние мнения являются равно неосновательными. Но надобно признаться, что в этой крайности развития, в какой мы представили их здесь, не существуют они в действительности. Правда, мы беспрестанно встречаем людей, которые в образе мыслей своих уклоняются более или менее на ту или другую сторону, но односторонность свою они не развивают до последних результатов. Напротив, потому только и могут они оставаться в своей односторонности, что не доводят ее до первых выводов, где вопрос делается ясным, ибо из области безотчетных пристрастий переходит в сферу разумного сознания, где противоречие уничтожается собственным своим выражением. Оттого мы думаем, что все споры о превосходстве Запада или России, о достоинстве истории европейской или нашей и тому подобные рассуждения принадлежат к числу самых бесполезных, самых пустых вопросов, какие только может придумать празднолюбие мыслящего человека.
И что, в самом деле, за польза нам отвергать или порочить то, что было или есть доброго в жизни Запада? Не есть ли оно, напротив, выражение нашего же начала, если наше начало истинное? Вследствие его господства над нами все прекрасное, благородное, христианское по необходимости нам свое, хотя бы оно было европейское, хотя бы африканское. Голос истины не слабеет, но усиливается своим созвучием со всем, что является истинного где бы то ни было.<...>
<...>Две образованности, два раскрытия умственных сил в человеке и народах представляют нам беспристрастное умозрение, история всех веков и даже ежедневный опыт. Одна образованность есть внутреннее устроение духа силою извещающейся в нем истины; другая — формальное развитие разума и внешних познаний. Первая зависит от того начала, которому покоряется человек, и может сообщаться непосредственно; вторая есть плод медленной и трудной работы. Первая дает смысл и значение второй, но вторая дает ей содержание и полноту. Для первой нет изменяющегося развития, есть только прямое признание, сохранение и распространение в подчиненных сферах человеческого духа; вторая, быв плодом вековых, постепенных усилий, опытов, неудач, успехов, наблюдений, изобретений и всей преемственно богатящейся умственной собственности человеческого рода, не может быть создана мгновенно, ни отгадана самым гениальным вдохновением, но должна слагаться мало-помалу из совокупных усилий всех частных разумений. Впрочем, очевидно, что первая только имеет существенное значение для жизни, влагая в нее тот или другой смысл, ибо из ее источника истекают коренные убеждения человека и народов; она определяет порядок их внутреннего и направление внешнего бытия, характер их частных, семейных и общественных отношений, является начальною пружиною их мышления, господствующим звуком их душевных движений, краскою языка, причиною сознательных предпочтений и бессознательных пристрастий, основою нравов и обычаев, смыслом их истории.
Покоряясь направлению этой высшей образованности и дополняя ее своим содержанием, вторая образованность устрояет развитие наружной стороны мысли и внешних улучшений жизни, сама не заключая в себе никакой понудительной силы к тому или к другому направлению. Ибо по сущности своей и в отделенности от посторонних влияний она есть нечто среднее между добром и злом, между силою возвышения и силою искажения человека, как всякое внешнее сведение, как собрание опытов, как беспристрастное наблюдение природы, как развитие художественной техники, как и сам познающий разум, когда он действует оторванно от других способностей человека и развивается самодвижно, не увлекаясь низкими страстями, не озаряясь высшими помыслами, но передавая беззвучно одно отвлеченное знание, могущее быть одинаково употреблено на пользу и на вред, на служение правде или на подкрепление лжи.<…>
<...> Мнение о неподвижности человеческого рода должно было уступить в общем признании мнению о необходимом развитии человека, ибо последнее было следствием другого заблуждения, принадлежащего исключительно рациональному направлению последних веков. Заблуждение это заключается в предположении, будто то живое разумение духа, то внутреннее устроение человека, которое есть источник его путеводных мыслей, сильных дел, безоглядных стремлений, задушевной поэзии, крепкой жизни и высшего зрения ума, будто оно может составляться искусственно, так сказать, механически, из одного развития логических формул. Это мнение долго было господствующим, покуда наконец в наше время начало разрушаться успехами высшего мышления. Ибо логический разум, отрезанный от других источников познавания и не испытавший еще до конца меры своего могущества, хотя и обещает сначала человеку создать ему внутренний образ мыслей, сообщить неформальное, живое воззрение на мир и самого себя, но, развившись до последних границ своего объема, он сам сознает неполноту своего отрицательного ведения и уже вследствие собственного вывода требует себе иного, высшего начала, недостижимого его отвлеченному механизму.
