logo
Семинары для ЭТ, ЭК(б) / Семинар 2 / Рыбаков Б

70 Свечей и приглашали служить в церкви самого владыку, получавшего за это

гривну серебра и сукно. Праздник братства Ивана на Опоках длился целых три

дня. Такие совместные праздники членов купеческих гильдий или ремесленных

цехов были характерны для всех средневековых городов Европы и Востока.

Тем временем в начавшейся феодальной раздробленности и распрях князей

Новгород попытался сказать свое слово в общерусской политике. Посадник

Мирослав Гюрятинич ездил в Южную Русь мирить киевлян с черниговцами. Князь

Всеволод, остававшийся в Новгороде, давал противоречивые рекомендации

относительно того, с кем из соперников быть Новгороду в союзе.

Недовольство князем со стороны новгородских бояр возрастало

одновременно с сознанием их собственного могущества. Кроме боярства и

купечества в Новгороде были еще две силы, на которые мог бы положиться князь

в поисках опоры для своего пошатнувшегося престола, -- церковь и "черные

люди".

С "черными людьми" у Всеволода были враждебные отношения, что и было

ему потом поставлено в вину. Оставалась церковь, являвшаяся в Новгороде

значительной экономической и политической силой. И вот создается второй

документ Всеволода Мстиславича, в котором он частично зачеркивает

привилегии, только что данные купечеству. Это "Устав князя Всеволода о

церковных судех... и о мерилах торговых".

"Устав" был обнародован таким образом: на заседание княжеского совета в

присутствии бояр, княгини и архиепископа были приглашены десять сотских,

бирюч и два старосты; один из них -- иванский староста Васята. В "Уставе"

очерчен круг людей, подвластных церкви, и состав тех преступлений, которые

подведомственны церковному суду (развод, умыкание, чародейство, волхвование,

ведовство, ссоры между родными, ограбление мертвецов, языческие обряды,

убийство внебрачных детей и др.).

Но начинается "Устав" с того, что князь определяет, кому он вверяет суд

и мерила торговые: на первом месте оказывается церковь святой Богородицы на

Торгу, далее Софийский собор и епископ и лишь на третьем месте "староста

Иваньский". После уточнения некоторых экономических деталей (какие оброчные

статьи получают иванский поп и сторож) говорится, что старосты и торговцы

должны управлять "домом святого Ивана", "докладывая владыке", то есть дела

купеческой корпорации ставятся под контроль новгородского архиепископа.

Церковь Богородицы на Торгу была заложена князем Всеволодом вместе с

владыкой Нифонтом в 1135 году. Зимою Нифонт ездил в Киев -- "Устав

Всеволода", пожалуй, правильнее датировать началом 1136 года, когда и

церковь на торгу уже была построена, и владыка вернулся из своей

дипломатической поездки. Новый документ (если только он верно понят нами)

укреплял связи князя с церковью и ее влиятельным главой -- архиепископом, но

должен был вызвать недовольство новгородского купечества, корпоративная

церковь которого -- Иван на Опоках -- оказалась на втором плане, а на первое

место вышла новопостроенная Богородицкая церковь.

Дальнейшие события показали, что князь просчитался: 28 мая 1136 года по

приговору веча (с участием псковичей и ладожан) Всеволод был арестован и

вместе с женой, детьми и тещей посажен в епископский дворец, где 30

вооруженных воинов стерегли его (а заодно, может быть, и владыку?) два

месяца. В июле Всеволода выпустили из города, предъявив ему обвинения: 1)

"Не блюдет смерд". 2) Зачем в 1132 году польстился на Переяславль? 3) Зачем

первым бежал с поля боя в 1135 году? 4) Зачем склонял к союзу с Черниговом,

а потом велел разорвать этот союз?

С этого времени вольнолюбивый Новгород Великий окончательно становится

боярской феодальной республикой. Красочность записей 1136 года, сделанных в

летописи, как предполагают, ученым, математиком Кириком, показывает события