Таково теперь состояние европейского мышления, состояние, ко: торое определяет отношение европейского просвещения к коренным началам нашей образованности. Ибо если прежний, исключительно рациональный характер Запада мог действовать разрушительно на наш быт и ум, то теперь, напротив того, новые требования европейского ума и наши коренные убеждения имеют одинакий смысл. И если справедливо, что основное начало нашей православно-словенской образованности есть истинное (что, впрочем, доказывать здесь я почитаю ни нужным, ни уместным), — если справедливо, говорю я, что это верховное, живое начало нашего просвещения есть истинное, то очевидно, что как оно некогда было источником нашей древней образованности, так теперь должно служить необходимым дополнением образованности европейской, отделяя ее от ее особенных направлений, очищая от характера исключительной рациональности и проницая новым смыслом; между тем как образованность европейская, — как зрелый плод всечеловеческого развития, оторванный от старого дерева, должна служить питанием для новой жизни, явиться новым возбудительным средством к развитию нашей умственной деятельности.
Поэтому любовь к образованности европейской, равно как любовь к нашей, обе совпадают в последней точке своего развития в одну любовь, в одно стремление к живому, полному, всечеловеческому и истинно христианскому просвещению.
Напротив того, в недоразвитом состоянии своем являются они обе ложными, ибо одна не умеет принять чужого, не изменив своему; другая в тесных объятиях своих задушает то, что хочет сберечь. Одна ограниченность происходит от запоздалости мышления и от незнания глубины учения, лежащего основанием нашей образованности; другая, сознавая недостатки первой, слишком запальчиво спешит стать к ней в прямое противоречие. Но при всей их односторонности нельзя не сознаться, что в основании обеих могут лежать одинаково благородные побуждения, одинакая сила любви к просвещению и даже к отечеству, несмотря на наружную противоположность.<...>
- Хрестоматия по культурологии
- Предисловие
- Самосознание русской культуры
- Николай Михайлович карамзин
- Нечто о науках, искусствах и просвещении1
- Несколько слов о русской литературе6
- О случаях и характерах в Российской истории, которые могут быть предметом художеств14
- О любви к отечеству и народной гордости16
- Предисловие (к «Истории государства Российского»)17
- Речь, произнесенная на торжественном собрании Императорской Российской академии
- 5 Декабря 1818 года25
- Примечания
- Орест Михайлович сомов
- О романтической поэзии1
- Примечания
- Николай Александрович полевой
- Рецензия на книгу а. Галича «Опыт науки изящного»1
- Примечания
- Дмитрий Владимирович веневитинов
- О состоянии просвещения в России1
- Примечания
- Степан Петрович шевырев
- История поэзии1
- Теория поэзии2 Заключение
- Александр Семенович шишков
- Рассуждение о старом и новом слоге российского языка1
- Разговоры о словесности2
- Рассуждение о любви к отечеству3
- Из доклада на заседании Главного правления училищ4
- Примечания
- Петр Яковлевич чаадаев
- Философические письма1 Письмо первое
- Письмо шестое6
- Апология сумасшедшего8
- Записка графу Бенкендорфу13
- Отрывок из исторического рассуждения о России14
- Примечания
- Александр Сергеевич пушкин
- О народном воспитании1
- О прозе5
- О причинах, замедливших ход нашей словесности11
- О предисловии г-на Лемонте к переводу басен и. А. Крылова20
- О народности в литературе24
- Отрывки из писем, мысли и замечания31
- Второй том «Истории русского народа» Полевого33
- Опровержение на критики37
- О критике39
- О ничтожестве литературы русской41
- О ничтожестве литературы русской50 планы
- Мнение м. Е. Лобанова о духе словесности как иностранной, так и отечественной51
- Письмо п. Я. Чаадаеву
- 19 Октября 1836г.
- Примечания
- Михаил Сергеевич лунин
- Письма из Сибири1 №15. 1838. Сибирь
- Общественное движение в России в нынешнее царствование2
- Примечания
- Михаил Федорович орлов
- Из речи, произнесенной в Библейском обществе в Киеве1
- Примечания
- Николай Иванович тургенев
- Мысли о составлении общества1
- Примечания
- Александр Александрович бестужев
- Об историческом ходе свободомыслия в России (Письмо к Николаю I из Петропавловской крепости)1
- Взгляд на старую и новую словесность в России2
- Взгляд на русскую словесность в течение 1824 и начале 1825 годов3
- Вильгельм Карлович кюхельбекер
- О направлении нашей поэзии, особенно лирической, в последнее десятилетие1
- Правила соединенных славян2
- Примечания
- Десятилетие Министерства народного просвещения
- Примечания
- Николай Васильевич гоголь
- Скульптура, живопись и музыка1
- Несколько слов о Пушкине3
- О малороссийских песнях4
- О движении журнальной литературы в 1834 и 1835 году5
- Петербургские записки 1836 года6
- Четыре письма к разным лицам по поводу «Мертвых душ»7
- Авторская исповедь8
- Примечания
- Владимир Федорович одоевский
- Русские ночи1
- Русские ночи, или о необходимости новой науки и нового искусства7 Введение
- Психологические заметки10
- Элементы народные14
- Примечания
- Алексей Степанович хомяков
- «Семирамида»1
- Несколько слов о философическом письме (напечатанном в 15 книжке «Телескопа») (Письмо к г-же н.)2
- О старом и новом3
- Замечания на статью г. Соловьева «Шельцер и антиисторическое направление»4
- Примечания
- Иван Васильевич киреевский
- Обозрение русской словесности 1829 года1
- «Горе от ума» — на московском театре5
- В ответ а. С. Хомякову6
- Обозрение современного состояния литературы
- «Лука да Мария» народная повесть, сочинение ф. Глинки8
- О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России (Письмо к гр. Е. Е. Комаровскому)9
- Примечания
- Константин Сергеевич аксаков
- Ломоносов в истории русской литературы и русского языка1
- О русском воззрении3
- Еще несколько слов о русском воззрении4
- Обозрение современной литературы5
- Примечания
- Иван Сергеевич аксаков
- Речь о а. Ф. Гильфердинге, в. И. Дале и к. И. Невоструеве1
- Речь о а. С. Пушкине2
- Примечания
- Александр Иванович герцен
- О развитии революционных идей в России1
- Былое и думы11
- Письма к путешественнику18 Письмо второе
- Письмо пятое
- Порядок торжествует22
- Из переписки м. Гессу27
- 3 Марта 1850 г. Париж
- А. А. Герцену30
- Примечания
- Виссарион Григорьевич белинский
- Литературные мечтания (Элегия в прозе)1
- Мысли и заметки о русской литературе5
- Сочинения Александра Пушкина Статья восьмая6
- Взгляд на русскую литературу 1846 г.7
- Письмо Гоголю8
- Примечания
- Аполлон Александрович григорьев
- Критический взгляд на основы, значение и приемы современной критики искусства1
- Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина2
- Искусство и нравственность. Новые grubeleien по поводу старого вопроса3
- Примечания
- Николай Гаврилович чернышевский
- Эстетические отношения искусства к действительности (диссертация)1
- Эстетические отношения искусства к действительности (диссертация)2
- Сочинения т. Н. Грановского3
- Апология сумасшедшего5
- Примечания
- Николай Александрович добролюбов
- Губернские очерки1
- Русская цивилизация, сочиненная г. Жеребцовым3
- Когда же придет настоящий день?4
- Черты для характеристики русского простонародья5
- Примечания
- Дмитрий Иванович писарев
- Русский Дон Кихот1
- Бедная русская мысль3
- Очерки из истории труда5
- Примечания
- Федор Иванович тютчев
- Россия и Германия1
- Россия и Революция3
- Россия и Запад5
- Письма и. С. Гагарину18 (от 2 мая 1836 г.)
- П. А. Вяземскому21 (март 1848 г.)
- Примечания
- Константин Дмитриевич кавелин
- Взгляд на юридический быт древней Руси1
- Мысли и заметки о русской истории2
- Наш умственный строй5
- Авдотья Петровна Елагина6
- Московские славянофилы сороковых годов7
- Письмо ф. М. Достоевскому8
- Злобы дня9
- Примечания
- Николай Яковлевич данилевский
- Россия и Европа1
- Примечания
- Владимир Васильевич стасов
- Двадцать пять лет русского искусства1
- Примечания
- Владимир Сергеевич соловьев
- Национальный вопрос в России Выпуск первый1
- О народности и народных делах России2
- Славянский вопрос3
- Русская идея4
- Николай Федорович федоров
- Музей, его смысл и назначение1
- Примечания
- Василий Васильевич розанов
- Иная земля, иное небо...1
- Примечания
- Павел Николаевич милюков
- Очерки по истории русской культуры1
- Георгий Валентинович плеханов
- Новый защитник самодержавия, или Горе г. Л. Тихомирова1
- Очерки по истории материализма4
- Несколько слов в защиту экономического материализма5
- Основные вопросы марксизма6
- О книге в. Виндельбанда7
- О книге г. Риккерта11
- Предисловие к книге а. Деборина «Введение в философию диалектического материализма»12
- Владимир Ильич ленин
- Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов? (Ответ на статьи «Русского Богатства» против марксизма)1
- Критические заметки по национальному вопросу3
- Успехи и трудности Советской власти9
- Задачи союзов молодежи10
- О кооперации11
- О нашей революции12
- Примечания
- Александр Александрович богданов
- Красная звезда1
- Культурные задачи нашего времени3
- О художественном наследстве4
- Примечания
- Петр Климентьевич энгельмейер
- Теория творчества1
- Примечания
- Лев Платонович карсавин
- Основы политики1
- Примечания
- Николай Сергеевич трубецкой
- Об истинном и ложном национализме1
- Мы и другие2
- Вавилонская башня и смешение языков3
- Петр Николаевич савицкий
- Степь и оседлость1
- Евразийство2
- Географический обзор России - Евразии3
- Примечания
- Николай Александрович бердяев
- Воля к жизни и воля к культуре1
- Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX и начала XX века2
- Примечания
- Иван Александрович ильин
- О чувстве ответственности1
- О страданиях и унижениях русского народа2
- Против России3
- Россия есть живой организм4
- О воспитании в грядущей России6
- О русской идее7
- Творческая идея России8
- Примечания
- Георгий Петрович федотов
- Лицо России1
- Трагедия интеллигенции2
- Будет ли существовать Россия3
- Проблемы будущей России4
- Примечания
- Питирим Александрович сорокин
- Социокультурная динамика1
- Главные тенденции нашего времени2
- Примечания
- Павел Александрович флоренский
- О цели и смысле прогресса1
- Из автореферата2
- Записки о христианстве и культуре4
- Обратная перспектива9
- Культ, религия и культура10
- Столп и утверждение Истины. Опыт православной теодицеи11
- Примечания
- Владимир Иванович вернадский
- Несколько слов о ноосфере1
- «Коренные изменения неизбежны...» Дневник 1941 г.2
- Михаил Михайлович бахтин
- Проблемы поэтики Достоевского1
- Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса2
- Примечания
- Михаил Александрович лифшиц
- Античный мир, мифология, эстетическое воспитание1
- Очерки русской культуры8
- Примечания
- Юрий Михайлович лотман
- Культура и взрыв1
- Эвальд Васильевич ильенков
- Проблема идеала в философии10
- Об эстетической природе фантазии11
- Примечания
- Мераб Константинович мамардашвили
- Как я понимаю философию1
- О философии2
- Необходимость себя3
- Примечания
- Лев Николаевич гумилев
- География этноса в исторический период1
- Примечания
- Дмитрий Сергеевич лихачев
- Книга беспокойств1
- Нельзя уйти от самих себя... Историческое самосознание и культура России2
- Моисей Самойлович каган
- Лабиринты современной культуры1
- Примечания
- Сергей Сергеевич аверинцев
- Риторика и истоки европейской литературной традиции1
- Русское подвижничество2
- Примечания
- Валентин Григорьевич распутин
- Культура: «левая, правая где сторона?»1
- Примечания
- Самосознание русской культуры
- Сергея Вадимовича Степашина
- 190000, Санкт-Петербург, а/я № 321.
- 197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15.